Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:47, курсовая работа
В современных условиях каждый человек сталкивается с необходимостью обращаться за оказанием услуг и приобретением материальных ценностей. Реализация данных действий связанна с сотрудничеством с коммерческими и некоммерческими организациями, оказывающими данные услуги. Стоит заметить, что не все организации похожи между собой, но независимо от этого все они должны подчиняться одним и тем же законодательным нормам и стандартам. Именно в данный момент и хотеться вспомнить об аудите и аудиторской деятельности, основная задача которых - выявление нарушений соблюдения законодательства и отклонений от принятых стандартов.
Введение
1. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности
1.1 История возникновения аудита. Аудит в России
1.2 Объекты, задачи и виды аудита
2. Понятие и особенности внешнего аудита
2.1 Состояние рынка аудиторских услуг и его новые концепции
2.2 Развитие внешнего аудита
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». Предусматривалось, что этот документ будет носить временный характер и просуществует недолго, но получилось так, что эти правила действовали восемь лет
Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Цель аудита финансовой отчетности определена в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011)"Об аудиторской деятельности".
Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности ее показателей, которые позволяют пользователю этой отчетности делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении, результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их основе обоснованные решения.
Обоснованная и адекватная точка зрения аудитора о достоверности финансовой отчетности помогает возникновению доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры.
Экономическая обусловленность аудита обуславливается, возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, в связи с необходимостью точности и достоверности показателей финансовой отчетности для принятия управленческих решений.
При исследовании видов аудиторских услуг необходимо разграничивать сам аудит и сопутствующие услуги, а также прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, так как их спутанность приводит к возникновению спорных ситауций при оценке качества аудита и формировании методики аудиторской проверки. Кроме того, между ответственностью аудитора как автора аудиторского заключения и ответственностью за прочие виды профессиональной деятельности существуют определенные различия. В ФПСАД № 24 установлено, что аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены5
На практике различают цели по видам аудиторских работ. Например, в наиболее развитых странах проводят финансовый, операционный аудит, на соответствие законодательству, специальный аудит (работы по аттестации).
Виды работ аудиторских организаций, которым уделяется внимание в России, отличаются от зарубежных. Это связано с тем, что возникновение и становление аудита в нашей стране существенно отличается от таких же процессов за рубежом.6
Виды аудита в России более подробно в «Приложении А».
Рассмотрим более подробно разделение аудита по виду исполнителя7 - внешний и внутренний аудит, которые на практике дополняют друг друга.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в компании для проверки и оценки ее работы в интересах руководителей. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации.
Под внешним аудитом понимают непосредственное оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).
В своей деятельности для решения поставленных задачи и получения необходимых сведений внешние и внутренние аудиторы очень часто пользуются одинаковыми методами, различие этих методов, заключается в степени детальности.
Основная задача внешнего аудита это отдача объективной, реальной и точной информации об аудируемом объекте. Для выполнения этой задачи, существуют следующие требования к аудиторской деятельности:
Внешний аудит осуществляется по договору между фирмой-заказчиком и аудиторской фирмой. Чаще всего целью таких договоров является получение объективной оценки сложившихся дел на предприятии или в организации, или учреждения (экономический субъект) в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и другие организации.
Проведение аудита по инициативе руководства организации или по инициативе учредителей экономического субъекта, то такой аудит называется инициативным (добровольным)
Если аудит проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации или проведение аудиторской проверки обусловлено прямым указанием в федеральном законе, то такой вид аудита называется обязательным.
Целями проведения таких аудитов является:
1. При проведении инициативного аудита - выявление недостатков полученных в процессе ведения бухгалтерского учета, составление отчетности, ошибок в налогообложении, выявление неточностей в проведении анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и оказание ему квалифицированной помощи в организации учета и отчетности.
2. Целью аудита, проводимого в соответствии с Постановлением, является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудит существует, как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
1) использование бухгалтерской отчетности для принятия решений (как внешними, так и внутренними);
2)
бухгалтерская отчетность
3)
степень достоверности
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.
Внешние контролирующие органы представляют:
1)
Счетная палата - соблюдение законодательства,
расходов бюджета, контроль над
всеми экономическими
2) Федеральное казначейство - расходы федерального бюджета;
3) Министерство финансов - ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета;
4) Министерство финансов через федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды -контроль за доходами бюджета;
5) ЦБ РФ - денежное обращение;
6) Таможня - валютный контроль.
Цели и задачи - полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.
Внутренние контролирующие органы представляют:
1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними);
2)
ревизионные комиссии
3) службы внутреннего контроля.
Цели - максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения.
Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.
Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов.
Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.
Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.
Перед проведением аудита составляется программа для оценки внутреннего аудита, которая должна обязательно отражать выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита. Объем и задачи внутреннего аудита в разных организациях могут отличаться, что обусловливается разными размерами и особенностями структуры субъекта, а также требованиями руководства. Как правило, внутренний аудит включает:
-
мониторинг внутреннего
-
анализ финансовой информации, а
именно обзорные про-верки
-
проверку эффективности
- обзорные проверки соблюдения требований законодательства, а также выполнения решений руководства.
При планировании проведения внешнего аудита аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:
- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевой особенности;
- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Кроме того, аудитор изучает : организационно-управленческую структуру экономического субъекта; виды производственной деятельности и номенклатуру выпускаемой(готовой) продукции; структуру капитала; уровень рентабельности; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.
Внешний аудит регламентируется юридически, что дает внешним пользователям преимущества при контроле проведения аудита и наблюдении Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.
В России внешний аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени - профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на так называемый «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле. Главные отличия - налоговый уклон (проверяющие большую часть проверки ищут допущенные бухгалтерией ошибки при расчёте налогов) и «карательный характер» аудита - то есть целенаправленный поиск нарушений. В настоящее время российские аудиторы активно усваивают зарубежный опыт и занимаются не только аудитом, но и сопутствующими услугами, причём доля именно сопутствующих услуг постоянно растёт (Приложение Б).
В направлении последовательного реформирования бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями МСФО и международных стандартов аудита (МСА) Россия добилась весьма серьезных результатов: разработаны и активно применяются на практике положения по бухгалтерскому учету, в значительной мере приближенные к требованиям МСФО; принят Закон об аудиторской деятельности8, разработаны правила (стандарты) аудиторской деятельности, в том числе с 2002 г. - федеральные правила (стандарты)9, максимально приближенные к МСА, существенно изменена система финансового государственного контроля и контрольно-ревизионной работы, получили широкое развитие системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах.
Главной целью, которую преследует внешний аудит, вместе с подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, является оценка непрерывности деятельности организации, что по формулировке и по методам решения является аналитической проблемой и предполагает расширение использования аналитических процедур, позволяющих более полно реализовать поставленные в ходе проведения аудита цели.
2.1 Состояние рынка аудиторских услуг и его новые концепции
За последние 20 лет в стране сложились и система аудита, и рынок, необходимый для ее деятельности.10
Аудиторскую деятельность имеют право вести субъекты, которым предоставлена лицензия на осуществление аудиторской деятельности. Лицензия на ведение аудиторской деятельности представляет Министерство Финансов РФ. Минфин России, как лицензирующий орган в соответствующем государственном реестре учитывает выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности.