Квалиметрия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:38, лекция

Краткое описание

1.Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством.
2. Задачи современной квалиметрии.
3. Принципы квалиметрии.
4. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Квалиметрия.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

Тема: «Квалиметрия как наука»

1.Квалиметрия  как наука и ее роль в  управлении качеством.

2.  Задачи современной  квалиметрии.

3. Принципы квалиметрии.

4. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества.

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей  большое практическое значение. Поэтому  вопросы оценки качества всего, с  чем имеет дело человек, были и  остаются среди важнейших.

В настоящее время преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии имеют  страны, в которых организовано производство качественной продукции. Под качеством  подразумевается степень соответствия совокупности присущих характеристик  потребностям или ожиданиям, которые  установлены, обычно предполагаются или  являются обязательными.

Эффективное управление выпуском конкурентоспособной продукции  предполагает планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Разработаны многочисленные инструменты  качества.

За последние годы произошел  ряд серьезных изменений в  отношении общества к проблеме качества, в целом, и отдельным его направлениям, в частности.

Квалитология является одним из направлений теории качества, находящей все большое применение в различных сферах человеческой деятельности.

В настоящее время квалитология выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся как к технике, так и экономике.

В связи с большой сферой применения квалитологии, сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов.

Квалитология - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции.

Квалитология осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами. В метрологии также есть эталоны, стандарты, но они, как правило, стабильны и исторически неизменны (метр, килограмм и др.), а квалиметрические эталоны изменяются и являются функцией времени, природной и социальной среды.

В квалитологии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов.

Итак, к настоящему времени  квалиметрия представляет собой  относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим  управлением качеством различных  объектов.

 

 

 

 

 

1.Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством.

Термин «квалиметрия»  образован от латинского qualitas -- качество (или quails -- какой по качеству) и греческого melreo -- измеряю.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали  применяться количественные методы ее оценки.

Квалиметрия как наука  объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования  решений по управлению качеством  и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

· общую квалиметрию, предусматривающую  разработку общетеоретических проблем  понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

· специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

· предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции -- технических устройств, изделий  и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная  квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии  появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки  имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия  предусматривает использование  методов эконометрии для измерения  и дальнейшей оценки экономических  свойств различных объектов.

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта  качества с количественными и  качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии  на обобщенное комплексное измерение  качества оцениваемых объектов. Следует  осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта  категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость  и возможность формирования и  использования наряду с общей  теорией и специальными видами квалиметрии  предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии  подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении  качества.

Наряду с указанными статусами  квалиметрия может обладать социологическим  и правовым статусами. Очевидно, что  перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую  в целом междисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное  установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

 

 

Роль квалиметрии  в управлении качеством

Интенсивное развитие квалиметрии  в последние годы связано с  массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны  следующие:

· прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

· разработка методов определения  численных значений ПК

· разработка принципов и  методов оценки качества;

· выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и  постановки на производство;

· определение оптимальных  ПК, их нормирование, разработка ТУ и  стандартов на новую продукцию;

· расчет и принятие конкурентоспособной  цены продукции;

· установление рынков сбыта  и целесообразности выхода на рынок;

· планирование разработки и освоения новых видов продукции;

· определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения  качества;

· оценка качества труда  исполнителей, подразделений и т.п.;

· определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

· планирование повышения  качества изготовления продукции;

·планирование технического уровня и качества;

· проведение контроля и  испытаний;

· установление целесообразности капитального ремонта и определение  качества его проведения;

· аттестация производства;

· выбор продукции при  ее приобретении (например, при закупке  оборудования, станков, приборов, материалов);

· определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования  и восстановления продукции;

· подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

Очевидно, что перечисленные  задачи далеко не исчерпывают сей  проблематики и роли квалиметрии  в управлении качеством.

2. Принципы квалиметрии

Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и  по сути, то, следовательно, квалиметрия  является методологией с комплексом различных методик, относящихся  к гносеологии - теории познания. Квалиметрия  считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

Итак, у квалиметрии, как  и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в  нижеследующем.

1.Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования.

В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит  в том, что у потребителей и  производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.

2.Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим  свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при  ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции  преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность  продукции « удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция  создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских  свойств.

3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения - без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

Абсолютные значения отдельных  показателей качества еще не характеризуют  качество, не являются оценочными. Для  количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей  качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого же показателя базового, эталонного образца.

4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.

7.Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

8.Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.

9.При количественной оценки качестваособенно по комплексному показателю,недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10.Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают  всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении  общих и частных вопросов, связанных  с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции  в частности.

 

2.  Задачи современной квалиметрии.

Исходя из современных  требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии:

1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления.

2. Квалиметрия рассматривает  оценку качества объекта, как  динамическую категорию, т.е. учитывает  возможность изменения его качества  при изменении конъюнктуры рынка,  применение качества проекта  с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических  процессов и средств производства.

3. Квалиметрия формируется  и развивается в двух взаимосвязанных  областях, в области теоретической  квалиметрии формируются общие  принципы, методы и средства оценки  качества, которое является единым  для оцениваемых объектов разнообразной  природы; в области прикладной  квалиметрии формируется с учетом  положений теоретической квалиметрии  рабочий инструментарий для оценки  конкретных объектов, при этом  методы и средства оценки качества  учитывают природу этих объектов  и реальные условия проявления  их качеств.

4. В квалиметрии объектами  оценки являются : качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии - изготовителе данной продукции.

Информация о работе Квалиметрия как наука