Уголовный процесс Франции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:52, курсовая работа
Краткое описание
Основы современной судебной системы Франции были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) — решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).
Вложенные файлы: 1 файл
Расследование большинства преступлений
осуществляется судебной полицией,
офицеры которой имеют право на проведение
самостоятельного предварительного
дознания, а агенты и иные должностные
лица — на проведение лишь отдельных
процессуальных действий. Особенно велики
полномочия офицеров судебной полиции
при проведении расследования в отношении
так называемых явных преступлений
непосредственно вслед за их совершением.
Предварительное следствие,
осуществляемое обычно после полицейского
дознания, проводится следственным
судьей. Оно обязательно по делам о тяжких
преступлениях, может быть
проведено по делам об уголовных деликтах
и лишь в исключительных случаях
проводится по делам о проступках. Следственные
судьи назначаются на свои
должности на три года из числа судей
трибунала большого процесса. В период
осуществления своих функций они остаются
в составе судей трибунала большого
процесса и вправе даже участвовать в
рассмотрении судебных дел, кроме тех,
что были расследованы ими самими.
Уголовное преследование в суде, как
правило, осуществляется прокуратурой,
которая пользуется весьма широкими
правами по своему усмотрению отказаться
от передачи дела в суд. В полицейских
трибуналах обвинение в проступках, за
которые не может быть назначено более
10 дней ареста, поддерживают
полицейские комиссары.
Прокуратура во Франции представляет
собой централизованную систему органов,
находящуюся под руководством министра
юстиции. При каждом апелляционном суде
имеется генеральный прокурор со своими
помощниками, главный из которых носит
звание генерального адвоката. Генеральный
прокурор находится в
непосредственном подчинении министра
юстиции и, в свою очередь, вправе давать
указания всем должностным лицам прокуратуры
в районе компетенции
апелляционного суда. Под его надзором
находятся и все должностные лица
судебной полиции. Генеральный прокурор
лично или через своих заместителей
поддерживает обвинение в апелляционном
суде и в суде присяжных, учрежденном в
месте нахождения апелляционного суда.
Республиканские прокуроры (так во
Франции называются прокуроры низшей
инстанции, но обладающие широкими
полномочиями) находятся при исправительных
трибуналах и осуществляют
уголовное преследование по всем уголовным
делам в районе действия этого
трибунала. Они лично или через своих
заместителей поддерживают обвинение
в
большинстве судов присяжных, в исправительных
трибуналах, а также, при
необходимости; в полицейских трибуналах.
Представители прокуратуры официально
участвуют также в гражданском процессе
в судах любой инстанции, когда этого
требуют «интересы общества».
Генеральный прокурор при Кассационном
суде со своим аппаратом занимает
особое место в системе органов прокуратуры,
поскольку его функции ограничены
выступлениями в этом суде.
Должностные лица прокуратуры весьма
близки к судейскому корпусу (те и другие
именуются магистратами), так как они
получают одинаковую подготовку и в ходе
своей карьеры нередко переходят из прокуроров
в судьи и обратно.
Защищать обвиняемого в уголовном процессе
и представлять интересы сторон в
гражданском и административном процессах
могут адвокаты. До 1971 г. во
Франции различались юридические профессии
адвоката, поверенного при
трибунале большого процесса и поверенного
при торговом трибунале. Ныне они
слиты в единую, так называемую новую
профессию адвоката. При каждом трибунале
большого процесса имеются коллегии
адвокатов, возглавляемые советом и
старейшиной. Для того чтобы быть принятым
в коллегию адвокатов и тем самым
получить право выступать во французских
судах, необходимо иметь высшее
юридическое образование, сдать экзамены
для поступления в один из центров
профессиональной подготовки, пройти
там годичный курс обучения и получить
сертификат о профессиональной пригодности.
Адвокаты могут заниматься
индивидуальной практикой либо создавать
совместные адвокатские конторы.
Правом выступления в Кассационном суде
и Государственном совете обладают
только адвокаты, принятые в состав коллегии
(из шестидесяти адвокатов) при
Кассационном суде.
Заключение.
И в заключении хотелось бы обратить
внимание на положительный опыт Франции,
которая реформировала уголовно-процессуальное
законодательство в 1993 г. и
ввела самостоятельный институт судебного
контроля за предварительным
расследованием.
Судебный контроль во Франции осуществляется
следственным судьей и
обвинительной камерой.
Этот вид контроля действует на всех
досудебных стадиях уголовного процесса:
дознании и предварительном расследовании.
В уголовном процессе Франции следственный
судья является единственным
следственным органом первой инстанции.
Независимое процессуальное положение
позволяет следственному судье
контролировать деятельность органов
дознания по соблюдению законности и
обоснованности принимаемых решений
по любым уголовным делам.
Следственным органом второй инстанции
выступает обвинительная камера. Она
имеется в составе каждого апелляционного
суда и наделена широкими
полномочиями: надзор за законностью
деятельности следственного судьи,
рассмотрение споров о подследственности,
применение санкций к органам
предварительного расследования первой
инстанции и др.
Как известно, Франция, Германия, Япония,
Италия и некоторые другие
государства относятся к смешанной форме
уголовного процесса. Характерным
моментом смешанного уголовного процесса
Франции является то обстоятельство,
что в большинстве случаев по делам небольшой
тяжести проводится лишь
полицейское дознание, а по делам о тяжких
преступлениях обязательно
предварительное следствие.
Предварительное следствие всегда негласно,
лишь оформляется письменно, но
судебное разбирательство открытое и
состязательное.
Реформа 1993 г. во Франции упрочила положение
подозреваемого (обвиняемого) на
предварительном следствии и дознании,
расширила права и обязанности, придала
больший статус институту адвокатуры.
В уголовном процессе Франции отсутствует
такой процессуальный документ, как
постановление о привлечении в качестве
обвиняемого, а фигура обвиняемого
появляется с момента первой явки лица,
нарушившего закон, у следственного
судьи (ст. 80 УПК Франции).
В уголовном процессе Франции, как и Украины,
лицо привлекается в качестве
обвиняемого и наделяется соответствующими
правами, если по делу собраны
достаточные доказательства совершения
лицом преступления.
Франция, как и Украина, путем проб и ошибок
пытается придать уголовно-
процессуальным нормам демократический
и более цивилизованный характер. Так,
следственный судья самостоятельно принимает
решение о прекращении дела, чтобы
расширить пределы судебного контроля,
во Франции был учрежден новый орган –
“следственная палата” В ее функции
входила, в частности, проверка законности
и обоснованности уголовного преследования.
Следственная палата вправе
привлекать к ведению следствия дополнительных
следственных судей – одного или
нескольких.
Однако в уголовно-процессуальном законодательстве
Франции “судебные палаты”
так и не утвердились и на сегодняшний
день следственный судья – единственный
орган предварительного следствия первой
инстанции.
Что касается Украины, то обновление
уголовно-процессуальных институтов
зависит от того, какое значение будет
придано судебному контролю в стадии
предварительного расследования уголовных
дел.
По мнению некоторых специалистов, было
бы целесообразно, чтобы судебный
контроль в стадии предварительного
расследования вошел в УПК Украины как
самостоятельный институт уголовного
процесса.
При этом следует отметить, что судебный
контроль не может подменить собой
прокурорский надзор или ведомственный
контроль органов дознания и
предварительного следствия.
Создание судебного контроля на ранних
стадиях уголовного процесса и всемерное
развитие принципа состязательности
на досудебных стадиях – это реалии
практики. Учитывая, что нарушение сроков
расследования, необоснованные
задержания и аресты не говоря уже о других
действиях органов предварительного
расследования, подрывают авторитет
уголовного судопроизводства, институт
судебного контроля должен быть самостоятельным
и независимым органом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Уголовный процесс.
Учебник. Издание пятое, переработ.
и доп. / Под
ред. К.Ф.Гуценко. М.: Зерцало, 2000г.
2. Гуценко К.Ф., Головко
Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс
западных
государств / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.,
Издательство “Зерцало”, 2001 г.
3. Аннерс Э. История
европейского права. М., 1994 г.
4. Нешатаева Т.Н. Международный
гражданский процесс. М., 2001 г.
5. Кейлин А.Д. Судоустройство
и гражданский процесс капиталистических
стран. М., 1990 г.
6. Давид Р., Жоффре-Спинози
К. Основные правовые системы
современности.
М., 1996 г.
7. Судебная система
Франции. ТАСИС, 2001 г.
8. Основные проблемы
защиты личности в уголовном
процессе зарубежных
стран. А.Фоков//ПиЖ № 24, 1999 г.
9. Головко Л.B. Дознание
и предварительное следствие
в уголовном
процессе Франции. - М.: Спарк, 1995 г.
Информация о работе Уголовный процесс Франции