Тактика осмотра места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение тактики, то есть основных приемов и способов проведения осмотра места происшествия.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
раскрыть понятие осмотра места происшествия как неотложного следственного действия;
исследовать цели и задачи осмотра места происшествия;
рассмотреть состав участников осмотра места происшествия;

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения осмотра места происшествия
1.1 Понятие, значение и виды осмотра места происшествия
1.2 Участники следственного осмотра и их процессуальное положение
1.3 Психологические особенности ОМП
Глава 2. Тактика осмотра места происшествия
2.1 Подготовка к осмотру места происшествия
2.2 Этапы и тактические приемы осмотра места происшествия
2.3 Фиксация хода и результата осмотра места происшествия
2.4 Научно-технические средства, применяемые для обнаружения доказательств в ходе осмотров
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тактика ОМП.docx

— 90.53 Кб (Скачать файл)

2) выявление обстановки  места происшествия;

3) фиксация всех имеющих  значение для дела обстоятельств, обнаруженных при осмотре;

4) выдвижение и проверка  версий о фактических обстоятельствах  дела и его участниках;

5) установление данных  для выявления новых источников  получения доказательств, а также  для производства розыскных действий.

Осмотр места происшествия является первоначальным следственным действием. Вследствие этого он позволяет правильно определить направление расследования, выдвинуть и проверить следственные версии, наметить план расследования преступления.

Осмотр места происшествия и его обстановки представляет собой изучение и фиксацию:

1) рельефа местности, естественных  и искусственных границ места  происшествия;

2) характера и расположения  помещения, прилегающих построек, ведущих  к нему и от него путей, а  также преград на указанных  путях;

3) пространственного расположения  местных предметов, их положения  относительно друг друга и  расстояний между ними;

4) расположения предметов  с точки зрения их целевого  назначения и положения при  обычном употреблении;

5) следов преступления  и преступника;

6) отсутствия необходимых  в данной обстановке предметов  и следов;

7) наличия предметов, являющихся  в данной обстановке чужеродными, сам факт обнаружения которых  в данной обстановке необычен.

Осмотр места происшествия производится в двух случаях:

1. Когда преступление  уже совершено и осмотр необходим  в целях обнаружения следов  и других вещественных доказательств, выяснения обстановки места происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих  значение для дела.

2. Когда имеются подозрения  о совершенном преступлении и  в ходе осмотра требуется установить, что же в действительности  произошло, самоубийство или убийство, пожар вследствие неисправности  электропроводки или поджог и  т.п.

Эффективность осмотра в значительной мере зависит от общей профессиональной и организационно-технической подготовки следователя. Следователь должен быть психологически готов к осмотру в затрудненных условиях (ночью, в дождь, снег, сильный ветер) и при этом сохранять на протяжении длительного времени творческую работоспособность, быть внимательным и собранным, чтобы не упустить ни одного обстоятельства или факта, имеющего значение для установления истины. Профессиональная готовность следователя включает в себя способность к наблюдению, умение на основе знания типичных способов совершения и сокрытия преступления, различных уловок преступника подмечать в обстановке происшествия главное, выделять наиболее значимые детали и признаки, вскрывать противоречивые элементы, обнаруживать инсценировки.

Рассмотрев основные признаки, виды осмотра места происшествия, а также соотношение с другими видами следственных осмотров можно дать определение осмотру места происшествия.

Осмотр места происшествия - это процессуальное действие, состоящее в непосредственном исследовании управомоченными лицами обстановки места происшествия и отдельных его объектов для обнаружения и закрепления фактических данных, имеющих значение доказательств, позволяющих установить в возможных пределах наличие или отсутствие признаков состава преступления в исследуемом событии, а также для построения и проверки версий и выявления причин и обстоятельств, способствующих совершению преступлений8.

Как уже указывалось, осмотр места происшествия является одним из наиболее распространенных следственных действий и его значение трудно переоценить. Особенно велика его роль в расследовании таких преступлений, как убийство, изнасилование, кража с применением технических средств, разбои, поджоги, железнодорожные и автомобильные катастрофы и т.д. Расследование по этим категориям дел необходимо начинать обязательно с осмотра. В большинстве случаев результаты, полученные при осмотре места происшествия, являются тем отправным началом, от которого зависит весь последующий ход расследования и в ряде случаев единственным средством получения фактических данных, позволяющих вести дальнейшее расследование. Осмотр места происшествия подчас дает возможность в общих чертах ответить почти на все вопросы, которые должно решить следствие для того, чтобы раскрыть преступление и изобличить преступника.

Действиями, восполняющими упущения первоначально проведенного осмотра места происшествия, являются дополнительный и повторный осмотры. Дополнительный осмотр проводится в тех случаях, когда первоначальным осмотром не охвачены отдельные объекты, необходимость в оценке результатов которых возникает в ходе дальнейшего расследования. Причины принятия следователем такого решения могут быть различные, в том числе, например, результаты судебно-медицинского вскрытия трупа, позволяющие предположить о нахождении на месте происшествия неизъятых вещественных доказательств биологического происхождения.

Повторный осмотр представляет собой осмотр уже изученного органом расследования места происшествия. Объектом его могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия. При повторном осмотре места происшествия потребность в обзоре места происшествия может не возникать, если нужно осмотреть не все, а лишь некоторые объекты, находящиеся на месте происшествия.

Все ранее изложенное о способах осмотра относится и к повторному осмотру, но в случае повторного осмотра отдельных объектов речь может идти не о способе осмотра в обычном смысле, а о составлении перечня подлежащих осмотру объектов и их порядковой нумерации, определяющей последовательность осмотра.

Значение осмотра места происшествия, как одного из важнейших первоначальных следственных действий, заключается также в том, что он является незаменимым и неповторимым действием. Его нельзя заменить никакими другими следственными действиями, даже при наличии очевидцев происшедшего события, показания которых никогда не могут быть столь же эффективными как непосредственное восприятие. При осмотре производится профессиональное исследование, восприятие событий свидетелем, как правило, носит общежитейский характер. Именно в этом смысле нельзя признать показания указанных лиц равнозначными осмотру.

Таким образом, осмотр места происшествия является одним из наиболее распространенных следственных действий и его значение трудно переоценить. Особенно велика его роль в расследовании таких преступлений, как убийство, изнасилование, кража с применением технических средств, разбои, поджоги, железнодорожные и автомобильные катастрофы и т.д. Расследование по этим категориям дел необходимо начинать обязательно с осмотра. В большинстве случаев результаты, полученные при осмотре места происшествия, являются тем отправным началом, от которого зависит весь последующий ход расследования и в ряде случаев единственным средством получения фактических данных, позволяющих вести дальнейшее расследование. Осмотр места происшествия подчас дает возможность в общих чертах ответить почти на все вопросы, которые должно решить следствие для того, чтобы раскрыть преступление и изобличить преступника.

 

1.2 Участники следственного осмотра и их процессуальное положение

 

Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.

Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.

Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости - обращает внимание на недостатки и упущения.

Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии других сотрудников милиции. Участниками осмотра места происшествия могут быть оперативные работники ОВД, сотрудники ГИБДД (ГАИ), участковый уполномоченный, которые могут оказать следователю необходимую помощь и содействие в ходе производимого им осмотра места происшествия. В частности, они могут выполнять в ходе осмотра следующие функции:

  • организацию охраны места происшествия и поддержание порядка на окружающей местности;
  • обследование окружающей местности;
  • наблюдение за поведением отдельных лиц;
  • опрос присутствующих лиц, проживающих поблизости от места происшествия или по пути следования возможного преступника, и выявление очевидцев происшествия и свидетелей;
  • осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанных с преследованием и задержанием возможного преступника, розыском похищенного, орудий преступления и других объектов;
  • применение служебно-розыскной собаки;
  • оказание содействия в осмотре.

Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.

Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях указанных в ст. 60 УПК РФ. Исключение составляет осмотр почтово-телеграфных отправлений, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК.

Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.

Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника в порядке, установленном ст. 53 УПК.

Ориентируя в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 ст. 53УПК РФ предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).

К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.9

При необходимости проведения осмотра жилища важно соблюдать требования ст. 25 Конституции РФ, которой установлено: «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». УПК идет дальше этого минимального стандарта, требуя при отсутствии согласия проживающих лиц (ч. 5 ст. 177) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении проведения осмотра.

Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя.

Производство осмотра закон возлагает на следователя. Прокурор и начальник следственного отдела вправе дать в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении осмотра. Несогласие следователя с полученным указанием не приостанавливает его исполнения. Он обязан производить осмотр сам, а не через других лиц. Он лично обязан убедиться в существовании определенных фактов, обстоятельств, выяснить их характер и занести в протокол только результаты собственных наблюдений. Наряду с этим на следователя возлагаются и организаторские функции по привлечению, расстановкой использованию других участников осмотра. Они приглашаются для оказания помощи следователю в осмотре. Указания следователя обязательны для всех лиц, участвующих в осмотре.

Присутствующие при осмотре понятые (не менее двух человек) призваны удостоверить факт, содержание и результаты производимых следователем действий. Поэтому они должны лично воспринимать все, что обнаруживается, исследуется, фиксируется при осмотре. Понятые имеют право делать замечания по поводу производимых следователем действий, обращать его внимание на те или иные обстоятельства. В дальнейшем, в случае возникновения неясностей по поводу осмотра, понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей.

Закон ставит только одно условие при подборе понятых - не заинтересованность в исходе дела, вводя некоторые ограничения с точки зрения родства. Однако, исходя из тех задач, которые им предстоит выполнить при осмотре, следователь должен привлекать в качестве понятых лиц достаточно грамотных, чтобы они смогли разбираться в объектах, которые исследуются при осмотре, и в действиях следователя. Недопустимо приглашать в качестве понятых лиц, обладающих физическими недостатками (с ослабленным слухом, зрением и т.п.), психически неуравновешенных (излишне впечатлительных, вспыльчивых и т.п.), а также несовершеннолетних. Закон не рекомендует брать в качестве понятых работников правоохранительных органов, общественных помощников следователя. Не следует приглашать и лиц, не проживающих постоянно в данной местности (это затруднит их вызов к следователю или в суд, если возникнет надобность).10

Информация о работе Тактика осмотра места происшествия