Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:37, реферат

Краткое описание

Актуальность темы продиктована необходимостью четко определить роль прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса, что вызвано ужесточением требований к качеству судебного доказывания и деятельности государственного обвинителя. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо определить систему взаимодействия в суде государственного обвинителя с другими участниками со стороны обвинения. Состоявшееся реформирование уголовного судопроизводства, его построение с учетом требований Конституции РФ на началах состязательности и равноправия сторон существенно изменило процедуру судебного разбирательства в суде кассационной инстанции.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами 5
1.1. Понятие кассационной инстанции 6
1.2. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 7
2. Участие прокурора в стадии кассационного производства 9
2.1. Процессуальные особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде кассационной инстанции 13
3. Кассационный протест прокурора 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Однако в соответствии с приказом Генпрокуратуры РФ от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» 6 необходимо учитывать следующее: государственным обвинителям своевременно приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок (п. 10).

В суде кассационной инстанции  участвовать прокурорам структурных  подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами (п. 10.5).

В отдельных случаях  участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции может  быть поручено прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в  качестве государственного обвинителя.

В связи с тем, что  судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке принимать участие в  разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено (п. 10.6).

В части 1 статьи 37 УПК  РФ законодатель установил, что прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения осуществляет в ходе судопроизводства две самостоятельные  функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, однако не определил, какие функции прокурор осуществляет в суде, при этом осуществление прокурором полномочий в ходе судебного производства в суде первой (часть 3 статьи 37, статья 246 УПК РФ), второй (апелляционной - глава 44 УПК РФ и кассационной - глава 45 УПК РФ), а также надзорной (глава 48 УПК РФ) инстанций явно выходит за пределы осуществления только функции уголовного преследования.

С одной стороны, прокурор в судебном разбирательстве выступает как сторона, равная с другими участниками процесса в правах, представлении и исследовании доказательств, заявлении ходатайств, высказывании своей позиции по доказанности виновности подсудимого, то есть он не обладает никакими преимуществами в процессуальном положении перед другими участниками судебного разбирательства, а также не имеет никаких властных полномочий по отношению к суду. С другой стороны, положение прокурора существенно отличается от процессуального положения других участников судебного разбирательства.

Прокурор, выступая от имени  государства, не только вправе, но и  обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Это прямо  следует из части 1 статьи 1 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также первого абзаца части 2 этой статьи, содержащего обращенное к прокурору требование действовать в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В части 3 статьи 37 УПК  РФ эта обязанность прокурора  в ходе судебного производства закреплена законодателем неполно, только как  обеспечение законности и обоснованности обвинения. Однако обвинение - это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного законом, выдвинутое в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, при этом в судебном производстве неправомерное применение закона и необоснованное принятие процессуальных решений, то есть нарушение принципа законности, закрепленного в статье 7 УПК РФ, допускаются как органами предварительного расследования, прокурором, так и судом при осуществлении правосудия.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации в  соответствии со ст. 118 Конституции РФ, ст.8 УПК РФ осуществляется только судом на основе состязательности и равноправия сторон.

Прокурор не отправляет правосудие, его полномочия, естественно, не укладываются в прерогативы судебной власти, но своим участием в судебном разбирательстве он, не разрешая уголовное дело по существу, активно способствует в рамках предусмотренных УПК РФ полномочий устранению нарушений прав, свобод и законных интересов как потерпевшего, гражданского истца, так и подсудимого, гражданского ответчика и других участников процесса, одновременно обеспечивая защиту как прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и прав и свобод личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Таким образом, прокурор в ходе судебного производства выполняет три функции. Во-первых, это уголовное преследование, во-вторых, это трансформированная с учетом требований статей 8 и 15 УПК РФ из надзорной функции и неразрывно сочетающаяся с функцией уголовного преследования функция обеспечения соблюдения процессуального законодательства в процессе поддержания государственного обвинения при разрешении дела и проверке результатов разрешения дела судом.

Третья, выполняемая в  суде функция прокурора, заключается  в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства при осуществлении правосудия судом, рассматривающим уголовное дело по существу и выносящим решения, предусмотренные УПК РФ, в том числе о применении к лицам, признанным виновными в совершении преступления, норм материального уголовного права, устанавливающих уголовную ответственность и наказание за совершение преступлений, а значит, в обеспечении постановления судом законного и обоснованного приговора и иного судебного решения в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу.

 

 

    1.  Кассационный протест прокурора

 

Последние изменения  в уголовно-процессуальном законодательстве не только существенно ограничили полномочия прокурора как участника уголовного судопроизводства, но также отразились на характере и видах правовых средств, применяемых органами прокуратуры на данном направлении их деятельности. В частности, законодатель без каких-либо объяснений заменил представлением протест прокурора как традиционный акт прокурорского реагирования на незаконные действия и решения участников процесса.

Полномочия прокурора  по обжалованию судебных постановлений  предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой прокурор в пределах своей компетенции наделен правом принесения в вышестоящий суд кассационного либо частного протеста, либо протеста в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение суда.

Протест прокурора (от лат potestor- заявляю, свидетельствую, публично объявляю) - одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона.

