Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:02, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Введение_______________________________________________________________4
Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора__________7
1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий____________________________18
Глава II. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности_31
2.2 Проблемы прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности_________________________35
Заключение____________________________________________________________46
Список использованных источников_______________________________________48
поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;
запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 ФЗ Об ОРД).
Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.
Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств.
Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца8.
Сущность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений; эффективного решения ими задач быстрого, всестороннего и полного раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении9.
Сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора характеризуют и стоящие перед ней задачи. Они предусмотрены нормами Закона о прокуратуре, УПК Российской Федерации, других федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а также приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
В зависимости от значимости и функциональной направленности задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, можно разделить на базовые, вытекающие из установленных федеральными законами обязательных направлений надзорной деятельности, и конкретно-функциональные, обусловленные конкретным историческим периодом и ролью органов прокуратуры в борьбе с преступностью на этом этапе. Последние определяются, как правило, Генеральным прокурором РФ в его приказах и указаниях10.
Первую группу составляют задачи:
1) обеспечения на досудебных
стадиях уголовного
2) безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе точного исполнения закона, устанавливающего порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3) выполнения оперативно-
4) обеспечения законности
и обоснованности задержания
граждан по подозрению в
Указанные базовые задачи, стоящие перед прокурорами, дополняются требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, вытекающими из его полномочий, предусмотренных ст. 17 Закона о прокуратуре, в части издания обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации11.
К таким задачам следует относить:
1) соблюдение прав и законных интересов граждан, особенно жертв преступлений (потерпевших);
2) принятие личного участия
в выездах на места
3) осуществление надзора
за законностью ОРД с тем, чтобы
оперативно-розыскные
Все перечисленные задачи рассматриваемой отрасли прокурорского надзора органами прокуратуры решаются комплексно.
Решение указанных задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и составляет сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора12.
Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.
Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан13.
1.2 Полномочия
и пределы прокурорского
Полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп14:
1. Полномочия, урегулированные
правовыми нормами института
прокурорского надзора за
- беспрепятственно входить
на территорию и в помещения
органов, осуществляющих оперативно-
- получать доступ (при
наличии соответствующего
- проверять исполнение
законов и ведомственных
- требовать от руководителей
и других должностных лиц
- возбуждать производство
об административных
- требовать привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной
установленной законом
- делать предостережения
о недопустимости нарушения
- опротестовывать
- вносить представления
об устранении нарушений
Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства.
2. Полномочия, урегулированные
правовыми нормами института
прокурорского надзора за
- право рассматривать
и проверять заявления, жалобы
и иные сообщения о нарушении
в процессе осуществления
- право разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимать меры по
предупреждению и пресечению
нарушений прав и свобод
3. Полномочия, урегулированные
правыми нормами института
Статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» носит отсылочный характер, поэтому полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельности, урегулированные нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием, будут охарактеризованы при анализе полномочий прокурора, урегулированных иными правовыми нормами.
4. Полномочия, урегулированные
правыми нормами института
Прокурор имеет право:
- участвовать в рассмотрении
судом жалоб граждан на
- участвовать в рассмотрении
судьей ходатайств органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
- предъявлять в суды
общей юрисдикции и
- приносить кассационные
и частные протесты на
- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.
5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Прокурор вправе проверять:
а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;
г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;