Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:14, реферат
Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то приоритеты отдавались российским ученым, а в чем-то - их зарубежным коллегам. В России одним из первых после Октябрьской революции 1917г. был принят декрет «О введении метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918г.), имевший важное значение для развития стандартизации.
Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.
Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то приоритеты отдавались российским ученым, а в чем-то - их зарубежным коллегам. В России одним из первых после Октябрьской революции 1917г. был принят декрет «О введении метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918г.), имевший важное значение для развития стандартизации. В 1925г. при Совете труда и обороны был создан Комитет по стандартизации, основной задачей которого была стандартизация требований к качеству. В 1926 г. был Утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году принимаются стандарты, позволившие наладить серийное и массовое производство стандартных деталей машин. Данные стандарты стали основой для овладения методами Тейлора по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные. В те годы об управлении качеством в современном понимании еще не было и речи, однако зарождались его элементы, связанные с установлением требований к качеству, контролем за их соблюдением. Особую роль в становлении теории и практики управления качеством в России сыграло широко развернувшееся в 1920-1930-х гг, движение за научную организацию труда. Это было связано с тем, что импорт в Россию иностранной техники и капитала сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда и менеджмента, в первую очередь идей тейлоризма.
В 1921г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил А.К Гастев видный общественный деятель, ученый и поэт. В 1924-1926 п. он был заместителем председателя и председателем Совета по научной организации труда; в 1932-1936 п. - председателем Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете труда и обороны СССР, в эти же годы возглавлял журнал «Вестник стандартизации» (ныне «Стандарты и качество»). На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров и усовершенствования орудий труда. Разработанная его коллективом концепция трудовых установок включала три главных взаимосвязанных направления: 1) теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; 2) методику рационального производственного обучения; 3) теорию управленческих процессов. Центральная проблема, которую решал коллектив ЦИТ во главе с А.К. Гастевым, заключалась в том, как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда. А.К Гастев и его коллеги, понимая, что для решения этой задачи недостаточно использования одних внешних стимулов к производственному творчеству в виде премиальных систем, разработали специальную методику производственного обучения, ставшую краеугольным камнем всей концепции ЦИТ. На своих учебных базах в 70 городах в институте были подготовлены свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий. Труды А.К. Гастева до сих пор не потеряли своего научного и практического значения, а его книга «Как надо работать», являясь введением в науку системы организации труда, представляет особый интерес и с точки зрения развития теории и практики управления качеством в России. Он считает, что русскому рабочему больше всего не хватает исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, нравятся они ему или нет. В то же время, отмечает А.К. Гастев, человек про водит на работе большую часть своей жизни, поэтому необходимо научиться так трудиться, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой. Поэтому он предлагал начинать с обучения исполнительской деятельности и переходить к обучению распорядительной, начинать с организации труда и переходить к осмыслению его содержания, Для этого не только руководители, но и рядовые работники должны пройти через школу научной организации труда.
Памятка А.К. Гастева, приведенная в книге «Как надо работать», включает 16 правил, выполнение которых, по его мнению, должно способствовать формированию трудовой выдержки независимо от вида выполняемой работы. Данные правила, не теряя своей актуальности и в настоящее время, по сути дела закладывают основу управления качеством труда и как следствие - достижения (при соблюдении прочих необходимых условий) требуемого уровня качества конечного продукта деятельности организации (продукции или услуги). Особый вклад А. К. Гастев внес в теорию и практику стандартизации. Он уделял большое внимание вопросам методологии разработки стандартов, их обоснованию и классификации, разрабатывал принципы согласования стандартов с определенной научно-технической культурой. Он рассматривал стандартизацию как метод организации всей культурно-технической жизни, образующий особое «стандартизационнoe хозяйство страны, где доминирует принцип системности. Обобщая вклад А.К Гастева в становление российской школы управления качеством, важно отметить, что опыт работы в дореволюционное время в период эмиграции на заводе Citroen в Париже, тщательное исследование и критическое использование подходов Тейлора, переписка с компанией Форда - привело к формированию концепций, представляющих собой синтез передовой научно-технической мысли того времени и глубокого продвижения необходимых перемен. Таким образом, в 20-30-х гг. ХХ в. несмотря на то, что управления качеством в современном его понимании еще не было, происходит процесс зарождения его истоков, таких, как выявление необходимости планирования и контроля качества; определение ответственности за результаты труда; научная организация труда; определение значимости перестройки сознания работника для улучшения качества результатов деятельности. Останавливаясь на достижениях российской школы управления качеством, необходимо выделить следующие приоритетные направления, отражающие этапы ее становления и развития: разработка методологических основ системного подхода к управлению качеством; внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством; формирование квалиметрии как области научных знаний; развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции; разработка основ экономической теории качества; разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством; анализ затрат на управление качеством труда и продукции; активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации. Значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления качеством внесли такие отечественные ученые, как Г.Г. Азгальдов, О.К. Антонов, А.В. Гличев, Б.В. Гнеденко, КИ. Клименко, М.И. Круглов, д.с. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, ВЛ. Панов, дл. Томашевич, Я.Б. Шор, ЛЯ. Шухгальтер и др. Этот список не исчерпывает имен тех, кто формировал и продолжает развивать науку о качестве. Одним из выдающихся российских ученых, внесших огромный вклад в развитие теории и практики управления качеством, как в России, так и за рубежом, был В.В. Бойцов. Он сформулировал теоретические и методологические основы управления качеством всех элементов жизненного цикла технических объектов. Именно В.В. Бойцов стоял у истоков создания современной отечественной государственной системы стандартизации, эталонной базы страны, занимающей важнейшее место в решении вопросов организации производства и улучшения качества продукции. С 1963 по 1984г. он возглавлял Госстандарт СССР. Его научные разработки нашли отражение в многочисленных публикациях «Проблемы автоматизации и механизации мелкосерийного производства», «Комплексная нормализация элементов производственного процесса», «Инженерные методы обеспечения качества в машиностроении» и др.). Важнейшим звеном в творческом наследии В.В. Бойцова является развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их автоматизации. Эти вопросы были рассмотрены, в частности, в контексте исследования качества производственных процессов конкретного предприятия - машиностроительного комплекса как своеобразной технической системы. В.В. Бойцов, отмечая усиление роли в науке и производстве сложных технических систем и опираясь на мировой и отечественный опыт, прогнозировал, что в ближайшем будущем в машиностроительной отрасли будет преобладать не массовое производство в его традиционном понимании (массовый выпуск малой номенклатуры изделий устойчивой конструкции), а производство широкого ассортимента постоянно обновляемой продукции, однородной лишь по основным конструктивно-технологическим параметрам. Номенклатура разнообразных изделий и моделей, выпускаемых одним заводом, будет неизменно увеличиваться
В.В.
Бойцов, рассматривая проблемы организации
управления качеством изделий
Одним из создателей теории управления качеством считается А.В. Гличев - автор более 300 научных трудов в области эффективности летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации. В течение 20 лет он руководил Институтом стандартизации Госстандарта СССР - ВНИИС; избирался президентом и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую академию проблем качества. Под руководством А.В. Гличева осуществлялись разработки фундаментальных и прикладных направлений управления качеством. В его трудах большое внимание уделяется исследованию природы качества, взаимосвязи категорий «качество» и «потребительная стоимость»; методологии системного подхода к управлению качеством; проблемам сертификации; вопросам эффективности систем управления качеством, принятия решений и мотивации в системах качества; подготовке персонала в области управления качеством; проблеме соотношения качества и духовности и многим другим вопросам, составляющим содержание науки и практики управления качеством. Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960- х гг. группа научных работников (Г.Г.Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский, Ю.Л. Кураченко, Д.М. Шпекторов, В.П. Панов, М.В. Федоров) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисциплины - квалиметрии. В соответствии с выработанным подходом квалиметрия трактовалась как научная область, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной количественной оценки. Качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер). Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии, обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и управляющих им решений; разработка методик определения численных значений выбранных показателей, выбор исходных данных и определение требований к точности последних; разработка методик определения оптимальных значений показателей качества; постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и технических требований; разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования·в задачах стандартизации и управления качеством; использование статистических методов исследования и др. По внутренней структуре квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Содержанием теоретической квалиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление общих трудностей, характерных для многих конкретных методик и математических моделей, предназначенных для количественной оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. Становление и развитие квалиметрии оказали существенное влияние на теорию и практику управления качеством. В настоящее время общепризнанным стало положение, что эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных методов его измерения и оценки. Это в свою очередь стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов. Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направление в российской школе управления качеством - экономико-статистическое. Проблема статистического исследования качества продукции привлекала отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Так, в нашей стране еще в 1940-1950-х гг. усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли В.И. Сиськов, А.М. Длин, АЯ Боярский, Я.И. Лукомский, Я.Б. Шор и др. Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х г. Центральным научно-исследовательским институтом кожевенной промышленности. В 1955 г. АЯ. Боярский сформулировал основы экономико-статистического направления в исследовании качества продукции. В начале 1964 г. НИИ Центрального статистического управления СССР было принято решение о разработке методики экономико-статистической оценки качества продукции. Во исполнение того решения начали широко проводиться экспериментальные работы по экономико-статистической оценке качества продукции различных отраслей промышленности: шинной, нефтеперерабатывающей, подшипниковой, мукомольной и др.
Концепция
экономико-статистического
Информация о работе Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством