Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:20, доклад
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс.
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
(La Grande Ordonnance de mars) - обнародован
в марте по настоянию франц.
Ген. штатов во время нар.
движения 1356-58 в Париже, возглавленного
купеч. старшиной Этьенном
27.Сословно-представительная
монархия во Франции. Великий мартовский
ордонанс. Возникновение Генеральных
штатов, их структура и функции.
В начале XIV в. во
Франции на смену сеньориальной монархии
приходит новая форма феодального государства
- сословно-представителъная монархия.
Становление сословно-представительной
монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным
для данного периода процессом политической
централизации (уже к началу XIV в. было
объединено 3/4 территории страны), дальнейшим
возвышением королевской власти, ликвидацией
самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть
феодалов по существу утратила свой самостоятельный
политический характер. Короли лишили
их права собирать налоги на политические
цели. В XIV в. было установлено, что для
взимания сеньориальной подати (тальи)
необходимо согласие королевской власти.
В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи
отдельными крупными сеньорами. Король
запрещал феодалам устанавливать и новые
косвенные налоги, что привело постепенно
к их полному исчезновению. Людовик XI отнял
у феодалов право чеканить монету. В XV
в. в обращении во Франции была лишь единая
королевская монета.
Короли лишали феодалов
и их традиционной привилегии - вести частные
войны. Лишь отдельные крупные феодалы
сохраняли в XV в. свои независимые армии,
которые давали им некоторую политическую
автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло
сеньориальное законодательство, а также
посредством расширения круга дел, составлявших
"королевские случаи", существенно
ограничивалась сеньориальная юрисдикция.
В XIV в. была предусмотрена возможность
апелляции на любое решение судов отдельных
феодалов в Парижский парламент. Этим
окончательно был разрушен принцип, согласно
которому сеньориальная юстиция считалась
суверенной.
В 1303 году была выдвинута
формула: "король является императором
в своем королевстве". Она подчеркивала
полную независимость французского короля
в международных отношениях. легисты утверждали,
что король сам является верховным законом,
а следовательно, может создавать законодательство
по своей воле. Был выдвинут также тезис:
"всякое правосудие проистекает от
короля", в соответствии с которым король
получил право рассматривать любое судебное
дело сам или же делегировать это право
своим слугам.
Сословно-представительная
монархия утвердилась на определенном
этапе централизации страны, когда не
были до конца преодолены автономные права
феодальных сеньоров, католической церкви,
городских корпораций и т.д. Решая важные
общенациональные задачи и принимая на
себя ряд новых государственных функций,
королевская власть постепенно ломала
политическую структуру, характерную
для сеньориальной монархии. Но при осуществлении
своей политики она сталкивалась с мощной
оппозицией феодальной олигархии, сопротивление
которой не могла преодолеть лишь собственными
средствами. Поэтому политическая сила
короля в значительной мере проистекала
от той поддержки, которую он получал от
феодальных сословий.
Именно к началу
XIV в. окончательно оформляется построенный
на политическом компромиссе, а поэтому
не всегда прочный союз короля и представителей
разных сословий, в том числе и третьего
сословия. Политическим выражением этого
союза, в котором каждая из сторон имела
свои специфические интересы, стали особые
сословно-представительные учреждения
- Генеральные штаты и провинциальные
штаты.
Генеральные штаты.
Появлению Генеральных штатов как особого
государственного органа предшествовали
расширенные собрания королевской курии
(консилиумы и т.д.), имевшие место еще в
XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем
Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под
собой вполне конкретные исторические
причины: неудачная война во Фландрии,
серьезные экономические трудности, спор
короля с римским папой. Но создание общенационального
сословно-представительного учреждения
было и проявлением объективной закономерности
в развитии монархического государства
во Франции.
Периодичность созыва
Генеральных штатов не была установлена.
Этот вопрос решал сам король в зависимости
от обстоятельств и политических соображений.
Каждый созыв штатов был индивидуальным
и определялся исключительно усмотрением
короля.
Высшее духовенство
(архиепископы, епископы, аббаты), а также
крупные светские феодалы приглашались
лично. Генеральные штаты первых созывов
не имели выборных представителей от дворянства.
Позднее утверждается практика, согласно
которой среднее и мелкое дворянство избирает
своих депутатов. Выборы проводились также
от церквей, конвентов монастырей и городов
(по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно
легисты иногда избирались и от сословий
духовенства и дворянства. Примерно 1/7
часть Генеральных штатов составляли
юристы. Депутаты от городов представляли
их патрицианско-бюргерскую верхушку.
Таким образом, Генеральные штаты всегда
были органом, представляющим имущие слои
французского общества.
Вопросы, выносимые
на рассмотрение Генеральных штатов, и
продолжительность их заседаний также
определялись королем. Генеральные штаты
обращались к королю с просьбами, жалобами,
протестами. Они имели право вносить предложения,
критиковать деятельность королевской
администрации. В Генеральных штатах каждое
сословие собиралось и обсуждало вопросы
отдельно.
Депутаты, избранные
в Генеральные штаты, наделялись императивным
мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым
на обсуждение, в том числе при голосовании,
была связана инструкцией избирателей.
После возвращения с заседания депутат
должен был отчитаться перед избирателями.
Великий мартовский
ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения
Штатов должны были считаться окончательными
и входить в силу без королевского одобрения.
Финансовые субсидии могли бы расходоваться
только на предписанные Штатами цели.
Сословия записали за собой право собираться
регулярно в любом месте для «устройства
хорошего управления государством». Была
сделана даже попытка поставить под контроль
Штатов королевскую администрацию. Однако
попытка Генеральных штатов закрепить
за собой постоянные финансовые, контролирующие
и даже законодательные полномочия не
имела успеха. После подавления в 1358 году
Парижского восстания и Жакерии королевская
власть отвергла требования, содержавшиеся
в Великом мартовском ордонансе.