Роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы. Целями уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод граждан.
Важнейшей составляющей деятельности органов предварительного следствия по достижению этих целей является контроль за применением конкретных правовых норм, регулирующих уголовно-процессуальные правоотношения в досудебном производстве

Вложенные файлы: 1 файл

Роль прокурора.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

д) начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

3. Деятельность органов  государства и должностных лиц  на данной стадии строго регламентирована  уголовно-процессуальным законом (Раздел 7 УПК РФ). Незаконное или необоснованное  решение о возбуждении уголовного  дела подлежит отмене. Если по  возбужденному таким образом  уголовному делу производились  следственные действия, то полученные  доказательства признаются недопустимыми (п.3 ч.2 ст. 75 УПК РФ).

4. Деятельность следователя, дознавателя, органа дознания и  руководителя следственного органа  на данной стадии должна отвечать  назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Никакие иные соображения при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела (целесообразность, возможность изобличить лицо в совершении иных преступлений и т.п.) в расчет приниматься не должны.

5. Содержанием данной  стадии является система процессуальных  действий и решений, направленных  на выявление определенного деяния  и установление в нем признаков  преступления. В число данных  действий и решений входят: получение  сообщения о преступлении, его  процессуальное оформление и  регистрация; принятие мер к предотвращению  или пресечению преступления  и сохранению его следов; проведение  проверочных действий; систематизация  и оценка собранных материалов; принятие и оформление соответствующего  решения; уведомление заявителя  и иных заинтересованных лиц  о принятом решении.

6. Лица, вовлеченные в  деятельность на стадии возбуждения  уголовного дела, имеют значительные  возможности по отстаиванию своих  прав и законных интересов. Так, отказ в приеме сообщения о  преступлении может быть обжалован  заявителем прокурору или в  суд в порядке, установленном  ст. 124 и 125 УПК РФ (ч.5 ст. 144 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного  дела может быть обжалован  заявителем прокурору, руководителю  следственного органа или в  суд. Незаконное и необоснованное  возбуждение уголовного дела  в отношении лица, в связи с  чем, оно приобрело процессуальный  статус подозреваемого, является  основанием возникновения права  на реабилитацию

(п.1 ч.1 ст. 46, ч.2 ст. 133 УПК РФ).

Задачами стадии возбуждения уголовного дела являются:

1. реагирование компетентных  органов государства и должностных  лиц на сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении;

2. закрепление следов  преступления;

3. установление наличия  или отсутствия основания для  принятия решения о возбуждении  уголовного дела;

4. первоначальная квалификация  деяния, содержащего признаки преступления;

5. предотвращение расследования  фактов, не содержащих в себе  признаки преступления;

6. определение органа  государства или должностного  лица, полномочного осуществлять  производство по уголовному делу.

Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в следующем:

- во-первых, на данной  стадии происходит надлежащее  реагирование со стороны государства  на каждый случай совершенного  или готовящегося преступления, тем самым создаются предпосылки  для производства процессуальных  действий, направленных на установление  всех обстоятельств выявленного  преступления и привлечение судом  виновных к уголовной ответственности;

- во – вторых, стадия  возбуждения уголовного дела  создает своеобразный барьер  против необоснованных, огульных  расследований и применения в  отношении лиц, не причастных  к совершению преступлений, мер 

В ч.1 ст. 37 УПК РФ содержится указание о том, что уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен осуществлять и в пределах компетенции, установленной УПК РФ. В ч. 2 ст. 37 УПК РФ используется следующая конструкция «…прокурор уполномочен….».

Исходя из этого, представляется, что компетенция прокурора в стадии возбуждения уголовного дела может быть определена как установленные уголовно-процессуальным законом пределы реализации совокупности полномочий прокурора при осуществлении своих функций в стадии возбуждения уголовного дела.

Переходя к рассмотрению системы полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, необходимо отметить, что в УПК РФ полномочия прокурора обозначены не в одной норме, а сосредоточены ст. 37 и упоминаются в других статьях УПК РФ, регламентирующих полномочия прокурора и других участников уголовного судопроизводства. Представляется, что подобная «разнообразность» полномочий прокурора по различным нормам, главам, разделам отнюдь не способствует эффективности их реализации.

К числу полномочий, предоставленных прокурору в стадии возбуждения уголовного дела, относятся следующие:

- проверять исполнение  требований федерального закона  при приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

- выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

- давать дознавателю письменные  указания о производстве процессуальных  действий (п.4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- давать согласие дознавателю  на возбуждение перед судом  ходатайства о производстве процессуального  действия, которое допускается на  основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, а также  незаконные или необоснованные  постановления дознавателя (п.6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- участвовать в судебных  заседаниях при рассмотрении  ходатайств о производстве процессуальных  действий, которые допускаются на  основании судебного решения, и  при рассмотрении жалоб, в порядке  ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

- разрешать отводы, заявленные  дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- рассматривать жалобы (ст. 124 УПК РФ);

- поручать органу дознания  проверку сообщения о преступлении, распространенного в средствах  массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

- продлевать срок проверки  сообщения о преступлении (с. 3 ст. 144 УПК РФ);

- отменять постановление  о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

- давать согласие на  возбуждение дознавателем уголовного  дела частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 147 УПК РФ);

- в случае признания  незаконным или необоснованным  постановления следователя об  отказе в возбуждении уголовного  дела направление соответствующих  материалов руководителю следственного  органа для решения вопроса  об отмене постановления следователя (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Нужно отметить, что система полномочий прокурора на досудебном производстве, и в том числе в стадии возбуждения уголовного дела, претерпела существенные изменения в связи с внесением изменений в федеральное законодательство:

- прокурор лишен права  давать согласие следователю, дознавателю, органу дознания на возбуждение  уголовного дела;

- прокурор, его заместитель  и помощники обязаны проверять  исполнение требований федерального  закона при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлении, однако, сами рассматривать сообщения  о преступлениях они не вправе;

- прокурор продолжает  осуществлять полномочия по продлению  срока проверки дознавателем  сообщений о преступлениях, в  то время как от продления  сроков проверки, осуществляемой  следователем, отстранен;

- копия постановления  органа дознания, дознавателя, следователя  о возбуждении уголовного дела  незамедлительно направляется прокурору, который уполномочен в течение 24 часов с момента получения  материалов, отменить незаконное или необоснованное решение, или оставить в силе. То, что прокурор имеет право отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное как дознавателем, так и следователем - исключение из общего правила, поскольку у прокурора осталось право отменять незаконные и необоснованные решения дознавателя, а в отношении решений следователя - соответствующие полномочия прокурора переданы руководителю следственного органа;

- прокурор лишен права  возбуждать уголовные дела, существует  мнение, что это вызвано необходимостью  отделить надзор за исполнением  законов при расследовании преступлений  от самого расследования.

Представляется, однако, данное нововведение недостаточно обосновано. «Прокурор остается органом уголовного преследования, но почему-то лишен возможности возбудить уголовное дело. Прокурор осуществляет надзор за законностью предварительного следствия, но тогда почему до сих пор он остается участником со стороны обвинения?».2

Так же, по мнению Ю.К. Якимовича существует два выхода из сложившейся ситуации:

1. Либо создание единого следственного органа, руководитель которого (непосредственно и через нижестоящих руководителей) и будет осуществлять процессуальное руководство предварительным следствием, уголовное преследование и представитель которого затем будет поддерживать государственное обвинение в суде. Тогда за прокурором остается только функция надзора за соблюдением законов как при производстве предварительного расследования, так и в суде.

2. Либо вернуть прокурору функцию процессуального руководства предварительным расследованием и соответствующие властные полномочия. И тогда прокурор вновь станет координатором деятельности всех органов предварительного расследования и будет отвечать за его качество и эффективность. В любом случае прокурору следует вернуть право самостоятельно возбуждать уголовные дела.3

Для обозначения правовых средств, предоставленных прокурору для осуществления возложенных на него функций, в теории используется термин «формы прокурорского надзора». Под формами надзора за законностью расследования рассматриваются указанные в законе средства, которые предоставлены прокурору с целью обеспечить неуклонное соблюдение органами дознания и предварительного следствия установленных правил расследования и достижения задач уголовного судопроизводства.

Использование предоставленных прокурору форм составляет не только его право, но одновременно и его обязанность во всех случаях, когда возникает необходимость проверить законность процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также когда он обнаруживает нарушение требований уголовного или уголовно-процессуального закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

2.1 Прокурорский надзор - важная гарантия законности при  расследовании преступлений

В юридической науке уделяется большое внимание проблемам законности. Законность - общеправовой принцип, распространяющийся на все, в том числе, уголовно-процессуальную отрасль права. «В современной литературе законность рассматривается как правовой принцип, метод (форма) реализации государственной власти и режим (состояние) общественной жизни.»4

В уголовном процессе принцип законности распространяется на все стадии и этапы производства по уголовному делу, начиная с возбуждения; все действия и решения органов и должностных лиц, осуществляющих процесс: органа дознания, следователя, прокурора, суда детально регламентированы законом и должны полностью соответствовать ему. Придание законности основополагающего принципа строго ограничивает уголовно-процессуальную деятельность рамками закона, обеспечивает направленность этой деятельности на достижение задач уголовного судопроизводства: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и их справедливое наказание. Но есть еще не менее важная сторона принципа законности: обеспечение прав, свобод, законных интересов каждого человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства: потерпевшего, обвиняемого и других. Особую актуальность в законотворческой и правоприменительной деятельности это приобрело с провозглашением Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - обязанностью государства. Таким образом, «законность как один из методов реализации публичной власти – прокурорского надзора – означает обеспечение режима законности путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением применением норм права при одновременном обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина со стороны поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц.»5

Для раскрытия содержания понятия законности предварительного расследования большое значение имеет правильное представление о ее соотношении с целесообразностью. По результатам изучения причин «следственных ошибок» у значительной части следователей, допускающих нарушения закона по уголовным делам, отмечается к выполнению его предписания и противопоставление законности целесообразности в пользу последней.

Определение понятия законности правоприменительной деятельности, в юридической литературе практически не меняется. Однако в одних случаях законность трактуется как исполнение участниками правоотношений только законов, а в других – всех правовых актов. С учетом этого обстоятельства, а также изменений представляется целесообразным уточнить и конкретизировать содержание этого понятия применительно к таким вопросам: законности деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений и прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса.

По своему назначению предварительное расследование является подготовительным этапом к рассмотрению уголовного дела в суде. Поэтому органы, его осуществляющие, обязаны руководствоваться в своей деятельности теми требованиями, которые предъявляются к делу в процессе судебного разбирательства. Статья 20 Конституции РФ, провозглашая независимость судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, обязывает суд при наличии несоответствия любого акта государственного или иного органа закону принимать решение в соответствии с законом. Статья 50 Конституции связывает недопустимость использования по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением только федерального закона. Эта норма закона имеет своим адресатом не только суд, но и прокурора, и органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений.

Информация о работе Роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса