Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

Содержание

Введение_______________________________________________________________4
Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора__________7
1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий____________________________18
Глава II. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности_31
2.2 Проблемы прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности_________________________35
Заключение____________________________________________________________46
Список использованных источников_______________________________________48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;

запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 ФЗ Об ОРД).

Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.

Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств.

Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца8.

Сущность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений; эффективного решения ими задач быстрого, всестороннего и полного раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении9.

Сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора характеризуют и стоящие перед ней задачи. Они предусмотрены нормами Закона о прокуратуре, УПК Российской Федерации, других федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а также приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

В зависимости от значимости и функциональной направленности задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, можно разделить на базовые, вытекающие из установленных федеральными законами обязательных направлений надзорной деятельности, и конкретно-функциональные, обусловленные конкретным историческим периодом и ролью органов прокуратуры в борьбе с преступностью на этом этапе. Последние определяются, как правило, Генеральным прокурором РФ в его приказах и указаниях10.

Первую группу составляют задачи:

1) обеспечения на досудебных  стадиях уголовного судопроизводства  реализации основного его назначения, смысл которого состоит в защите  прав и законных интересов  лиц и организаций, потерпевших  от преступлений, равно как и  в защите личности от незаконного  и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

2) безусловного соблюдения  прав и свобод человека и  гражданина, в том числе точного  исполнения закона, устанавливающего  порядок разрешения заявлений  и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях;

3) выполнения оперативно-розыскных  мероприятий в порядке и по  основаниям, установленным Законом  об ОРД для выявления преступлений  и лиц, их совершивших;

4) обеспечения законности  и обоснованности задержания  граждан по подозрению в совершении  преступления и производства  этих действий только в порядке  и по основаниям, установленным  уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 91, 92 УПК); обеспечения законного  и обоснованного привлечения  к уголовной ответственности  или иному ограничению в правах.

Указанные базовые задачи, стоящие перед прокурорами, дополняются требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, вытекающими из его полномочий, предусмотренных ст. 17 Закона о прокуратуре, в части издания обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации11.

К таким задачам следует относить:

1) соблюдение прав и  законных интересов граждан, особенно  жертв преступлений (потерпевших);

2) принятие личного участия  в выездах на места происшествий  по делам о бандитских налетах, террористических актах, массовых  беспорядках, убийствах при отягчающих  обстоятельствах, а также совершенных  в условиях неочевидности;

3) осуществление надзора  за законностью ОРД с тем, чтобы  оперативно-розыскные мероприятия  были направлены, прежде всего, на  предупреждение, а затем уже на  своевременное выявление, пресечение  и раскрытие преступлений, добиваясь  активности их проведения в  ходе всего следствия с использованием  результатов ОРД в качестве  доказательств в соответствии  с УПК Российской Федерации;

Все перечисленные задачи рассматриваемой отрасли прокурорского надзора органами прокуратуры решаются комплексно.

Решение указанных задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и составляет сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора12.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан13.

 

 

 

1.2 Полномочия  и пределы прокурорского надзора  за исполнением законов при  проведении оперативно-розыскных  мероприятий

Полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп14:

1. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института  прокурорского надзора за исполнением  законов и законностью правовых  актов. Данные полномочия прокурора  закреплены в ст. 22 Закона о  прокуратуре, согласно которым прокурор  вправе:

- беспрепятственно входить  на территорию и в помещения  органов, осуществляющих оперативно-розыскной  деятельностью, при предъявлении  служебного удостоверения;

- получать доступ (при  наличии соответствующего допуска  к сведениям и материалам, составляющим  государственную тайну) к их документам  и материалам, в том числе ведомственным  правовым нормативным актам, регулирующим  осуществление оперативно-розыскной  деятельности;

- проверять исполнение  законов и ведомственных правовых  нормативных актов в связи  с поступившей в органы прокуратуры  информацией о фактах нарушения;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, предоставления необходимых  документов, материалов, статистических  и иных сведений, выделения специалистов  для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности  подконтрольных или подведомственных  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

- возбуждать производство  об административных правонарушениях;

- требовать привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной  установленной законом ответственности;

- делать предостережения  о недопустимости нарушения закона  должностным лицам органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность;

- опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Например, постановления  о заведении дел оперативного  учета; постановления о продлении  сроков производства оперативной  проверки (разработки); постановления  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий; постановления о возбуждении  ходатайств о даче разрешений  на прослушивание телефонных  переговоров, обследование жилых  помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие  информации с технических каналов  связи; постановления о прекращении  дел оперативного учета; постановления  о передаче результатов оперативно-розыскной  деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

- вносить представления  об устранении нарушений закона  в органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность.

Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства.

2. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института  прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

- право рассматривать  и проверять заявления, жалобы  и иные сообщения о нарушении  в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности прав и свобод  человека и гражданина;

- право разъяснять пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

- принимать меры по  предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина, привлекать к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению  причиненного ущерба.

3. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

Статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» носит отсылочный характер, поэтому полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельности, урегулированные нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием, будут охарактеризованы при анализе полномочий прокурора, урегулированных иными правовыми нормами.

4. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за законностью судебных  постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о  прокуратуре).

Прокурор имеет право:

- участвовать в рассмотрении  судом жалоб граждан на нарушения  их прав и свобод, допущенных  в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности;

- участвовать в рассмотрении  судьей ходатайств органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение  конституционных прав граждан (на  обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических  каналов связи);

- предъявлять в суды  общей юрисдикции и арбитражные  суды иски, как в интересах  граждан, так и в интересах  предприятий, учреждений, организаций;

- приносить кассационные  и частные протесты на незаконные  или необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления  судьи;

- истребовать из суда  любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение  или постановление вступили в  законную силу.

5. Полномочия, урегулированные  иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об  оперативно-розыскной деятельности»).

Прокурор вправе проверять:

а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность