Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:15, реферат
Бережливое производство - это новая система управления предприятием, которая может поднять его конкурентноспособность и вывести его на новый уровень.
Понятие «Lean Production» или «lean» было введено в оборот американцем Джоном Крафчиком (John Krafcik), одним из соавторов книги «Машина, которая изменила мир» («Machine That Changed the World»). Эта книга была опубликована в 1990-м году и обобщила результаты исследования мирового опыта автомобильного производства. Термином «Lean Production» в книге был назван подход к производству, разработанный в компании «Тойота» и существенно отличавшийся от подхода крупных американских производителей.
«БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Бережливое
производство - это новая система
управления предприятием, которая может
поднять его
1 ПОНЯТИЕ И
СУЩНОСТЬ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДС
Понятие «Lean Production» или «lean» было введено в оборот американцем Джоном Крафчиком (John Krafcik), одним из соавторов книги «Машина, которая изменила мир» («Machine That Changed the World»). Эта книга была опубликована в 1990-м году и обобщила результаты исследования мирового опыта автомобильного производства. Термином «Lean Production» в книге был назван подход к производству, разработанный в компании «Тойота» и существенно отличавшийся от подхода крупных американских производителей. Бережливое производство — логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учётом мотивации каждого работника. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента, является одной из форм нелинейного менеджмента.
Целями такого производства являются:
- минимизация трудозатрат,
- минимизация сроков
создания новой продукции,
- гарантия поставки продукции заказчику,
Концепция бережливого производства предполагает разработку миссии, формирование целей и задач.
У каждого предприятия они свои. Отсюда вытекают задачи[1]:
• формирование принципов выявления узких мест;
• планирование и управление пилотными проектами в рамках всей производственной системы предприятия;
• разработка стандарта предприятия по организации и функционированию бережливого производства;
• формирование оценки показателей эффективности пилотных проектов и методов стимулирования их участников;
• организация тиражирования
лучших практик подразделений
Бережливое производство опирается
на систему организации
В целом использование
принципов бережливого
Проф. О.С. Виханский утверждает, что применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капитальных вложений.
Дж. Вумек и Д. Джонс излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов[2]:
1 Определить ценность конкретного продукта.
2 Определить поток создания ценности для этого продукта.
3 Обеспечить непрерывное
течение потока создания
4 Позволить потребителю
5 Стремиться к совершенству.
Инструментами бережливого производства могут служить:
- Система TPM (Total Productive Maintenance) — Всеобщий уход за оборудованием
- Система 5S (сортировка; рациональное расположение; уборка (содержание в чистоте),стандартизация, совершенствование)
- Система быстрой переналадки SMED (Single-Minute Exchange of Die — Переналадка/переоснастка оборудования менее чем за 10 минут);
- Кайдзен (kaizen) - непрерывное
совершенствование.
- Гемба кайдзен - непрерывное
совершенствование на месте
- Вытягивающее производство, — продукция «вытягивается» со стороны заказчика, а не «толкается» производителем.
Преимущества бережливого производства
Бережливое производство по сравнению с массовым требует[3]:
- 1 / 2 человеческих усилий на производстве;
- 1 / 2 производственных площадей;
- 1 / 2 вложений в инструментарий;
- 1 / 2 инженер-часов на
разработку нового изделия;
- 1 / 2 инженер-часов в процессе производства .
В таблице показана эффективность различных процессов на предприятиях.
Таблица 1.1 - Эффективность типичных
изготовителей и лидеров
Область Эф. типових |
Эфф. |
мир.лид.. |
Обработка |
1% |
20% |
Изготовления |
10% |
25% |
Сборка |
15% |
35% |
Непрерывное производство |
30% |
80% |
Бизнес-процеси (орг. |
10% |
50% |
Бизнес-процеси творческие |
5% |
25% |
Преимущество Лин, состоит в том, что результат преобразований проявляется почти мгновенно. Наиболее ярко это можно увидеть в резком сокращении потерь.
По Лин различают 7 видов потерь[5]:
• потери на перемещениях и движениях операторов;
• потери на транспортировку материала;
• потери из-за чрезмерной обработки;
• потери от простоев;
• потери от перепроизводства;
• потери от брака, излишних отходов и переделок;
• потери на обслуживание запасов.
Выявление и ликвидация потерь, скрытых в производственных процессах, начинается с аттестации резервов эффективности, которая служит механизмом отслеживания прогресса в освоении бережливого производства[6].
1 Потери от перемещений. Это
потери рабочего времени,
2. Потери от транспортировки. Этот вид потерь связан с хаотическим перемещением материалов, полуфабрикатов и информации по производству, когда эти перемещения не добавляют ценности продукту производства. Всем знакома ситуация, когда, в процессе изготовления, продукт совершает множество встречных и перекрестных перемещений, зачастую составляющих более 50% всего времени изготовления. Решение — в критическом переосмыслении маршрутной технологии и планировок оборудования.
3. Потери от чрезмерной
4. Потери от простоев. Для его устранения требуется выравнивать плановую рабочую нагрузку и синхронизировать операции. Устраняется путем перевода производства с работы партиями на принцип «поток в одну деталь», т.е. внедрением принципов Лин. Примерами являются производство автомобилей «Тойота» (большие серии) и производство авиадвигателей компании «Пратт энд Уитни» (малые серии).
5. Потери от перепроизводства. Потери
от перепроизводства
6. Потери от брака. Также хорошо
знакомый и понятный вид
7. Потери от излишних запасов.
По сути своей, аналогичны
Рисунок 1 - Методы стимулирования иновационной
деятельности
(Анимация. Количество кадров - 14. Количество
повторений - 6. Размер - 4 Кб)
Примеры использования[10].
ЛИН-карта. Развёртывание концепции ЛИН в России представлено на Лин-карте — первой в мире карте бережливого производства[11]. На ЛИН-карте, созданной ИКСИ и Блогом о производственном менеджменте [12], отмечены предприятия, которые по имеющейся информации, применяют инструменты бережливого производства, а также lean-люди — то есть люди имеющие известность, значительный опыт в бережливом производстве и проявляющие активность в деле распространения lean идей. Карта постоянно дополняется, в том числе благодаря заявкам и информации пользователей. По заявке можно отметить на карте любую организацию, использующую методы lean, и любого человека, имеющего какое-либо отношение к бережливому производству.
Лин медицина. По экспертным оценкам, приблизительно 50 % времени у медицинского персонала не используется прямо на пациента. Предстоит переход на персонализированную медицину, при которой пациент получает помощь «в нужный момент и в нужном месте». Медицинские учреждения должны располагаться так, что пациенту не надо будет тратить время на многочисленные переезды и ожидания в других местах. Сейчас это приводит к значительным финансовым тратам у пациентов и снижению эффективности лечения. В 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в ЕС конференция по проблеме внедрения Лин в сфере здравоохранения.
Лин почта. В почтовом ведомстве Дании, в рамках Бережливого производства, проведена масштабная стандартизация всех предлагаемых услуг для повышения производительности труда, ускорения почтовых пересылок. Для идентификации и контроля почтовых услуг введены «карты поточного создания их ценности»[13]. Разработана и внедрена эффективная система мотивации почтовых служащих.
2 ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УКРАИНЕ
В последние годы в Украине, как и в странах бывшего Советского Союза, существенно возрос интерес к вопросам менеджмента, управления предприятиями, преобразованиям организационных структур компаний. К сожалению, этот интерес проявился лишь в последнее время.
В мировой практике за последнее время было создано множество новых концепций и методов менеджмента: реинжиниринг бизнес-процессов (BPR), Всеобщее Управление Качеством (TQM), сбалансированная система показателей (BSC), статистическое управление процессами (SPC), коучинг, модели международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ХАССП, «Пять S», «Шесть сигм» и многое другое. К сожалению, страны постсоветского пространства не имеют своих разработок в этой отрасли. Нет традиций, школ, опыта предшественников, нет налаженных систем менеджмента. Поэтому украинским управленцам предстоит многое освоить из зарубежных методик, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность.