Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.
Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61
При осуществлении надзора за исполнением следственными органами Следственного комитета законов прокурор, проводящий данную проверку, имеет право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения поднадзорного ведомства, изучать его документацию и материалы. В ходе проведения надзора прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц ведомства предоставления необходимой информации, документов, материалов, статистических и иных сведений. При необходимости получения разъяснений по возникшим вопросам или в случае необходимости использования специальных знаний прокурор может требовать выделения специалистов для дачи пояснений по возникшим в ходе осуществления надзора вопросам.
Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, прокурор должен добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения прокурор обязан принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной. По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор должен выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Обеспечивая проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, считается представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения.
Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор вправе изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращая при этом внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.
Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении последний должен вынести мотивированное постановление о его отмене, в котором указываются обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок должностные лица органов прокуратуры должны брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора последний принимает исчерпывающие меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добивается вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении.
Приказом Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. №162 прокурорам предписано своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании необходимо принимать соответствующие меры прокурорского реагирования. В ходе проверки следует обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений необходимо безотлагательно принимать меры к их устранению. Кроме того, – пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Следует организовывать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя.
Участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, является обязательным.
Особое внимание обращается на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), при этом исходят из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ о том, что к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести. Исключительный характер этих обстоятельств должен быть подтвержден конкретными фактами.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения, которое согласовывает с соответствующим руководителем либо его заместителем.
При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого дается оценка своевременности их направления, соответствие изложенных в них обстоятельств требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Выявляя нарушения законодательства, прокуроры требуют их устранения согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, следят за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора.
В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора (об устранении нарушений федерального законодательства) и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы представляются вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.
При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ применяется комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучаются материалы приостановленных уголовных дел с одновременным изучением соответствующих дел оперативного учета.
Не реже одного раза в полугодие органами прокуратуры проводится анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.
Прокурор вправе признать постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным. В этом случае прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования Генеральный прокурор РФ требует обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела – на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего – на компенсацию причиненного преступлением ущерба. Не допускать прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносится постановление согласно требованиям ст. 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляется руководителю следственного органа.
При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела незаконное процессуальное решение отменяется.
Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, руководители следственных органов ориентируются прокурорами на незамедлительное представление копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях запрашиваются соответствующие сведения.
Рассматривая в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверяются изложенные доводы. При необходимости изучаются материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.
При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворения жалобы, поданной согласно ч. 2 ст. 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления.
При поступлении заявлений о применении незаконных методов расследования, сопряженных с применением насилия, а равно иных обращений, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, они незамедлительно направляются в соответствующие следственные подразделения для проведения проверки в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ.
Установив в ходе осуществления надзора достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов в органы Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.
Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражается мнение прокурора об обоснованности данных ходатайств.
При уведомлении заявителя о принятом решении ему разъясняется право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. 119 и 120 УПК РФ.
Участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, является обязательным.
При подготовке к участию в судебном заседании прокурор изучает материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимаются меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов.
Участвуя в судебном заседании, прокурор дает заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.
Каждое полугодие в органах прокуратуры обобщается и анализируется состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.
Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносятся на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний, научно-консультативного совета.
Одним из видов защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно или негласно уполномоченными на то законом государственными органами. Выделение данной деятельности прокурорского надзора в самостоятельное направление обусловлено, прежде всего, тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности неизбежно затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы граждан гарантированные Конституцией и другими законами. Ограничение прав и свобод гражданина и человека допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальными и другими законами. В том случае, если гражданин считает, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нарушили его права и свободы, он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд, а они, в свою очередь, при нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, так же устанавливаются ст. 37 УПК РФ.
Понятием "прокурор" охватываются Генеральный прокурор РФ, все подчиненные ему прокуроры, (в т.ч. военные и иные специализированные), их заместители, помощники. Все они согласно ч. 1 ст. 37 УПК являются должностными лицами и обладают полномочиями осуществлять от имени государства: