Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Уголовный процесс".
51.общая
харак-ка мер пресечения.
Меры уголовного прцесс.пресечения применяются
к обвиняемому в целях обеспечить решение
задач уголовного процесса. Меры пресечения
применяются при наличии достаточных
оснований полагать, что обвиняемый:1.скроется
от дознания предварительного следствия
или суда.2.может продолжать заниматься
преступной деятельностью.3.может препятствовать
производству по уголовному делу.меры
пресечения в пределах своей компетенции
могут избирать дознаватель,следователь
или суд.
21. Следователь-это должностное лицо,уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела,собирать доказательства, подтверждающие событие преступления,а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата.Следователи находятся в четырех ведомствах: в прокуратуре,органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и налоговой полиции.Но независимо от ведомственного нахождения следователя его процессуальное положение является одинаковым.При расследовании уголовного дела любой следователь обладает одинаковым объемом процессуальных полномочий,занимает одно и то же процессуальное положение.Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее,полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела.УПК обязывает следователя вести расследование быстро,активно, целенаправленно.От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства,так как ошибки,допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.Следователь самостоятельно принимает решения о направлении расследования и производстве следственных действий и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.Но в некоторых случаях следователь обязан получить судебное разрешение или санкцию прокурора.Следователь обязан ставить прокурора в известность о своих важнейших решениях(о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о задержании подозреваемого),так как прокурор осуществляет надзор за производством расследования. По ходатайству следователя прокурор продляет срок предварительного расследования.Но прокурорский надзор не лишает следователя процессуальной самостоятельности.При производстве расследования следователь по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства.Прокурор может дать следователю письменные указания,являющиеся обязательными для следователя.Несогласие следователя с указаниями прокурора не приостанавливает их выполнения.Однако при несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам уголовного дела(о привлечении в качестве обвиняемого,о квалификации преступления,об объеме обвинения,об избрании меры пресечения или ее отмене,об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или проведении процессуальных действий,о направлении дела в суд или его прекращении,об отводе следователя или его отстранении) он может сразу же обжаловать их вышестоящему прокурору.Следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскной деятельности,отдельных следственных действий,об исполнении постановлений о задержании,приводе,аресте и получать содействие при их осуществлении.Постановления следователя по находящемуся в его производстве уголовному делу обязательны для исполнения всеми гражданами,должностными лицами и общественными объединениями.
20.Предъявление
обвинения.Уголовно-
23.Орган
дознания, дознаватель.К органам дознания
относятся: органы внутренних дел и иные
органы исполнительной власти,наделенные
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности;главный судебный пристав
РФ,главный военный судебный пристав,
главный судебный пристав субъекта РФ,их
заместители,старшие судебные приставы
Конституционного,Верховного и Высшего
Арбитражного Судов; командиры воинских
частей,соединений,начальники военных
учреждений или гарнизонов.На органы дознания
возложено осуществление оперативно-розыскной
деятельности,принятие мер к обнаружению
преступлений, установлению лиц,их совершивших,пресечению
и предупреждению преступлений. Кроме
того,закон наделяет органы дознания правом
производства расследования в форме дознания.При
этом компетенция органов дознания по
расследованию уголовного дела зависит
от того, обязательно ли по нему предварительное
следствие.Если предварительное следствие
по делу необязательно,орган дознания
осуществляет досудебное производство
по делу в полном объеме и направляет дело
в суд.Если же в соответствии с УПК по делу
обязательно проведение предварительного
следствия, то орган дознания вправе выполнить
по нему только неотложные следственные
действия,а затем обязан передать дело
следователю.В последнем случае полномочиями
органа дознания пользуются также: капитаны
морских и речных судов, находящихся в
дальнем плавании,если преступление совершено
на судне;руководители геологоразведочных
партий и зимовок,удаленных от места расположения
органа дознания,если преступление совершено
по месту нахождения партии и зимовки;главы
дипломатических и консульских учреждений
РФ,если преступление совершено в пределах
данных учреждений.В качестве органа дознания
закон называет учреждение или лицо,стоящее
во главе учреждения, уполномоченное на
производство дознания.Непосредственно
же производство дознания по конкретному
делу поручается начальником органа дознания
дознавателю.Дознаватель уполномочен
самостоятельно проводить процессуальные
действия и принимать решения,кроме случаев,
когда требуется согласие начальника
органа дознания,санкция прокурора или
судебное решение.Указания прокурора
и начальника органа дознания обязательны
для дознавателя. Их обжалование никогда
не приостанавливает их исполнения.
22.Понятие,значение и виды Подсудность-это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется, в каком суде должно рассматриваться уголовное дело по первой инстанции.определение подсудности-одно из важнейших условий судебного разбирательства.Выделяются следующие признаки подсудности:1. Предметный признак определяет подсудность уголовного дела в зависимости от квалификации совершенного преступления.2.Территориальный признак определяет подсудность между одноименными судами.По общему правилу дело подлежит рассмотрению в том суде,в районе деятельности которого совершено преступление.Если преступление было начато в одном месте,а окончено в другом,то дело подсудно суду по месту окончания преступления.Если же преступления совершены в разных местах, то дело будет рассматриваться судом по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.3.Персональный признак определяет подсудность в зависимости от особенностей субъекта преступленияТак,все дела о преступлениях,совершенных военнослужащими и гражданами,проходящими военные сборы,подсудны военным судам.Все дела о преступлениях,совершенных членами Совета Федерации,депутатами Государственной Думы и судьями,подсудны Верховному Суду Российской Федерации.4. Альтарнативный признак определяет,какой суд будет рассматривать уголовное дело, подсудное разным судам.Так,если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную тайну, то дело, независимо от предметной подсудности, будет рассматриваться судом субъекта РФ.При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений,дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим из этих судов.Если преступление совершено группой лиц и хотя бы один из них является военнослужащим, то уголовное дело может рассматриваться военным судом,если против этого не возражают лица, не являющиеся военнослужащими.В противном случае уголовное дело в отношении их должно быть выделено в отдельное производство и рассматриваться судом общей юрисдикции,а если это невозможно,то уголовное дело.отношении всех лиц рассматривается судом общей юрисдикции.Установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания,что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду,судья выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности.При этом,если уголовное дело подсудно другому суду того же уровня,суд вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве,но только в случае,если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании.Если же уголовное дело подсудно вышестоящему или военному суду оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности.Споры между судами о подсудности не допускаются, т.е.дело,переданное по подсудности в соответствии с законом из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано.
24.сущность,задачи и значение стадии назначения судебного заседания.Сущность данной стадии процесса заключается в том,что судья единолично или в порядке предварительного слушания дела с участием сторон выясняет наличие юридических и фактических оснований для рассмотрения дела по существу.При этом не предрешаются вопросы о виновности подсудимого.Стадия подготовки дела к слушанию преследует две цели:1)установить,нет ли каких-либо препятствий для продолжения уголовного судопроизводства по делу;2)создать необходимые условия для предстоящего судебного заседания.То есть данная стадия выступает,с одной стороны,как проверочная по отношению к досудебным стадиям,а с другой-как подготовительная по отношению к стадии судебного разбирательства.Постановление судьи о назначении судебного заседания определяет рамки судебного разбирательства.С момента вынесения решения о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым.Совершая подготовительные действия к судебному заседанию,судья должен обеспечить внесение в судебное разбирательство только таких дел,которые расследованы всесторонне и объективно,без существенных нарушений уголовно-процессуального закона,и тем самым создать условия для обеспечения прав участников процесса и вынесения законного и обоснованного приговора.Порядок проведения предварительного слушания установлен. Предварительное слушание производится единолично судьей с участием сторон в закрытом судебном заседании.Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания.Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке ч.5 ст.247 УПК. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания.В ходе предварительного слушания ведется протокол.При совершении подготовительных действий в любом случае должны быть решены две группы вопросов:первая связана с проверкой оснований для назначения судебного заседания,вторая-с подготовкой рассмотрения дела в судебном заседании,если судья принял соответствующее решение.Первую группу составляют следующие вопросы:1)подсудно ли уголовное дело данному суду;2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;3)подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;4)подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;5)приняты ли меры,обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением,и возможную конфискацию имущества;6)имеются ли основания для проведения предварительного слушания.Приняв решение о назначении судебного заседания,судья разрешает вторую группу вопросов, связанных с обеспечением рассмотрения дела по существу:1)о месте и времени судебного разбирательства;2) рассмотрении уголовного дела единолично или коллегиально;3)назначении защитника в случаях его обязательного участия;4)вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;5)рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании;6)мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
25.Подозреваемым
является лицо:1)либо в отношении которого
возбуждено уголовное дело по основаниям
и в порядке;2)либо которое задержано3)либо
к которому применена мера пресечения
до предъявления обвинения;4)либо которое
уведомлено о подозрении в совершении
преступления в порядке.Подозреваемый,