Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:38, доклад
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.
Следователь — должностное лицо, уполномоченное
осуществлять предварительное следствие
по уголовному делу, а также иные полномочия,
предусмотренные Уголовно-процессуальным
кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Полномочия
следователя представляют собой систему
его процессуальных прав и обязанностей,
необходимых и достаточных для разрешения
сообщений о преступлениях, установления
наличия или отсутствия обстоятельств,
подлежащих доказыванию по уголовному
делу, и соответственно обеспечения надлежащих
условий для рассмотрения и разрешения
судом уголовного дела по существу, освобождения
от уголовной ответственности лица, совершившего
преступление небольшой или средней тяжести,
либо реабилитации невиновного.
Полномочия
следователя общим образом определяются
в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном
законодательстве применительно к стадиям
возбуждения уголовного дела и предварительного
расследования, производству конкретных
следственных и иных процессуальных действий
и принятию решений по вопросам, отнесенным
к его компетенции.
Отдельные
процессуальные полномочия следователя
установлены в иных федеральных законах,
а организационные полномочиях— в нормативных
актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства
внутренних дел РФ и Федеральной службы
безопасности РФ по вопросам организации
предварительного следствия, а также в
нормативных правовых актах, изданных
Генеральной прокуратурой РФ, Министерством
внутренних дел РФ и Федеральной службой
безопасности РФ совместно с руководителями
других министерств, комитетов и служб.
Анализ
содержания уголовно-процессуальных норм,
в которых закреплены процессуальные
права и обязанности следователя, дает
основание для следующей классификации
его процессуальных полномочий: полномочия
по рассмотрению и разрешению сообщений
о преступлениях; полномочия по установлению
обстоятельств, входящих в предмет доказывания
по уголовному делу; полномочия по осуществлению
уголовного преследования подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступления;
полномочия по охране прав и свобод лиц,
привлекаемых к участию в производстве
по уголовному делу; полномочия давать
поручения органам дознания.
1. Полномочия
по рассмотрению и разрешению сообщений
о преступлениях. Вместе с тем в случаях,
когда немедленная передача сообщения
по подследственности может повлечь негативные
последствия (например, заинтересованные
лица, воспользовавшись тем, что никто
не проводит проверку заявления (сообщения)
о преступлении, предпринимают меры к
уничтожению следов преступления или
фальсификации доказательств и т.п.), следователь
обязан проверить сообщение о преступлении
и при наличии к тому оснований возбудить
уголовное дело, произвести неотложные
следственные действия, а затем выполнить
требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче
уголовного дела по подследственности.
Следователи специализированных прокуратур
реализуют полномочия по возбуждению
уголовных дел с учетом положений, закрепленных
в Приказе Генеральной прокуратуры РФ
от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции
прокуроров территориальных, приравненных
к ним военных и других специализированных
прокуратур».
В частности,
следователи военных прокуратур возбуждают
уголовные дела о преступлениях, совершенных
военнослужащими, а также гражданами,
проходящими военные сборы, лицами гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, созданных в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами, в связи с исполнением
ими своих служебных обязанностей или
совершенных в расположении воинской
части, соединения, учреждения.
Следователи
закрытых территориальных образований
г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают
уголовные дела о преступлениях, совершенных
в пределах этих административно-
Полномочия следователей
территориальных органов внутренних дел
и органов внутренних дел на транспорте
разграничены Указанием Генеральной прокуратуры,
Министерства внутренних дел и " Министерства
путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103
«О порядке реагирования на признаки преступления
и рассмотрения заявлений и сообщений
о хищении грузов». В названном Указании
установлен перечень документов, которые
должны быть направлены органам предварительного
расследования для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела о хищении грузов.
Аналогичным
образом установлен перечень документов,
которые подлежат направлению в органы
предварительного расследования для решения
вопроса о возбуждении уголовных дел о
нарушении санитарного законодательства
и законодательства о промышленной безопасности
(см.: Письмо Генеральной прокуратуры в
Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем
оформлении и направлении в органы прокуратуры
материалов по фактам санитарных правонарушений»
от 23.07.1992 г. № 7-10д-92.
В соответствии
с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет
собирание доказательств путем производства
следственных и иных процессуальных действий,
предусмотренных Уголовно-процессуальным
кодексом РФ. В реальной действительности
основным способом собирания доказательств
является производство следственных действий,
поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено
выполнение иных процессуальных действий,
в ходе которых могли бы быть получены
сведения, отвечающие требованиям, закрепленным
в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать
направление запроса о правовой помощи
зарубежным правоохранительным органам
в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ.
Одним
из способов собирания доказательств
является получение следователем письменных
документов и предметов, представляемых
для приобщения к уголовному делу в качестве
доказательств подозреваемым, обвиняемым,
потерпевшим, гражданским истцом, гражданским
ответчиком и их представителями (ч. 2 ст.
86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок
получения указанных документов и предметов.
Согласно п. 4
ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия
могут быть произведены по поручению следователя
органами дознания. Если при этом были
выполнены требования относительно формы
поручения и компетенции органов дознания
на производство следственных действий,
полученные сведения являются доказательствами
при условии, что они отвечают требованиям
относимости, допустимости и достоверности.
3. Полномочия
по осуществлению уголовного преследования.
Наличие таких полномочий обусловлено
тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь
обязан осуществлять от имени государства
уголовное преследование по делам публичного
и частно-публичного обвинения.
К полномочиям
следователя как субъекта уголовного
преследования относятся: возбуждение
уголовного дела в отношении конкретного
лица; задержание лица в качестве подозреваемого
привлечение лица в качестве обвиняемого;
розыск скрывшегося подозреваемого или
обвиняемого; применение к обвиняемому
меры пресечения; составление обвинительного
заключения и направление уголовного
дела прокурору для передачи по подсудности.
4. Полномочия
по охране прав и свобод лиц, привлекаемых
к участию в производстве по уголовному
делу. Наличие указанных полномочий вытекает
из положений, закрепленных в ст. 11 УПКРФ,
согласно которой следователь, во-первых,
обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому,
потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому
ответчику, а также другим участникам
уголовного судопроизводства их права,
обязанности и ответственность и обеспечить
возможность осуществления этих прав
(ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности
в отношении потерпевшего, свидетеля и
иных участников уголовного судопроизводства,
а также их близких родственников или
близких лиц при наличии достаточных данных
о том, что указанным лицам угрожают убийством,
применением насилия, уничтожением или
повреждением их имущества либо иными
противоправными деяниями (ч. 3).
Указанные
полномочия следователя конкретизируются
применительно к отдельным процессуальным
правам участников уголовного судопроизводства,
установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК
РФ.
При этом
следует иметь в виду, что закон специально
выделяет полномочия следователя по обеспечению
подозреваемому и обвиняемому права на
защиту (ст. 16 УПК РФ).
5. Полномочия
следователя давать поручения органу
дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38
УПК РФ следователь уполномочен давать
органу дознания обязательные поручения
для исполнения оперативно-розыскных
мероприятий, производстве отдельных
следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе,
об аресте, о производстве иных процессуальных
действий, а также получать содействие
при их осуществлении. Поручение — это
письменное предложение следователя органу
дознания выполнить определенные процессуальные
действия или оперативно-розыскные мероприятия.
В поручении указывается: орган дознания,
которому дается поручение; краткое изложение
сущности дела, по которому дается поручение;
уголовно-процессуальная норма, дающая
следователю основание для дачи поручения;
следственные и розыскные действия, которые
необходимо выполнить; от кого исходит
поручение.
В поручении
может содержаться указание в виде разъяснении,
как выполнить поручение. Иначе говоря,
указание — это сообщение следователем
органу дознания тактических условий
выполнения поручения. Например, следователь
дает указание: сообщить свидетелю перед
допросом, что преступник арестован и
не следует опасаться мести, или огласить
свидетелю показания потерпевшего и т.п.
Право
следователя давать органам дознания
поручения о производстве следственных
действий имеет определенные границы.
Следует иметь в виду, что следователь
вправе дать поручения лишь тогда, когда
в силу объективных причин он не может
лично произвести требуемые следственные
действия. В любом случае следователь
не вправе поручать органу дознания принятие
решений, которые требуют оценки совокупности
доказательств, имеющихся в уголовном
деле, а также выполнения определенных
действий. Иначе говоря, следователь не
вправе поручить органу дознания выполнение
таких действий, как предъявление обвинения
и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения,
признание лица потерпевшим, гражданским
истцом, привлечение в качестве гражданского
ответчика, назначение экспертиз и других
действий.
Следователь
также не вправе поручать органу дознания
производство таких следственных действий,
которые имеют наиболее важное значение
по данному уголовному делу или требуют
особо умелого и квалифицированного исполнения
(например, осмотр места происшествия
при убийстве, авиакатастрофах, предъявление
для опознания, следственный эксперимент
и др.).
Поручения
следует направлять начальнику органа
дознания, поскольку он знает, кому из
его подчиненных можно поручить выполнение
требуемых действий с учетом его профессионального
мастерства и выполняемого в данный момент
объема работ.
Поручения могут
быть направлены конкретным сотрудникам
органа дознания в тех случаях, когда,
они включены в состав следственно-оперативной
группы. Копии поручений приобщаются к
уголовному делу вместе с протоколами
соответствующих следственных действий,
произведенных сотрудниками органов дознания
по поручению следователя. В противном
случае результаты произведенных следственных
действий могут быть признаны не имеющими
юридической силы.
Следователь
вправе привлечь к участию и следственном
действии должностное лицо органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, о
чем делается соответствующая отметка
в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ),
В соответствии
с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен
самостоятельно направлять ход расследования,
принимать решения о производстве следственных
и иных процессуальных действий, за исключением
случаев, когда в соответствии с Кодексом
требуется получение судебного решения
и (или) санкции прокурора.
Закон содержит
исчерпывающий перечень случаев, когда
необходимо получение судебного решения
и (или) санкции прокурора на принятие
следователем решений или выполнение
уголовно-процессуальных действий.
Следователь
процессуально независим при принятии
решений о направлении уголовного дела,
а также при определении очередности и
тактики производства следственных действий.
Одним из средств обеспечения процессуальной
независимости следователя является законодательное
ограничение полномочий прокурора и начальника
следственного отдела по осуществлению
процессуального руководства предварительным
следствием (ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и
др.).
Ряд полномочий
следователя носит властный характер.
В частности, следователь вправе требовать
от граждан, предприятий, учреждений и
организаций, а также должностных лиц
выполнения или невыполнения определенных
действий (например, не покидать без разрешения
следователя место постоянного или временного
проживания, предоставлять необходимые
предметы и документы, принимать участие
в производстве следственных действий
в качестве понятых, переводчиков, специалистов
и т. п.). Разумеется, требования следователя
должны быть правомерными. Установив
в ходе досудебного производства по уголовному
делу обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления, следователь
вправе внести соответствующим организации
или должностному лицу представление
о принятии мер по устранению указанных
обстоятельств или других нарушений закона.
Данное представление подлежит рассмотрению
с обязательным уведомлением о принятых
мерах не позднее одного месяца со дня
его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Следователь
обязан принимать надлежащие меры по реабилитации
лица, которое было подвергнуто незаконному
или необоснованному уголовному преследованию.
При этом причиненный гражданину вред
возмещается государством в полном объеме
независимо от вины следователя или иных
должностных лиц уголовного судопроизводства.
Не позднее одного месяца со дня поступления
требования о возмещении имущественного
вреда следователь определяет его размер
и выносит постановление о производстве
выплат в возмещение этого вреда. Указанные
выплаты производятся с учетом уровня
инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).