Процессуальные документы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Каждый день, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки министерств и ведомств, сотни органов власти выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.
Законодательство включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах права, закрепленных в Конституции. В Конституции содержатся основополагающие для регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие деятельностью.

Содержание

Введение
Общая характеристика и классификация нормативно правовых актов
Законы и подзаконные нормативные правовые акты
Действие нормативно правовых актов
2.1. Действе нормативно правовых актов во времени
2.2. Действе нормативно правовых актов в пространстве
2.3. Действе нормативно правовых актов по круги лиц
3. Порядок вступления в силу нормативно правовых актов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)
 

План:

Введение

  1. Общая характеристика  и классификация нормативно правовых актов
    1. Законы и подзаконные нормативные правовые акты
  2. Действие нормативно правовых актов

    2.1.  Действе нормативно правовых актов во времени

    2.2.  Действе нормативно правовых актов в пространстве

    2.3. Действе нормативно правовых актов по круги лиц

    3. Порядок вступления в силу нормативно правовых актов

Заключение 

Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Каждый  день, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки министерств  и ведомств, сотни органов власти выпускают множество документов, устанавливающих новые права  и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

     Законодательство  включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах права, закрепленных в Конституции. В Конституции содержатся основополагающие для  регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие деятельностью.

     Наряду  с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные  законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в  предмет права.

     Среди нормативных актов ведущую роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

      Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке  вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью  защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала  ли она в момент нарушения права  и возникновения спорных отношений.

      Ввиду этого, в данной работе автор поставил своей целью детально уяснить раскрыть  механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика  и классификация  нормативно правовых актов
 

     Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы  права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка1.

      НПА существенно отличаются от иных формально  схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

   НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При  этом они являются результатом правотворческой  деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

   Основное  содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой  и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования  общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу  адресатов.

   НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и  т.п.), обладают установленными символами  и реквизитами. Их содержание структурировано  и излагается с использованием специальной  и общепризнанной терминологией.

   НПА принимаются и осуществляются в  юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

  Реализация  НПА обеспечивается комплексом мер  государственного воздействия.

   Все НПА существуют и функционируют  как единая система, которая характеризуется  согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией  по отраслям и институтам.

   В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • Нормативные акты государственных органов;
  • НПА общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НПА, принятые на референдуме.

    В зависимости  от сферы действий НПА делятся  на:

  • Акты органов местного самоуправления;
  • Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

    В зависимости  от срока действия различают:

  • Акты неопределённо длительного действия;
  • Временные акты.
 

    В зависимости  от юридической силы НПА делят  на:

  • Законы;
  • Подзаконные акты.

    Более подробно остановимся на последней  классификации НПА.

Вывод : Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке  официальный акт-документ компетентного  правотворческого органа, содержащий нормы права 
 
 
 
 

1.2 Законы и подзаконные  нормативные правовые  акты

     Законы  - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом. и регулирующие наиболее значимые общественные отношения2.

   Законы  занимают главное место в системе  НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости  от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

      Как уже было сказано выше, высшую юридическую  силу имеет Конституция, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция - правовая основа законодательства . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые, не должны противоречить Конституции.

   Законы  принимаются в виде:

      - законов  о поправках к Конституции  ;

      - конституционных законов;

      - законов (в том числе кодексов).

 Конституционные законы не могут противоречить Конституции.  Законы не могут противоречить не только Конституции, но и конституционным законам. 

      Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или  устанавливать новые нормы, но при  этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные  акты являются средством реализации законодательных норм.

      Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости  от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и  также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов  принадлежит актам Президента.

      Акты  Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции  и законам . Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

      Акты  Правительства  принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции, законам, актам Президента. Акты Правительства имеют большую силу по отношению к актам органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений3.

      Вывод: таким образом акты органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции, законов, указов Президента, но и постановлений Правительства. Подзаконные акты субъектов имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта.

 

    2.Действие  нормативно правовых  актов 

     Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных  актов. Она включает в себя четыре вопроса4:

  1. на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие);
  2. с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
  3. на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
  4. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

     Нормативные акты регулируют разные по своему характеру  отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных  и связанных с ними личных неимущественных  отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и  наоборот. Другими словами, только в  качестве исключения нормы одной  отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.

     В предмет правового регулирования  входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов  в отношении событий или других состояний, в которых не может  участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать  только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.

     Законодатель  исключает привлечение к ответственности  за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий я совершенно не существую, для закона, совершенно не являюсь его объектом».

     Действие  во времени связано с вступлением  нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют нормы  о порядке опубликования и  вступления в силу законов и других актов.

     В соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной Думой 25 мая 1994г., на территории Российской Феде рации  применяются только те федеральные  конституционные за коны, федеральные  законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. [ Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной  Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Собрания в порядке, установленном Конституцией.

Информация о работе Процессуальные документы