Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 01:18, реферат
В 1989 г. в докладе, представленном Управлением делами Совета Министров СССР руководству страны, была обоснована необходимость отечественной системы каталогизации. Именно этот год можно считать началом работ по ее созданию. Государственная комиссия по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР своим решением от 1 марта 1990 г. № 76 поручила Госстандарту, Минобороны совместно с головными отраслевыми организациями промышленности разработать концепцию и план по созданию государственной системы каталогизации продукции.
ВВЕДЕНИЕ .3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 4
1.1 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. 4
1.2. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ 5
1.3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КАТАЛОГИЗАЦИИ. 7
1.4. КАТАЛОГИЗАЦИЯ ЭКСПОРТИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ 7
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ФСКП 9
2.1. РАЗВИТИЕ ФСКП НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 14
во-первых, каталогизация ПС (наличие электронного каталога (ЭК) ПС) является одним из обязательных требований тендера на закупку техники;
во-вторых, каталогизация
ПС в полном соответствии с
требованиями NCS повышает
в-третьих, осуществляется дорогостоящая процедура каталогизации российской техники за счет средств зарубежного заказчика.
Сегодня можно констатировать, что созданная нормативная правовая база в основном позволяет проводить каталогизацию техники по требованиям заказчика на уровне мировых стандартов, установленных на международном уровне признанной системой каталогизации продукции NCS, а также выполнить в срок постановления Правительства Российской Федерации о создании ФСКП.
Этим же решением Госстандарту России совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и государственными учреждениями было поручено подготовить проекты необходимых нормативно-правовых документов, обеспечивающих создание отечественной системы каталогизации. Для подготовки нормативных правовых и разработки нормативно-технических документов по каталогизации в системе Госстандарта России в 1999 г. было создано Государственное учреждение «Федеральный центр каталогизации» (ГУ «ФЦК», впоследствии ФГУ – Федеральное государственное учреждение).
Сотрудниками ГУ «ФЦК» под руководством Госстандарта России и при тесном сотрудничестве с Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были подготовлены два постановления Правительства Российской Федерации в области каталогизации и разработаны 17 нормативно-технических документов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» стало основанием для организации работ по каталогизации на федеральном уровне. Правительство Российской Федерации приняло предложение Госстандарта России, согласованное с Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о создании Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП), одобрило «Основные положения создания федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд», а также возложило на Госстандарт России координацию работ по созданию ФСКП, организационно-методическое руководство указанными работами и поручило ему представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 2 июня 2001 г. № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» утвердило перечень групп однородной продукции и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку и ведение разделов Федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд (ФКП). Этим постановлением также установлено, что разделы ФКП вводятся в действие поэтапно при наличии информационной системы их ведения, обеспечивающей доступ к информации с учетом требований нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны, и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и другим организациям использовать введенные в действие разделы ФКП при закупке и поставке продукции.
1.3 Международное сотрудничество в области каталогизации
Признанная в мире система каталогизации основана на Федеральной системе каталогизации США. В 1956 г. данная система была взята «на вооружение» странами – членами НАТО путем заключения соглашений по стандартизации STANAG 3150 и 3151, установивших основные принципы классификации и идентификации предметов снабжения, а также общую технологию информационного обеспечения для решения задач материально-технического обеспечения (МТО).
Наряду с системой каталогизации НАТО существует и система каталогизации стран Тихоокеанского региона (Pacific Area Cataloging System, PACS), которая объединяет 21 страну. Данная система также базируется на методических принципах системы каталогизации НАТО.
Принято считать, что международная деятельность в области каталогизации охватывает 60 национальных систем каталогизации различных стран и две региональные системы. Поскольку все они основываются на общих методических принципах системы каталогизации НАТО, то в иностранной литературе международно-признанную систему каталогизации принято обозначать – NATO Codification System (NCS).
Общей мировой тенденцией развития систем каталогизации является их объединение под эгидой Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) и создание единой Международной системы каталогизации (International Codification System, ICS).
Политика проведения работ по каталогизации в мире сводится к решению следующих задач:
исключение разной идентификации для аналогичных предметов снабжения;
определение взаимозаменяемых предметов снабжения;
содействие стандартизации предметов снабжения;
содействие установлению
связей между системами
повышение эффективности
эксплуатации оборудования
Каждая страна – участница NCS и PACS, а также Агентство по материально-техническому обеспечению и поставкам военно-технического имущества стран НАТО (NATO Maintenance and Supply Agency, NAMSA) ведут файлы, в которых регистрируют данные о предметах снабжения. Каждый предмет снабжения имеет наименование, описание, классификацию и идентификацию, обеспечивающие его определение только по одному номенклатурному номеру НАТО (NATO Stock Number, NSN).
Идентификация предмета снабжения осуществляется по STANAG 3151 и устанавливает его обязательные характеристики, отражающие особенности предмета и отличие его от других. Полное описание физических и эксплуатационных характеристик проводится в соответствии с «Руководством по идентификации (Item Identification Guide, IIG)». Идентификация предмета снабжения включает и такие данные, как данные о производителе, пользователе, взаимозаменяемости, утилизации и др.
Наименование предмета
снабжения устанавливается в
процессе идентификации в
Предмету снабжения присваивается отдельный NSN в случае, если предмет снабжения является:
единичным изделием производства;
модификацией обычного
изделия производства, осуществленной
пользователем или по его
любым изделием производства,
которое подвергается более
несколькими изделиями
производства, которые могут быть
функционально
Каталогизация – это информационная основа всех операций по современному МТО, включающему снабжение и обслуживание техники.
Операции по МТО разделяются на четыре основные группы:
приобретение предметов снабжения (первоначальная закупка и пополнение);
управление ресурсами (хранение на складах, распределение и перераспределение материальных средств);
техническое обслуживание и ремонт (капитальный ремонт);
утилизация (реализация)
хранящихся предметов
Важность участия России в международном сотрудничестве по каталогизации заключается в том, что мировая практика торговли вооружением и военной техникой предусматривает при объявлении тендера на поставку техники необходимость проведения каталогизации в соответствии с требованиями системы каталогизации НАТО. При этом контракты как на основной образец (комплекс) техники, так и на поставку запасных частей должны содержать пункт о ее проведении.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» Федеральный центр каталогизации под руководством Госстандарта России обеспечил проведение значительного объема работ по участию Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации. В частности, были изучены руководящие документы НАТО, установлены контакты с NAMSA и АС/135, проведены международные семинары с участием представителей АС/135 по вопросам каталогизации для специалистов промышленности и других организаций в Москве и Санкт-Петербурге, организовано участие представителей АС/135 в двух научно-технических конференциях по актуальным проблемам каталогизации продукции в нашей стране.
В январе 2003 г. Госстандарт России заключил Соглашение о сотрудничестве в области каталогизации с Советом национальных директоров по каталогизации НАТО. Россия в соответствии с этим Соглашением была включена в состав участников системы каталогизации НАТО (NATO Codification System – NCS) по уровню 1, получила код национального бюро каталогизации (National Codification Bureau – NCB) в системе NCS – «57» и форму кода государственного поставщика/производителя – NCAGE (NATO Commercial and Government Code) – пятизначный код государственного поставщика/производителя в системе NCS. ГУ «ФЦК» в соответствии с включением России в состав участников системы NCS по уровню 1 начало получать обновляемый два раза в год стандартный комплект нормативно-технической документации системы NCS, включающий «Руковод-ство НАТО по каталогизации ACodP-1 (NATO Manual on Codification)», «Справочник по целям, задачам, основам организации и общим методикам AC/135 (Handbook on Ams, Organisation and Working Procedures)», «Публикации AC/135 по обеспечению каталогизации АCodSP (AC/135 Codification Support Publication)» и др. Однако следует отметить, что этим соглашением было установлено, что Россия свой национальный каталог не передает в базу данных НАТО.
Российские специалисты принимали участие (с докладами о российской системе каталогизации) в заседаниях Совета национальных директоров по каталогизации НАТО в 2001, 2002 и 2003 гг. и в 2005 г., а также в 9-м (Люксембург, 2001 г.) и 10-м (Эдинбург, Великобритания, 2005 г.) международных симпозиумах по каталогизации.
Направлениями развития деятельности в области международного сотрудничества по каталогизации являются:
сотрудничество в дальнейшем
с АС/135 и подготовка национальной
системы каталогизации к
участие в работах
по программе ТРИКОД – рабочей
группы по рассмотрению вопросо
расширение сотрудничества
с перспективными для экспорта
российского вооружения
заключение двусторонних соглашений с наиболее перспективными для экспорта российского вооружения Национальными центрами каталогизации стран.
1.4 Каталогизация экспортируемой продукции
Нормативной базой
для проведения работ по
В настоящее время ФГУ «ФЦК» имеет большой опыт работ по проведению каталогизации изделий как для выполнения зарубежных заказов, так и для рекламных целей.
В первую очередь каталогизации подвергаются запасные части различного назначения, которые являются самостоятельными предметами поставки. В настоящее время каталогизировано (систематизировано, описано с присвоением федеральных номенклатурных номеров и внесено в ФКП) около 16 тыс. предметов снабжения.
Использование системы каталогизации продукции позволяет обеспечить эксплуатацию поставляемых изделий в соответствии с требованиями современных международных стандартов в области каталогизации и логистики. Повышение качества обеспечения зарубежных заказчиков запасными частями и самих поставляемых запасных частей обуславливается также тем, что для проведения каталогизации безусловно требуются:
описание изделия по определенным формам;
ссылка на техническую документацию, по которой изделие производится или поставляется;
информация о поставщике или производителе изделия;
проверка на наличие в базе данных аналогичного изделия
и многое другое, что
позволяет иметь полную и
Однако из-за несоблюдения требований к оформлению технической документации некоторыми предприятиями-поставщиками, слабого программного обеспечения и недостатка профилированных специалистов каталогизация экспортируемой продукции пока еще не стала обязательным этапом экспортных поставок.
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ФСКП
Развитие ФСКП на современном этапе
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции