Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
Вопрос 2. Управление затратами на качество при коммерческом анализе

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная управление качеством 26.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЮГОРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «управление качеством»

вариант 6

 

 

 

Выполнил: студентка 5 курса

Группы 6440-з

Факультет: ЭУПП

 

Проверил: преподаватель

______________________

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск-2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вопрос 1. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

Источником и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора. В самом деле, именно «отец научного менеджмента» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля и устранения (по возможности). Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов» и т. д., форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем на длительный период времени (с 20-х до начала 80-х  годов) пути развития общего менеджмента  и менеджмента качества, как показано на рисунке 1, разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема, в основном, организационного и даже социально-психологического плана.

В самом деле, на втором этапе (20–50-е годы) развитие получили 
статистические методы контроля качества – SQS (А. Шухарт, Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких «гуру по качеству», как Э.У. Деминг и Д.М. Джуран.

Рис. 1. Взаимоотношения «общего менеджмента» и менеджмента качества1

 

И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово «менеджмент» еще не присутствовало в лексиконе, но у этих специалистов оно уже находилось «на кончике пера».

Примечательно, что  в 50–80-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом  еще называются системами контроля качества: TQC (Фейнгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD т. д. В это время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером, на наш взгляд, является система ZD («Ноль дефектов»). Однако и все другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента». В России эта тенденция проявлялась наиболее отчетливо в Саратовской системе БИП, Горьковской КАНАРСПИ, Ярославской НОРМ, Львовской СБТ и, наконец, в общесоюзном феномене КС УКП.

Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Это движение объективно и исторически  совпало, с одной стороны, с расширением  наших представлении о качестве продукции и способах воздействия  на него, а с другой, – с развитием системы внутрифирменного менеджмента.

Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной  структуры. В эту структуру должны входить все подразделения, более  того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляется концепция ТОМ и UQM.

В то время как  представления о менеджменте  качества включали в свою орбиту все  новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т. д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание «дерева целей»), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стратегия.

В то же самое время  уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:

  • 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 по экологическому менеджменту);
  • международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
  • международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;
  • практически сложившаяся система аудита менеджмента;
  • то же самое на многих региональных и национальных уровнях;
  • 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

Развитие  принципов сертификации. Роль стандартов ИСО 9000 не будет до конца ясна без рассмотрения оси X на рис. 2.2. В XX в. получило интенсивное развитие представление о правах потребителя, в том числе о праве на полную и достоверную информацию о качестве покупаемого товара. Было признано, что потребитель является слабой стороной в отношении с изготовителем: если последний знает, что он произвел, то первый видит только внешнюю сторону товара. Чтобы защитить потребителя, необходимо было провозгласить его право на информацию и обязать изготовителя ее предоставлять.

В начале века право  на получение потребителем информации о качестве товара осуществлялось на основе спецификаций (технических условий), где устанавливались основные характеристики продукции и методы их контроля. Предполагалось, что продукция выпускалась, если результаты контроля (испытании) подтверждают выполнение требований спецификаций.

При серийном (массовом) изготовлении продукции для указанных целей стали применять статистические методы выборочного контроля, смысл которых прост: если правильно взять некую часть (выборку) из партии, то можно сделать достаточно надежные выводы о качестве всей партии.

 

Вопрос 2. Управление затратами на качество при коммерческом анализе

Анализ любого инновационного проекта состоит из нескольких этапов и включает в себя ряд разделов. Они могут различаться в зависимости  от принципа классификации.

Например, по времени  проведения проектный анализ можно разделить на:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Предварительный анализ является самым ответственным. Выявленные и исправленные на данном этапе ошибки не несут существенного вреда  предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств, затраченных, например, на разработку изделия, технологий, исследование рынка сбыта.

Текущий анализ осуществляется уже в процессе изготовления новой  продукции. К этому этапу предприятие  затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производстве. Они включают в себя, кроме перечисленных, расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (оборудования, инвентаря, инструментов и т. д.), материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и т.п.), затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями) и др.

Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям, предъявляемым к его  качеству, то возникают следующие  ситуации:

1) товар остался  у производителя, но есть возможность его реализации другому покупателю:

а) по той же цене. Тогда понесенные затраты будут  компенсированы в полной мере и предприятие  получит запланированную прибыль;

б) по сниженной  цене. Размер фактической прибыли  от реализации данной продукции может оказаться меньше запланированной или ее может не быть вовсе, или понесенные затраты не будут компенсированы полностью в зависимости от величины снижения цены;

в) реализация по запланированной  или пониженной цене, но дополнительные затраты на исправление барка или доведения изделия до проектного уровня качества. Размер прибыли находится в зависимости от величины дополнительных затрат;

2) товар у производителя,  но вследствие его низкого  качества, возможность реализации  отсутствует:

а) продажа по цене возможного использования. В этом случае незначительно компенсируются затраты  на производство;

б) реализация утилизированных  материалов. Дополнительные затраты  на утилизацию и некоторая компенсация  затраченных средств.

Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа продукции, особенно новой, и ее реализации на потребительском рынке.

Последний этап временного анализа – последующий анализ осуществляется, как правило, по истечении  отчетного периода, например, года. На нем подводится итог деятельности за период. Выявляются причины и факторы как негативных (низкого качества), так и позитивных (соответствие стандартам, ТУ, мировому уровню) результатов для их избежания в дальнейшем или использования их влияния на повышение качества продукции и снижение затрат.

Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция  наносит производителю наибольший ущерб. Он складывается из величины производственной себестоимости, коммерческих расходов, затрат на гарантийный ремонт или  замену некачественной продукции, оплату штрафов и неустоек (если они предусмотрены договором поставки). Реальный ущерб больше материального вследствие действия морального фактора, наносящего производителю большой вред. В перспективе же длительное производство низкокачественного изделия приведет к падению спроса на продукцию фирмы.

Комплексный итоговый проектный анализ необходимо разделить  на этапы – контрольные точки. Это позволит своевременно выявить  негативные ситуации и тенденции и избежать повышения издержек фирмы и риска банкротства.

С точки зрения объекта  проектный анализ качества изделий  может характеризовать различные  его стороны. Тогда состав анализа  будет, например, следующим:

1. Коммерческий.

2. Технический. 

3. Организационный.

4. Социальный.

5. Экологический. 

6. Экономический. 

Эти виды должны обязательно  присутствовать при анализе качества новой продукции. Они позволяют  увидеть ее с различных сторон и позиций. Например:

  • со стороны возможности сбыта и потребности в нем рынка;
  • с позиции его технических преимуществ и выгоды по сравнению с аналогами или его технической новизны;
  • с точки зрения возможности его организационного осуществления;
  • с позиции его социальной значимости для данного предприятия, потребителя, региона, отрасли и государства в целом;
  • со стороны экологических последствий осуществления данного проекта для региона, в котором располагается предприятие-производитель, или потребителей новой продукции;
  • с точки зрения его экономической выгоды для производителя и потребителя.

Подобный анализ проводится с помощью количественных и качественных, формальных и неформальных методов и приемов, свойственных каждому конкретному виду.

В организационном, социальном и экологическом широко используется качественный подход и неформальные методы. Это не исключает применение расчетных приемов для вычисления необходимых показателей и графического метода.

Коммерческий и  технический виды анализа базируются на сочетании качественного и  количественного подходов с применением и неформальных, и формальных методов, а также графического.

В экономическом  анализе, основанном преимущественно  на методах количественного анализа, широко используется качественный подход, т. е. в нем сочетаются как формальные, так и неформальные методы с преимуществом первых. Для иллюстрации результатов и в качестве средства сравнительного анализа широко применяется графический метод.

Наличие и сочетание  подходов и методов зависит от ряда причин. Основными из них являются:

  • цели и задачи анализа;
  • наличие и особенности информационной базы анализа;
  • наличие технической базы и программного обеспечения. Виды проектного анализа новой продукции и ее качества и соответствующие им методы представлены в табл. 1.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"