Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному процессу".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по УПК.docx

— 452.50 Кб (Скачать файл)

 

Ориентация на то, что, скажем, следователь, возбуждая уголовное  дело, начинает обвинять, осуществлять уголовное преследование кого-то в совершении преступления, неверна, ибо она подталкивает его к  обвинительному уклону. Такая ориентация не соответствует ни закону, ни здравому смыслу.

 

40. Понятие и  значение стадии возбуждения  уголовного дела

Первой стадией российского  уголовного процесса является возбуждение  уголовного дела. В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

От своевременности возбуждения  уголовного дела во многом зависит  успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в  этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств. Законное и своевременное  возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов  потерпевших от преступления. С другой стороны, законный и обоснованный отказ  в возбуждении уголовного дела также  является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения  к уголовной ответственности.

Быстрое и правильное реагирование правоохранительных органов на заявления  и сообщения о совершенных  и готовящихся преступлениях  и принятие по ним своевременных  и законных решений имеют большое  воспитательное и предупредительное  значение.

Возбуждение уголовного дела имеет и важное процессуальное значение, так как только после этого  становится возможным производство следственных действий, применение мер  процессуального принуждения.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в принятии компетентными должностными лицами заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждении по ним либо отказе в возбуждении уголовных дел. То есть сущность первой стадии процесса заключается в быстром и обоснованном реагировании уголовно-процессуальными средствами на все случаи обнаружения преступлений.

Содержание этой стадии уголовно-процессуальной деятельности заключается в системе процессуальных отношений, действий и решений с момента получения информации о преступлении до принятия по ней решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в этом. Тем самым содержание стадии возбуждения уголовного дела не сводится только к вынесению соответствующего постановления; оно включает в себя деятельность по разрешению ряда вопросов, предшествующих принятию итогового решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Правом возбуждения уголовного дела в соответствии с УПК наделены орган дознания, дознаватель или  следователь (ч. 1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса).

До возбуждения  уголовного дела не могут совершаться  следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК).

Данный запрет обусловлен тем, что производство следствия  после возбуждения дела дает возможность  применения мер уголовно-процессуального  принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные  права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц. Допустимо и оправданно такое ограничение прав человека лишь при определенных обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств, поэтому процессуальные действия и решения, в том числе и принудительные меры, возможны только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления и уголовное дело возбуждено.

 

41. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Для возбуждения уголовного дела необходимо: а) наличие законного  повода; б) наличие достаточного основания; в) отсутствие обстоятельств, исключающих  производство по делу.

Под поводом к возбуждению уголовного дела принято понимать предусмотренные законом источники, из которых компетентные должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

Статья 140 Уголовно-процессуального  кодекса к поводам для возбуждения  уголовного дела относит:

заявление о преступлении;

явку с повинной;

сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении в соответствии со ст. 141 Уголовно-процессуального кодексаможет быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В протоколе указываются также данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Заявитель предупреждается  об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса.

Явка с повинной в соответствии со ст. 142 Уголовно-процессуального кодекса представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол.

Сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из других источников, оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 Уголовно-процессуального кодекса).

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах  массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган  дознания, а также по поручению  руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса).

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его  принявшем, а также даты и времени  его принятия. Отказ в приеме сообщения  о преступлении может быть обжалован  прокурору или в суд (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса).

Уголовные дела частного (ч. 6 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса) и частно-публичного обвинения (ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, по делам частного и частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

Помимо законного повода для возбуждения уголовного дела требуются достаточные основания. В соответствии с ч. 2 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Таким образом, основания  для возбуждения уголовного дела образуют фактические данные, свидетельствующие  о совершении преступления. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех признаков состава преступления. Достаточно установить наличие данных об объективной стороне преступления, данных, подтверждающих наличие события  преступления. Отсутствие сведений о  субъекте преступления не может служить  препятствием к возбуждению уголовного дела.

Дело не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу. Согласно ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса к таким обстоятельствам относятся:

отсутствие события преступления;

отсутствие в деянии состава  преступления;

истечение сроков давности уголовного преследования;

смерть подозреваемого или  обвиняемого, кроме случаев, когда  производство по делу необходимо для  реабилитации умершего;

отсутствие заявления  потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его  заявлению;

отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов  РФ и иных судей, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, следователя, адвоката либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной  Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ и иных судей.

 

42.Порядок рассмотрения  сообщений о преступлениях.

Рассмотрение сообщений  о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК). В зависимости от модели стадии возбуждения дела процессуальная форма рассмотрения сообщений различается, с одной стороны, по делам публичного, а также частно-публичного обвинения (розыскная модель — ч. 1-4 ст. 144; ст. 146,147) и, с другой, — по делам частного обвинения (состязательная модель — ч. 6 ст. 144; ст. 318-319).

1.   Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях

По делам публичного и  частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, прокурора, начальника следственного отдела). Эта обязанность вытекает из принципа публичности (официальности), предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (Закона РФ «О милиции»).

Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях.1 Однако процессуальный закон устанавливает несколько исходных правил.

1 См., например: приказ МВД РФ от 13.03.03 г. N° 158 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях».

Прежде всего необходимо определить, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявления, явки с повинной или рапорта. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Административная проверка предусмотрена КоАП РФ (ст. 28.1), подзаконными актами. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствие со ст. 143 УПК.

Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости  от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Прием сообщений о преступлениях  осуществляется в дежурных частях милиции, таможенных органов, секретариатах прокуратуры и в других правоохранительных органах. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по принадлежности возлагается также на всех сотрудников этих органов. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о преступлениях или журнале учета иной информации о правонарушениях в органах внутренних дел (ОВД) и таможенных органах; в журнале входящей корреспонденции в таможенных органах; в книге предложений, заявлений и жалоб в органах ФСБ). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями. При этом по общему правилу сообщения непосредственно от заявителя регистрируются в книгах учета преступлений, а иная информация — в книгах учета информации.

Лицо, подавшее заявление  о преступлении или явку с повинной, является заявителем. Если он лично присутствует при приеме его заявления или явки с повинной, то ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144). Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заявления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных принимать заявления должностных лиц. Согласно ведомственным инструкциям документом о принятии заявления обычно служит так называемый талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у дежурного сотрудника правоохранительного органа.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"