Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями. Заключение и исполнение договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение механизма и договоров страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи курсовой работы:
1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций.
2. Классифицировать основные виды договоров страхования.
3. Определить условия карго – страхования во ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………...……3
1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ
ВО ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ………………........................................................5
1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий ………….....5
1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании…………………………8
2.ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ………………………………..…………………11
2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика……………….…11
2.2. Условия карго – страхования во ВЭД. Договор страхования…………....16
3.ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД СО СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ ОПТИМИЗАЦИИ СПОСОБОВ
И УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ………………………………25
3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России………………………25
3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями. Заключение и исполнение договоров……………………………………….….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В доказательства заключения договора карго-страхования выдается страховой полис, подписанный страховщиком, в котором отражаются основные условия страхования, зафиксированные в договоре.

В случае если требуется  систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для  разных партий идентичны, а различаются  только объекты страхования, страховая  сумма и страховой платеж, то заключается генеральный договор страхования грузов. После отправки груза страхователь направляет страховщику заявление о его отправки.

Этап исполнения договора страхования груза связан с наступлением страхового случая, т.е. свершившегося события предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения. При наступление страхового случая страхователь предоставляет страховщику всю необходимую информацию (чаще всего письменную) об ущербе (незамедлительно, в трех дневной срок), а так же документы, подтверждающие наличие страхового случая (протокол о ДТП, коммерческий акт и т.п.). При этом страхователь обязан принять необходимые меры, разумные и доступные в сложившихся обстоятельствам, по предотвращению и уменьшению ущерба по грузу.

Страховщик в свою очередь проводит осмотр и обследование застрахованного груза, после чего выплачивает страховое возмещение. Для определения размера ущерба используются акта осмотра груза, экспертизы и документы, а так же счета на производственные расходы.

В целом входе описанного взаимодействия участника ВЭД со страховыми компаниями обе стороны  извлекают экономический эффект:

1. страхователь:

– получает от страховщика возмещение на груз в минимальные строки;

– освобождается от необходимости введения исково-претензионной работы с перевозчиком;

– получает полную фактическую стоимость поврежденного или утраченного груза;

– получает возмещение условия форс-мажора;

2. страховщик получает  страховую премию, хотя вероятность утраты груза не велика. [3, с.142]

Рассмотрев данную схему страхования, возникает вопрос – насколько эффективны эти схемы страхования и какие методы и способы существуют, чтобы оптимизировать данные схемы. Для начала определимся с недостатками страхования для самих страховых компаний:

Во-первых, иногда участники ВЭД подают не точную, а иногда и поддельную информацию о грузе. Поэтому возникают сложности при выплате суммы страхового ущерба при наступлении страхового случая;

Во-вторых, чаще всего страховая компания не рассматривает определенные обстоятельства, влияющие на доставку груза (это политические и форс - мажорные);

В-третьих, при заключении крупных страховых сделок более мелкие страховые компании не в силах выплачивать по страховому ущербу. В альтернативу этому многие компании прибегают к кредитованию, что очень неэффективно и затратно.

Но существуют также недостатки для самих страхователей:

– качество обслуживания страховых компаний нуждается в улучшении. Это касается и системы менеджмента и контроля качества предоставляемых услуг;

– чаще всего у страховых компаний не налажены связи с банками. Некоторые участники ВЭД иногда не в состоянии выплачивать по страховой премии. А если бы были налажены связи страховых компаний с банками, то было бы проще как самим участникам ВЭД, так и страховым компаниям.

На основе вышеизложенного предлагаются следующие меры по оптимизации схемы страхования:

– Улучшение системы менеджмента контроля качества отдельных видов услуг.

– Развитие более тесного и прогрессивного сотрудничества страховых компаний с банками, таможенными брокерами, транспортно - экспедиторскими компаниями

– На базе существующего государственного органа регулирования страхования (Федеральная служба по страховому надзору при МинФине РФ) создание возможностей для расширения деятельности данной организации путем совершенствования и гармонизации страхового законодательства и обмена опытом. Формирование системы государственного страхования экспортных кредитов базируется на соответствующих законах и изданных в их развитие нормативных актах. Они определяют виды страхования, порядок размещения возможных убытков и решение других вопросов, а также органы, уполномоченные на проведение страховых операций. В последнем случае, как показывает практика, функции государственного страхования экспортных кредитов могут возлагаться:

    1. на одно из подразделений правительственного органа (Департамент гарантий экспортных кредитов в министерстве торговли и промышленности в Великобритании и Японии ),
    2. либо на автономную государственную организацию ( Французская компания страхования внешней торговли, Итальянский государственный комитет страхования экспортных кредитов),
    3. либо на контролируемое государством акционерное общество (Корпорация страхования экспортных кредитов в Польше, Чешская компания экспортных гарантий и страхования).

Зачастую вопросы государственного страхования и кредитованию экспортных кредитов сосредоточены в одном  учреждении, как, например, в Экспортно – импортном банке США. Кроме того, страховые операции экспортных фирм могут осуществлять и другие организации, как, например, Корпорация по страхованию частных инвестиций за рубежом, имеющая свои отделения в 140 странах мира.

Во всяком случае структуры, осуществляющие страхование экспортных кредитов, находятся под полным контролем государства. Это нормальная зарубежная практика.[9,с.58]

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что страхование участников ВЭД в РФ должно быть закреплено как основными правилами ведения самого процесса страхования, так и законодательными актами и нормами. Если все это будет предусмотрено, тогда сами участники ВЭД создадут для себя наилучшие условия своей деятельности.

Надо отметить, общее состояние страхования ВЭД в РФ находится в стабильном положении. При этом не наблюдается сильных сдвигов как внутри страхования (изменения положения отдельных видов и договоров страхования), так и доля внешнеэкономического страхования России на мировом рынке страхования.

 

Заключение

 

В настоящее время учащаются кризисы, периоды стагнации, поэтому предприятие должно быть уверено в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником предприятиям как участникам ВЭД выступает страхование ВЭД предприятий. Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно-импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок. Страхование позволяет участникам ВЭД застраховывать свою ответственность от рисков, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД.

Существенной особенностью страхования в ВЭД является то, что для его поведения необходимо соблюдение определенных условий как на стадии лицензирования тех или иных видов страховой защиты, так и при их проведении.

Значение страхования  неизменно растет с каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность и сохранить результаты своей деятельности, уменьшить негативные последствия. Рынок страховых услуг достаточно емкий. Основные виды страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

Личное страхование  предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

В страховании ответственности  объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или ответственность по договору.

Наиболее динамично  развивающимся видом страхования  ВЭД является карго-страхование  участников ВЭД. Предприятия, которые  осуществляют ВЭД, производят обмен результатами своей деятельности и торговли товарами и услугами. Это достигается путем транспортировки товара от продавца к покупателю. В этот момент могут произойти различные непредвиденные обстоятельства под влиянием негативных факторов, будь то политические, климатические, экономические и демографические. Поэтому продукция может быть, вовремя не доставлена к заказчику. Для этого участники страхуют свою ответственность путем карго-страхованием. Карго-страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения. Заключается договор страхования внешнеторговых грузов, который содержит:

– преамбулу, включающую дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, а также определение сторон как контрагентов;

– общие положения со ссылкой на правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон по договору страхования;

– предмет договора, в качестве которого выступает страхование грузов страхователем согласно прилагаемой описи, являющейся неотъемлемой частью контракта. Здесь указываются условия страхования, страховая сумма, вид транспортировки, род упаковки, число мест и вес груза, условие о перевозке товара по определенному маршруту с указанием пунктов отправления и назначения, перегрузки и хранения;

– размер страховой премии и порядок ее внесения, где фиксируются ставки вознаграждения, выплачиваемого страхователем страховщику за принятые на себя риски, а также указываются сроки вступления договора в силу и сроки начала и окончания ответственности страховщика;

– обязанности сторон.

Несущественные, или дополнительные, условия страхования остаются, как  правило, неизменными во всех договорах  страхования. К ним относятся: порядок  расчета размера ущерба, порядок  вступления договора страхователя в  силу, права и обязанности страховщика  и страхователя, документы, подтверждающие факт и обстоятельства наступления страхового случая, процедура рассмотрения спорных вопросов и др. Они не включаются непосредственно в текст страхового полиса, поскольку это привело бы к перегрузке и усложнению его содержания. Поэтому в большинстве случаев к страховому полису прилагаются стандартные правила страхования, согласованные со страховым надзором, в которых подробно описаны как существенные, так и несущественные условия страхования.

Выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются страхователи:

  1. несвоевременное исполнение обязательств.
  2. страховая компания не может выплатить по имеющимся страховым случаям страховой ущерб.

Страховщики нередко  сталкиваются с предоставлением недостоверной информации со стороны участников ВЭД.

Улучшения в сфере  страхования ВЭД для участников ВЭД: сотрудничество страховых компаний с различными компаниями, содействующие  более рациональному и качественному обслуживанию (таможенные брокеры, транспортно-экспедиторские компании, банки), улучшение системы менеджмента и контроля качества.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Архипова А.Ю. Международные экономические отношения. Международный бизнес: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571с.
  2. Ахвледиани Ю.Т. Страхование ВЭД: учебник для студентов и вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономические специальности /М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.– 255с.
  3. Балабанов И.Т., Балабанова А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.– 615 с.
  4. Балабанов И.Т., Балабанова А.И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2009.– 708 с.
  5. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / под ред. Е.П.Пузаковой.-М.: Экономистъ, 2008.– 495с.
  6. Ечкалов Д.И. Особенности внешнеэкономического страхования в России // Страховое ревю – 2009. – №1– С.16 –31.
  7. Зайцева М.А., Литвинова Л.Н. Страховое дело: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Зайцевой. Мн.: БГЭУ, 2009. – 540 с.
  8. Зайцева М.А. Страхование во ВЭД: учеб. пособие / Минск: БГЭУ, 2009.–383с.
  9. Никитина Т.В. Страхование коммерческих и финансовых рисков: Учеб. пособие. СПб.: Санкт – Петербург, 2009.– 538 с.
  10. Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта //Внешнеэкономический бюллетень – 2009.–№1– с.58–75.
  11. Рудаков А.П. Страхование ВЭД. Учебное пособие – Москва: АТиСО, 2009. – 288с.
  12. Рудаков А.П. Договора страхования. Учебное пособие – Москва: , 2009. – 254 с.
  13. Рудаков А.П. Страхование ВЭД предприятий в России и за рубежом. Учебное пособие – Москва: АТиСО, 2009. – 312 с.
  14. Самсонова И.А. Страхование. Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 256с.
  15. Сахарова Н.П. Страхование: Учебное пособие. М.: Проспект, 2009.– 315 с.
  16. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 823с.
  17. Чиненов М,В. Страхование ВЭД: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Мировая экономика».- М.: Издательство «Омега - Л», 2010. – 244с.
  18. Шахова В.В. Страхование: Учеб./ М.:ЮНИТИ, 2009. – 716 с.
  19. Официальный сайт Федеральной службы по страховому надзору при Министерстве Финансов РФ www.fssn.ru
  20. Официальный сайт Swiss Re Economic Research & Consulting www.swissre.com

Информация о работе Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями. Заключение и исполнение договоров