Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

При осуществлении надзора за исполнением следственными органами Следственного комитета законов прокурор, проводящий данную проверку, имеет право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения поднадзорного ведомства, изучать его документацию и материалы. В ходе проведения надзора прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц ведомства предоставления необходимой информации, документов, материалов, статистических и иных сведений. При необходимости получения разъяснений по возникшим вопросам или в случае необходимости использования специальных знаний прокурор может требовать выделения специалистов для дачи пояснений по возникшим в ходе осуществления надзора вопросам.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, прокурор должен добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения прокурор обязан принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной. По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор должен выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Обеспечивая проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, считается представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения.

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор вправе изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращая при этом внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении последний должен вынести мотивированное постановление о его отмене, в котором указываются обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок должностные лица органов прокуратуры должны брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора последний принимает исчерпывающие меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добивается вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. №162 прокурорам предписано своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании необходимо принимать соответствующие меры прокурорского реагирования. В ходе проверки следует обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений необходимо безотлагательно принимать меры к их устранению. Кроме того, – пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Следует организовывать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя.

Участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, является обязательным.

Особое внимание обращается на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), при этом исходят из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ о том, что к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести. Исключительный характер этих обстоятельств должен быть подтвержден конкретными фактами.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения, которое согласовывает с соответствующим руководителем либо его заместителем.

При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого дается оценка своевременности их направления, соответствие изложенных в них обстоятельств требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Выявляя нарушения законодательства, прокуроры требуют их устранения согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, следят за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора.

В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора (об устранении нарушений федерального законодательства) и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы представляются вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ применяется комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучаются материалы приостановленных уголовных дел с одновременным изучением соответствующих дел оперативного учета.

Не реже одного раза в полугодие органами прокуратуры проводится анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.

Прокурор вправе признать постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным. В этом случае прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования Генеральный прокурор РФ требует обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела – на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего – на компенсацию причиненного преступлением ущерба. Не допускать прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносится постановление согласно требованиям ст. 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляется руководителю следственного органа.

При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела незаконное процессуальное решение отменяется.

Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, руководители следственных органов ориентируются прокурорами на незамедлительное представление копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях запрашиваются соответствующие сведения.

Рассматривая в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверяются изложенные доводы. При необходимости изучаются материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.

При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворения жалобы, поданной согласно ч. 2 ст. 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления.

При поступлении заявлений о применении незаконных методов расследования, сопряженных с применением насилия, а равно иных обращений, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, они незамедлительно направляются в соответствующие следственные подразделения для проведения проверки в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ.

Установив в ходе осуществления надзора достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов в органы Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражается мнение прокурора об обоснованности данных ходатайств.

При уведомлении заявителя о принятом решении ему разъясняется право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. 119 и 120 УПК РФ.

Участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, является обязательным.

При подготовке к участию в судебном заседании прокурор изучает материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимаются меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов.

Участвуя в судебном заседании, прокурор дает заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Каждое полугодие в органах прокуратуры обобщается и анализируется состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносятся на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

Одним из видов защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно или негласно уполномоченными на то законом государственными органами. Выделение данной деятельности прокурорского надзора в самостоятельное направление обусловлено, прежде всего, тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности неизбежно затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы граждан гарантированные Конституцией и другими законами. Ограничение прав и свобод гражданина и человека допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальными и другими законами. В том случае, если гражданин считает, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нарушили его права и свободы, он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд, а они, в свою очередь, при нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, так же устанавливаются ст. 37 УПК РФ.

Понятием "прокурор" охватываются Генеральный прокурор РФ, все подчиненные ему прокуроры, (в т.ч. военные и иные специализированные), их заместители, помощники. Все они согласно ч. 1 ст. 37 УПК являются должностными лицами и обладают полномочиями осуществлять от имени государства:

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие