Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 19:18, курсовая работа
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards).
- проведение,
прежде всего руководством
- выработка
четкой стратегии создания ИСМ,
определение и выделение для
ее реализации необходимых
- обеспечение благоприятных стартовых условий для выполнения работ, в частности путем формирования руководящих и рабочих органов, способных придать процессу создания ИСМ необходимый импульс и непрерывность (на схеме 2 приведен один из возможных вариантов организации работ по созданию ИСМ);
- специальные занятия и тренинги для членов руководящих и рабочих органов;
- постоянная
поддержка работ со стороны
руководства, демонстрация
- мониторинг
и регулярный анализ хода
Проектирование ИСМ
На данном этапе:
- выбираются
международные стандарты на
- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие ИСМ;
- устанавливаются
последовательность и
- назначаются
владельцы и руководители
- определяются
конкретные требования
- устанавливаются параметры мониторинга процессов, связанные с выбранными международными стандартами;
- определяются
методы и средства для
- формируются
критерии оценки
По сути
дела, речь идет о реализации
процессного подхода в
Документирование ИСМ
Целью
документирования является
Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На схеме 3 показана структура документации ИСМ, предложенная специалистами «Конфлакса».
Не останавливаясь
на рассмотрении самих
Внедрение ИСМ
Как свидетельствует практика, внедрение системы менеджмента , независимо от охватываемой ею области деятельно Подготовка к сертификации ИСМ
Сертификацию
разработанной и внедренной в
организации ИСМ следует
В ходе
подготовки к сертификации
Сертифицировать
ИСМ может один или несколько
органов путем
Итак, в заключение несколько общих соображений, касающихся данной проблемы.
Создание
ИСМ — сложный инновационный
проект, направленный на повышение
эффективности общего
Список использованной литературы
1
ИСО 9001: 2000. Системы менеджмента качества. Требования.
2
ИСО 14001:
1996. Системы экологического
3
OHSAS 18001: 1999. Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда. Требования. SA 8000: 2001. Система социального и этического менеджмента .
4
ИСО /ТУ
16949: 2002. Системы менеджмента качества.
Особые требования по
5
: 1998. Требования
к системам качества
6
AS-9100: 2001 (пересмотр
А). Требования к системам
7
TL-9000: 2001. Требования
к системам качества в
8
ИСО 15161: 2001. Рекомендации по применению ИСО 9001: 2000 в пищевой промышленности и производстве напитков
9
ИСО 13485: 1996. Системы качества. Изделия медицинские. Специальные требования по применению ИСО 9002 (Стандарт пересматривается с целью приведения его в соответствие с ИСО 9001: 2000).
10
ОСТ 42-510—98.
Правила организации
11
ГОСТ Р 51705.1-2001. Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие положения.
12
Материалы Лесного попечительского совета (FSC). - Вып. 2. - М., 1999.
13
ГОСТ 24525.0—80.
Управление производственным
14
ГОСТ
Р 12.0.006-2002. Система стандартов
15
ИСО 19011:
2002. Руководящие указания по
16
Михаил Захарович Свиткин — директор программ по качеству и экологии ООО «Конфлакс», член Международной гильд Понятие ИСМ
Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISО 14000 (охрана окружающей среды), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта.
Интегрированные системы менеджмента строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания интегрированной системы менеджмента является совместное оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.
Наиболее известными являются стандарты ISО 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии.
Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000.
В соответствии с международной терминологией система менеджмента качества — часть общей системы менеджмента организации, направленная на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, охраной окружающей среды, охраной труда и промышленной безопасностью. Используя общие элементы, части системы организации могут быть интегрированы в единую систему менеджмента. Интеграция создает основу для планирования и выделения ресурсов, определения общих целей и оценки общей эффективности организации. Внутренний аудит может быть использован для оценки на соответствие собственным требованиям организации по всем направлениям деятельности.
Итак, под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие "интегрированная система менеджмента" носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ.
Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.
О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации.
Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:
интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;
интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;
обслуживание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;
в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.ии профессионалов качества
Интегрированные системы менеджмента
С конца 90-х годов прошлого века многие организации как за рубежом, так и в Украине проявляют все больший интерес к интегрированным системам менеджмента (ИСМ). При этом у многих из них понятие интегрированной системы менеджмента ассоциируется во-первых, с процессом объединения в одно целое каких-либо систем менеджмента, а во-вторых, с наиболее эффективным способом управления организацией в условиях все более растущей конкуренции. Однако в общепризнанном понимании ИСМ — это всего лишь часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. К числу наиболее актуальных стандартов на системы менеджмента относятся: стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента. Стандарты на системы менеджмента также включают стандарты, разработанные на основе ISO серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика).
Почему необходимо создавать и внедрять ИСМ?