Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:02, реферат
События 1990-х годов, а прежде всего, присоединение Российской Федерации к Совету Европы 26 февраля 1996 года и исполнение приобретённых при этом обязательств определили необходимость пересмотра подходов к проблемам российской уголовно-исполнительной системы. Ряд нормативных актов Российской Федерации, в том числе и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, ставят перед государственными органами России любого уровня, институтами гражданского общества определенные задачи по совершенствованию работы с лицами, осужденными к лишению свободы.
ВВЕДЕНИЕ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Реферат по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»
на тему: «Реализация
международных принципов и
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Актуальность темы исследования. События 1990-х годов, а прежде всего, присоединение Российской Федерации к Совету Европы 26 февраля 1996 года и исполнение приобретённых при этом обязательств (в основном, внесение изменений в законодательство с учетом требований европейских стандартов) определили необходимость пересмотра подходов к проблемам российской уголовно-исполнительной системы.
Ряд нормативных актов Российской Федерации, в том числе и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1, ставят перед государственными органами России любого уровня, институтами гражданского общества определенные задачи по совершенствованию работы с лицами, осужденными к лишению свободы.
Однако современная
Данные социологических опросов свидетельствуют, что из 738,4 тысяч лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, 47% ‒ это рецидивисты, причем 30-40% из них совершают преступления в первый год после освобождения из мест лишения свободы2.
Таким образом, требуется усовершенствовать правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы, привести его в соответствие с международным правом, т.к. законодательство России и правоприменительная практика еще не обеспечивают должный уровень исполнения данного вида наказания.
Степень научной разработанности. В период действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства указанная проблема исследовалась мало, главным образом в производственном контексте, а научные издания не были рассчитаны на широкий круг читателей. В настоящее время в связи с реформированием пенитенциарной системы возникла острая необходимость в формировании новых теоретических подходов к проблемам уголовно-исполнительного права. Особо следует отметить работы Е.В. Емельяновой3, В.И. Хижняка4, которые впервые комплексно рассмотрели проблему реализации норм международного права в уголовно-исполнительном праве России.
В основу работы положен диалектический метод познания.
Объект исследования ˗ комплекс общественных отношений, складывающихся в теоретическом и практическом аспекте в процессе реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве.
Предмет исследования ˗ процесс реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве непосредственно.
Целью работы является теоретико-правовое исследование реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве, выявление ее проблем и формулирование предложений по совершенствованию указанного социально-правового явления.
Для достижения данной
цели были поставлены
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определили необходимость реорганизации пенитенциарной системы России.
Процесс реформирования, его успешное продолжение, в основном, определяется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Под реализацией международных принципов и стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы следует понимать их практическое применение, исполнение и неукоснительное соблюдение.
Международные принципы – это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу актуальных вопросов международной практики.
Международные стандарты – это документы, содержащие требования к терминологии, выполнению каких-либо работ либо услуг и др., принятые международной организацией и признаваемые мировым сообществом.
В.И. Хижняк под
реализацией международно-
Реализация международных принципов и стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве России и практике исполнения наказания в виде лишения свободы возможна в двух формах:
Приведение
Прямое действие международно-правовых норм наряду с внутригосударственными нормами возможно на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации6.
Международно-правовые нормы могут реализовываться в уголовно-исполнительном праве Российской Федерации с помощью четырех основных способов: использование; исполнение; соблюдение; применение.
Использование международно-правовых норм, в частности стандартов и принципов, в российском уголовно-правовом праве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы подразумевает осуществление правомочий субъектов уголовно-исполнительного права в соответствии с требованиями международного права, как с помощью активного поведения, так и пассивного. В данном случае реализуются те международно-правовые нормы, которые наделяют субъектов уголовно-исполнительного права правами.
В качестве примера
использования международных
Исполнение международных принципов и стандартов в уголовно-исполнительном праве России обязует субъектов права выполнить предписания, содержащиеся в международных документах. Здесь преимущественно субъектами выступают органы государственной власти Российской Федерации, т.к. именно они наделены соответствующими полномочиями.
Соблюдение международно-
Применение международно-
Среди универсальных международных актов необходимо выделить принятые ООН: Всеобщую декларацию прав человека7, Международный пакт о гражданских и политических правах8, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания9, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка10, а также принятую Советом Европы Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания11.
Среди специальных международных
актов следует назвать принятые
ООН Минимальные стандартные
правила обращения с
В 2006 г. Совет Европы принял новую редакцию Европейских тюремных правил15, которые в отличие от предыдущих, опираются на Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, установленные ООН. Россия, являясь членом Совета Европы, обязана соблюдать указанные Правила. Эксперты Совета Европы систематически наблюдают за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, а также за реализацией их на практике.
В современной России реализация международных стандартов и правил при исполнении наказания в виде лишения свободы является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. На данный факт не раз обращал внимание Премьер-министр России Дмитрий Медведев: «Достижение уровня исполнения наказаний в виде лишений свободы, соответствующего международным требованиям ˗ главная задача Федеральной службы исполнения наказаний, но и самая сложная. Если потребуется, мы примем новые документы»16.
Необходимо более подробно рассмотреть положения, закрепленные в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Минимальные стандартные правила содержат положения, регламентирующие как прямо, так и косвенно порядок содержания и социальной адаптации осужденных. Большое внимание уделяется таким направлениям социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром; участие внешних организаций в оказании помощи осужденным в устройстве на свободе после освобождения; сохранение и охрана здоровья осужденных, получение образования. В обязанности администрации исправительных органов входит обеспечение осужденным доступа к всевозможным официальным средствам массовой информации. Также большое внимание в Минимальных стандартных правилах уделено подготовительному этапу осужденных к освобождению из мест лишения свободы.
Указанные международные правовые акты ратифицированы Россией и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем ряд международных норм нашел отражение в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. Влияние данных норм на национальное право растет, Россия стремится к унификации и имплементации международных актов, касающихся вопросов обращения с осужденными.
Важным является внесенное 08 декабря 2003 года изменение в Уголовно-исполнительный кодекс, согласно которому утратила силу статья, указывающая о приостановлении действия договора о добровольном медицинском страховании в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Международная практика давно шла по такому пути и неоднократно указывала России на необходимость внесения изменений в законодательство.