Интегрированные системы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards).

Вложенные файлы: 1 файл

Интегрированные системы менеджмента.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

 

- проведение, прежде всего руководством организации, широкой разъяснительной работы  в части причин, целей, характера, сроков и последствий создания ИСМ (при этом следует избегать появления у сотрудников завышенных ожиданий);

 

- выработка  четкой стратегии создания ИСМ, определение и выделение для  ее реализации необходимых ресурсов;

 

- обеспечение благоприятных стартовых условий для выполнения работ, в частности путем формирования руководящих и рабочих органов, способных придать процессу создания ИСМ необходимый импульс и непрерывность (на схеме 2 приведен один из возможных вариантов организации работ по созданию ИСМ);

 

- специальные  занятия и тренинги для членов  руководящих и рабочих органов;

 

- постоянная  поддержка работ со стороны  руководства, демонстрация заинтересованности  в успешном завершении работ, проявление особого внимания  группам и отдельным сотрудникам, от которых можно ожидать наибольшего противодействия;

 

- мониторинг  и регулярный анализ хода работ, информирование о его результатах  всего персонала посредством  прямых контактов с сотрудниками. Выполнение указанных мер предполагает реализацию таких базовых принципов менеджмента , как лидерство руководителя и вовлеченность работников.

Проектирование ИСМ

 

 На данном  этапе:

 

- выбираются  международные стандарты на менеджмент , используемые при проектировании  ИСМ;

 

- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие ИСМ;

 

- устанавливаются  последовательность и взаимодействие  идентифицированных процессов;

 

- назначаются  владельцы и руководители процессов, ответственные за их результативное  и эффективное управление ;

 

- определяются  конкретные требования международных  стандартов на менеджмент , используемых  в ИСМ, которые должны выполняться  в каждом процессе (решение данной  задачи представляется ключевым  при проектировании ИСМ);

 

- устанавливаются параметры мониторинга процессов, связанные с выбранными международными стандартами;

 

- определяются  методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов;

 

- формируются  критерии оценки результативности  и эффективности процессов и  ИСМ в целом.

 

 По сути  дела, речь идет о реализации  процессного подхода в соответствии  с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.

Документирование ИСМ

 

 Целью  документирования является создание  нормативно-организационной основы  для построения, функционирования  и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации.

 

 Детальное  представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На схеме 3 показана структура документации ИСМ, предложенная специалистами «Конфлакса».

 

 Не останавливаясь  на рассмотрении самих документов  ИСМ (см. схему 3),отметим, что объем документации, и степень ее детализации могут варьироваться в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и характера процессов и компетентности персонала. Известно, что наибольший массив документов систем менеджмента составляют процедуры, инструкции и методики. При разработке именно этих документов целесообразно документировать лишь то, что минимизирует риск неправильных действий. Иными словами, следует руководствоваться правилом разумной достаточности, философски выраженном в знаменитом принципе Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого», т.е. не стремись к сложному, когда можно обойтись простым. Ведь чем больше объем документации, тем сложнее ею управлять и тем больше опасность бюрократизации системы.

Внедрение ИСМ

 

 Как  свидетельствует практика, внедрение  системы менеджмента , независимо  от охватываемой ею области  деятельно Подготовка к сертификации ИСМ

 

 Сертификацию  разработанной и внедренной в  организации ИСМ следует рассматривать  как логическое завершение работ по ее созданию. Объективное подтверждение соответствия ИСМ требованиям международных стандартов на системы менеджмента может стать одним из условий успешного продвижения организации на международных рынках, повысить предсказуемость бизнес -процессов организации и доверие к ней со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска. Нельзя не учитывать и того, что успешная сертификация , как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественно выполненной сложной работы.

 

 В ходе  подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.

 

 Сертифицировать  ИСМ может один или несколько  органов путем последовательной  сертификации входящих в нее систем менеджмента . Однако наиболее предпочтителен для организации вариант сертификации ИСМ в целом одним органом. В настоящее время подобные сертификационные услуги в России предлагает ряд международных организаций.

 

 Итак, в  заключение несколько общих соображений, касающихся данной проблемы.

 

 Создание  ИСМ — сложный инновационный  проект, направленный на повышение  эффективности общего менеджмента  организации. Ожидаемая результативность  создания ИСМ может быть достигнута  лишь в случае грамотного управления этим проектом. При создании ИСМ главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и прежде всего — руководителям высшего звена. При разработке ИСМ следует избегать механического объединения требований международных стандартов на менеджмент (без учета концепций и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента ), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.сти, не менее сложно, чем ее проектирование . На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО 19011 [16], распространяющиеся на аудит систем менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегрированной системой.

 

Список использованной литературы

 ИСО 9001: 2000. Системы менеджмента качества. Требования.  

 

 ИСО 14001: 1996. Системы экологического менеджмента . Требования и руководство по  применению.  

 

OHSAS 18001: 1999. Система менеджмента в области  промышленной безопасности и охраны труда. Требования. SA 8000: 2001. Система социального и этического менеджмента .  

 

 ИСО /ТУ 16949: 2002. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению  ИСО 9001: 2000 в автомобильной промышленности  и организациях, производящих соответствующие запасные части.  

 

: 1998. Требования  к системам качества поставщиков  автомобильной промышленности.  

 

AS-9100: 2001 (пересмотр  А). Требования к системам качества  поставщиков аэрокосмической промышленности.  

 

TL-9000: 2001. Требования  к системам качества в телекоммуникационном  секторе.  

 

 ИСО 15161: 2001. Рекомендации по применению  ИСО 9001: 2000 в пищевой промышленности  и производстве напитков  

 

 ИСО 13485: 1996. Системы качества. Изделия медицинские. Специальные требования по применению ИСО 9002 (Стандарт пересматривается с целью приведения его в соответствие с ИСО 9001: 2000).  

 

10 

 ОСТ 42-510—98. Правила организации производства  и контроля качества лекарственных  средств (GMP).  

 

11 

 ГОСТ  Р 51705.1-2001. Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие положения.  

 

12 

Материалы Лесного попечительского совета (FSC). - Вып. 2. - М., 1999.  

 

13 

 ГОСТ 24525.0—80. Управление производственным объединением  и промышленным предприятием. Основные положения. (Стандарт отменен.)  

 

14 

 ГОСТ  Р 12.0.006-2002. Система стандартов безопасности  труда. Общие требования к управлению  охраной труда в организации.  

 

15 

 ИСО 19011: 2002. Руководящие указания по аудиту  систем менеджмента качества и (или) экологического менеджмента .  

 

16 

Михаил Захарович Свиткин — директор программ по качеству и экологии ООО «Конфлакс», член Международной гильд Понятие ИСМ

 

Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISО 14000 (охрана окружающей среды), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта.

 

Интегрированные системы менеджмента строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания интегрированной системы менеджмента является совместное оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.

 

Наиболее известными являются стандарты ISО 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии.

 

Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000.

 

В соответствии с международной терминологией система менеджмента качества — часть общей системы менеджмента организации, направленная на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, охраной окружающей среды, охраной труда и промышленной безопасностью. Используя общие элементы, части системы организации могут быть интегрированы в единую систему менеджмента. Интеграция создает основу для планирования и выделения ресурсов, определения общих целей и оценки общей эффективности организации. Внутренний аудит может быть использован для оценки на соответствие собственным требованиям организации по всем направлениям деятельности.

 

Итак, под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие "интегрированная система менеджмента" носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ.

 

Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

 

О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации.

 

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:

 

интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;

интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;

обслуживание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;

число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;

в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;

способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.ии профессионалов качества

 

Интегрированные системы менеджмента   

С конца 90-х годов прошлого века многие организации как за рубежом, так и в Украине проявляют все больший интерес к интегрированным системам менеджмента (ИСМ). При этом у многих из них понятие интегрированной системы менеджмента ассоциируется во-первых, с процессом объединения в одно целое каких-либо систем менеджмента, а во-вторых, с наиболее эффективным способом управления организацией в условиях все более растущей конкуренции. Однако в общепризнанном понимании ИСМ — это всего лишь часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. К числу наиболее актуальных стандартов на системы менеджмента относятся: стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента. Стандарты на системы менеджмента также включают стандарты, разработанные на основе ISO серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика).

Почему необходимо создавать и внедрять ИСМ?

Информация о работе Интегрированные системы менеджмента