Какие национальные проекты могут явиться «Локомотивом созидания»?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 05:43, доклад

Краткое описание

Мы показали, что все элементы экономики России показывают сегодня тенденцию к сжатию. Домохозяйства зависит от рабочих мест. Рабочие места от бизнеса. Бизнес от спроса. Глобальный спрос сжимается. Государство зависит от таможенных поступлений. Они уменьшаются. Армию, пенсионеров, моногорода без денег не оставишь. Бюджетный дефицит спровоцирует гиперинфляцию. Гиперинфляция спровоцирует кризис неплатежей.

Вложенные файлы: 1 файл

Какие национальные проекты могут явиться.docx

— 25.55 Кб (Скачать файл)

Какие национальные проекты могут явиться «Локомотивом созидания»?

 

Что делать?

 

[*] ВВП определяется как сумма  стоимости всех товаров и услуг,  произведенных на территории  страны. В простейшем случае при  расчете ВВП учитываются 4 основные  компоненты, объем потребления (C, от Consumption), объем инвестиций (I, от Investments), правительственные расходы (G, от Goverment purchases), и чистый экспорт, т.е. полный экспорт минус полный импорт (X-M, от eXport - iMport): GDP = C + I + G + (X - M)

 

или иными словами: Экономика = домохозяйства + бизнес + государство + (Х - М)

 

Мы показали, что все элементы экономики России показывают сегодня  тенденцию к сжатию. Домохозяйства  зависит от рабочих мест. Рабочие  места от бизнеса. Бизнес от спроса. Глобальный спрос сжимается. Государство  зависит от таможенных поступлений. Они уменьшаются. Армию, пенсионеров, моногорода без денег не оставишь. Бюджетный дефицит спровоцирует гиперинфляцию. Гиперинфляция спровоцирует кризис неплатежей.

 

Выход из этой ситуации только один: создать  спрос. Но не через выдачу дешёвых  кредитов населению и бизнесу (мы показали, что в период рецессии деньги будут неизбежно инкапсулироваться - лягут под «матрац»), а через  государственное восполнение утраченных объёмов Национальной экономики. Экономике  нужен локомотив созидания. Локомотив  возрождения доверия. Нужен позитивный толчок, который разрушит вихрь рецессии и создаст положительный вихрь  развития и роста.

 

Как ни странно, в сложившейся ситуации, когда промышленность страны и её инфраструктура изношены физически  и морально, это обстоятельство можно  использовать, как конкурентное преимущество России. Мы можем инициировать несоизмеримо больше инфраструктурных Проектов, чем  развитые Европа и Америка. Мы можем  быстрее восстановить внутренний рынок  и национальную банковскую систему, чем на Западе. Аналогичная, как у  нас, ситуация в Китае, Индии, Латинской  Америке.

Рис.10 [*] График изменений темпов роста  различных экономик. Emerging - развивающиеся. Advanced - развитые.

 

Видим, что развивающиеся экономики  существенно опережают в росте  развитые экономики. Это объясняется  именно тем, что доля реальной экономики  там больше, чем сфера услуг, связанная  с финансовым капиталом.

 

Приведу примеры инфраструктурных Проектов:

 

[*]Устойчивый рост экономики  России в конце 19 века, вызван  инфраструктурным проектом  (1891 - 1905г.г. - Транссибирская магистраль) и стабильной валютной выручкой  от сельского хозяйства.

 

Рост экономики СССР после войны (1950 - 1959 г.г.) был вызван крупными инфраструктурными, научно-технологическими и производственными Проектами: атомным, Космическим и Радиолокационным. Каждый из них сгенерировал огромное новое знание и прямую и побочную стоимость. Страна вышла в глобальные технологические лидеры.

 

Эксперт №5 2008г. Александр Юрьевич  Румянцев - академик РАН (атомная область): «В советский атомный проект были вложены сотни миллиардов долларов, ему дали карт-бланш в отборе лучших человеческих ресурсов и возможность  использовать весь научно-технологический  потенциал страны». Результаты этого  Проекта до сих пор удерживают Россию в клубе глобальных технологических  лидеров.

 

Далее технологические Проекты  были подменены исключительно политическими, которые только потребляли стоимость  и генерировали инфляцию. В результате была проиграна технологическая  гонка.

 

Президент США - Кеннеди инвестировал 20 млрд. $ в аэрокосмическую отрасль - в два раза больше суммы, которую  критиковали финансовые эксперт. Помимо чисто политических дивидендов, эта  программа далеко продвинула Соединённые  Штаты в создании  микропроцессорной  индустрии и всей современной  компьютерной техники, потому, что вес  существовавших на то время компьютеров, которые должны были управлять полётом  и находиться на борту, превышал вес  всего лунного корабля. Это пример правильно принятого политического  решения. Посчитать последующий  эффект, полученный американскими микропроцессорными корпорациями и государством просто невозможно, из-за его величины.

Рис.11 [*]Производительность труда  в СССР

 

 

Именно за счёт крупных инфраструктурных Проектов сформировалась сильная, инновационная  экономика Южной Кореи. Вот, что  пишет в 2002 г. «Сеульский вестник»: «Вся корейская тяжелая промышленность, в частности, корейское судостроение возникло совсем недавно. Еще в 1969 г. больше половины всего спущенного на воду в Корее корабельного тоннажа составляли суда с... деревянными корпусами.

 

В 1973 г. начали работать верфи концерна «Хёндэ» (с помощью правительства  компания получила заказ на строительство  двух супертанкеров еще в 1970 г. - то есть, еще до того, как началось сооружение самой верфи). Вслед за этим вступили в строй верфи двух других крупнейших чэболь того времени - «Тэу» (с 1978 г.) и «Самсона» (с 1979 г.). В середине восьмидесятых, то есть всего лишь через 10 лет после спуска на воду первого современного корабля корейской постройки, Корея уже была второй кораблестроительной державой мира».

 

Опыт крупных инфраструктурных Проектов используется сегодня и  в ЕС. Владимир Бетелин - академик, директор НИИ системных исследований РАН: «Миллиарды долларов, затраченные Boeing и Airbus на генерацию знаний при разработке новых лайнеров, открывают для этих компаний рынки, объёмом в триллионы долларов» Это современный европейский инфраструктурный проект, эффект от которого будет позитивно сказываться на ЕС ещё не одно столетие. (Эксперт №46 2008г.)

 

Президент США - Обама ищет инфраструктурные Проекты для Америки.

 

Становится очевидным, что стратегическая задача Российского Государства - восстановление и интенсивный рост внутренних рынков. Это возможно при реализации множества  крупных инфраструктурных проектов, которые создадут внутренний сбыт. Необходимы Проекты, имеющие большой  мультипликативный рычаг. Т.е., сейчас важнее те из них, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший  объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов.

 

Для наших условий инфраструктурные проекты могут набираться из:

    • космические программы и связь,
    • авиастроения,
    • автомобилестроения,
    • судостроения,
    • строительства портов,
    • строительства электростанций и сетей передачи электроэнергии, совмещённое с развитием оптоволоконных сетей цифровой связи,
    • железнодорожное строительство,
    • строительство жилья и модернизация ЖКХ,
    • строительство метро,
    • строительства дорог,
    • строительства нефтегазодобывающих платформ,
    • строительство трубопроводных систем,
    • строительство химических и нефтехимических заводов,
    • геологоразведка,
    • освоение новых месторождений,
    • обустройство северного морского пути,
    • программа импортозамещения,
    • программа энергосбережения,
    • программа государственного жилищного строительства.

 

Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и  их наличие в России, расширяет  значение её глобальной торговой ресурсной  площадки. С учётом неизбежного роста  цен на углеводороды, в перевозках всё большее значение будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный  виды транспорта.

 

Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем. Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции, будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики, очень важны для России. Скоростные и дешёвые транспортные транзитные коридоры Север - Юг, Запад - Восток, Северный морской путь - геополитически очень выгодны для России и так же увеличивают её функцию срединной державы.

 

Сложилась геостратегическая возможность  модернизации российской инфраструктуры и промышленности, на базе скорейшего воссоздания (на новом технологическом  укладе и новейшей базе оборудования) всего российского машиностроения и его конкурентоспособности.

 

Строительство электростанций и линий  передач хорошо загрузит чёрную и  цветную металлургию. «Русалу», например, надо освоить производство провода ACCR - без стального сердечника. Строительство крупных угольных ТЭС в районах добычи и их связь с потребителями через ЛЭП -1000 кВ снизит долю газа в топливном балансе страны. Это увеличит его внешний рынок и приток золота. ГОЭРЛО-2  -  мультипликативный инфраструктурный Проект.

 

И авианосная программа, и «Приразломная», и строительство современного коммерческого и рыболовного флота - безусловно, инфраструктурные проекты. «ОСК», мощности которой, пока, не модернизированы, их не сделает никогда.

 

План по выпуску гражданских  и транспортных самолётов - инфраструктурный проект, но не модернизированный «ОАК»  не сможет его реализовать. Значит, будет мало самолётов и малый  расход авиатоплива. Алюминий тоже будет  не нужен.

 

Увеличение объёмов разведочного и горизонтального бурения для  увеличения разведанных запасов  и объёмов добычи углеводородов - инфраструктурный проект, но не модернизированный  «Уралмаш» не сможет его обеспечить оборудованием.

 

Если рухнет российский автомобильный  рынок, то рухнет потребление бензина. Поддержать его можно и нужно. Речь идёт о механизмах поддержки  скорейшей локализации комплектации всех сборщиков. Польза всем! И нефтяникам, и металлургам (чёрным и цветным), и государству. Автомобильное производство способно генерировать 10% ВВП. То, что  требуется!

 

Необходима перестройка (модернизация) НПЗ и химических комбинатов. К  выходу из кризиса будем иметь  конкурентоспособную нефтехимическую  промышленность, другую глубину переработки  и качество нефтепродуктов. Будем  экспортировать не нефть, а бензин. Потребуется гора металла и труда. Это заказы  строителям, машиностроителям, металлургам, металлургам, горнякам и  т.д. Все будут получать з.п., платить по автокредитам, ипотекам и т.п.

 

Абсолютное большинство программ и проектов базируется на продукции  машиностроения. Скорейшая его модернизация становится системным фактором, определяющим экономическое состояние России в ближайшем будущем. У нас  есть все предпосылки и условия, чтобы к окончанию кризиса  иметь мощное, конкурентоспособное  российское машиностроение (модернизированное  на новом технологическом укладе и новой базе оборудования). За всё, что не умеем делать сами, придётся платить золотом. Всё должно быть нацелено на замещение импорта.

 

Проблемы отечественного машиностроения хорошо известны, попытки их решить предпринимались, но результат не достигнут. Причины следующие:

    • масштабных комплексных инвестиций в машиностроение не было 40 лет;
    • реализованные проекты имеют перекос в сторону оборудования и не затрагивают модернизации инжиниринга, системы управления предприятием, подготовки персонала;
    • глобальное продуктовое лидерство нигде не ставится во главу угла;
    • решив задачу скорейшей коренной модернизации промышленности, на базе модернизации Машиностроения, мы, к моменту завершения кризиса, будем иметь современное, конкурентоспособное на мировом рынке, машиностроение, занимающее существенную долю в ВВП.

 

Все предпосылки для этого имеются:

    • политическая поддержка населением масштабных проектов, нацеленных на восстановление экономики и уровня жизни;
    • огромный отложенный спрос;
    • политическая и экономическая государственная важность задачи;
    • возможность скупки (в условиях глобальной рецессии) передовых западных высокотехнологичных компаний, являющихся носителями суммы передовых технологий и конструкций в необходимых государству направлениях; перенос технологий в Россию;

 

Естественным ограничением числа  одновременно реализуемых инфраструктурных проектов является численность работников в России. Это ограничение снимается 10-кратным ростом производительности труда, который гарантировано обеспечивает современное машиностроение.


Информация о работе Какие национальные проекты могут явиться «Локомотивом созидания»?