Кассационное опротестование неправосудных приговоров, определений  и постановлений суда первой или  апелляционной инстанции является наиболее оперативной и эффективной  формой устранения нарушений закона. Предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных решений - одна из важнейших задач прокурора.

Публичный характер протеста прокурора выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают  протесты прокурора вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий, восстановления нарушенного права.

При решении вопроса  о принесении кассационного или частного протеста прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Независимо от того, в пользу или в ущерб подсудимому приносится кассационный протест, прокурор стремится содействовать устранению допущенного по делу нарушения закона и способствовать установлению истины. Необоснованная суровость наказания или применение судом закона о более тяжком преступлении в одинаковой мере, как и применение судом чрезмерно мягкого наказания или осуждение по закону о менее тяжком преступлении является поводом для принесения протеста.

Установив, что приговор или постановление суда первой или  апелляционной инстанции являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит кассационный протест.

Протест прокурора - это важнейший процессуальный акт представителя государственного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. Своевременным принесением кассационного и частного протеста прокурор предупреждает вступление в законную силу незаконного и необоснованного приговора или определения суда, а также способствует единообразному применению закона в судебной практике, улучшению предварительного расследования и повышению эффективности участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

Основание для  кассационного протеста прокурора – нарушения, допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу составляет 7 дней.

По общему правилу  протест приносит тот прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела, а также прокурор или его заместитель в пределах их компетенции. Протест прокурора приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах7.

На приговоры городских  и районных народных судов протест  приносит прокурор района или города; на приговоры областных, краевых  судов - прокурор области или края. Вышестоящий прокурор вправе принести протест в любой суд, находящийся в пределах области, края, республики РФ, г. прокурор обязан принести протест независимо от того, поддерживалось ли в суде по уголовному делу государственное обвинение или дело рассматривалось без участия прокурора. Прокуроры, выступавшие по делам в качестве государственных обвинителей, - помощники прокуроров, прокуроры отделов и управлений, независимо от занимаемого ими служебного положения, - также вправе принести кассационный или частный протест по делам, рассмотрение которых проводилось с их участием (ст. 36 Закона о прокуратуре).

Кассационный протест  прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Однако эту задачу сможет выполнить только такой протест, который соответствует требованиям закона и указаниям Генерального прокурора Российской Федерации, протест, в котором оспаривается действительно незаконный или необоснованный приговор.

Задача прокурора при  составлении протеста состоит в  том, чтобы убедить кассационную инстанцию в обоснованности его позиции по уголовному делу и помочь принять законное и обоснованное определение. Небрежно составленный протест, в котором допущены юридические и стилистические ошибки, вызывает у кассационного состава судей предубеждение в необоснованности и несправедливости предложений прокурора. Такой протест не сможет оказать необходимой помощи суду кассационной инстанции. Только тот протест, в котором приведена убедительная аргументация, где требования прокурора юридически обоснованны, способен помочь кассационной инстанции разобраться в законности и обоснованности приговора. Прокурор вправе приобщить к протесту дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть добыты следственным путем в период после постановления приговора.

Решения по необоснованному  отклоненному протесту принимает вышестоящий  прокурор. В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством  предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного.

Частный протест прокурора приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

Рассмотрение дела в  кассационном порядке без участия  защитника, который своевременно известил суд о желании дать объяснения суду второй инстанции - нарушение права осужденного или оправданного на защиту, которое влечет отмену кассационного определения.

На практике иногда возникает  необходимость представления в  кассационную инстанцию дополнительного  протеста. Действующий УПК такую  возможность прокурору предоставляет и определяет, что дополнительный протест может быть подан в кассационную инстанцию до начала рассмотрения дела (ст. 328 УПК), чтобы осужденный и его защитник имели возможность ознакомиться с дополнительным протестом и представить на него свои возражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эффективность прокурорского  надзора за законностью судебных актов в стадии кассационного  производства во многом зависит от своевременности и глубины проверки прокурором уголовных дел, рассмотренных  судом без участия государственного обвинителя. Проверка рассмотренных судами уголовных дел сходна осуществлением прокурорского надзора в данном направлении. Уголовные дела с приговорами, не вступившими в законную силу, проверяет, как правило, помощник или заместитель прокурора района (города), на которого возлагается обязанность участия при рассмотрении судами уголовных дел, что, однако, не исключает обязанности прокурора района (города) самому проверять дела, в особенности, когда он поддерживал по ним государственное обвинение.

Правовая регламентация  деятельности суда кассационной инстанции  позволяет ему в достаточно короткий срок проверить уголовное дело и  принять решение по существу, отменив  или изменив незаконный или необоснованный приговор или оставить приговор без изменения, если он соответствует закону и обоснован материалами уголовного дела. Одной из существенных гарантий успешного выполнения судом второй инстанции стоящих перед ним задач является участие прокурора в кассационном рассмотрении уголовных дел. Прокуроры участвуют в суде, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке. Прокуроры дают заключение в суде второй инстанции по всем делам об особо тяжких и тяжких преступлениях, о преступлениях несовершеннолетних, а также по делам, рассматриваемым по протестам прокуроров.

Информация о работе Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции