Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:14, контрольная работа
Задача 1. В базе данных магазина, торгующего подержанными автомобилями, содержится информация об их потребительских свойствах и ценах. Для анализа зависимости цены автомобиля Y от его возраста X1 и мощности двигателя X2 из базы данных выбраны сведения о 16 автомобилях. Эти сведения приведены в таблице 1.
На основе полученных в пунктах 1 и 2 статистических характеристик провести содержательный экономический анализ зависимости цены автомобиля от его возраста и мощности двигателя.
Задача 1.
В базе данных магазина, торгующего подержанными автомобилями, содержится информация об их потребительских свойствах и ценах.
Для анализа зависимости цены автомобиля Y от его возраста X1 и мощности двигателя X2 из базы данных выбраны сведения о 16 автомобилях. Эти сведения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номер
автомобиля |
Цена |
Возраст |
Мощность |
1 |
2,7 |
6 |
97 |
2 |
4,2 |
4 |
96 |
3 |
7,3 |
3 |
124 |
4 |
0,7 |
7 |
62 |
5 |
2,9 |
6 |
87 |
6 |
3,9 |
5 |
80 |
7 |
3,9 |
4 |
100 |
8 |
1,9 |
7 |
100 |
9 |
7,2 |
3 |
113 |
10 |
2,7 |
5 |
85 |
11 |
7,1 |
3 |
129 |
12 |
3,8 |
5 |
113 |
13 |
4,8 |
4 |
114 |
14 |
2,3 |
6 |
95 |
15 |
3,6 |
5 |
99 |
16 |
0,5 |
7 |
82 |
1. Парные зависимости
1.1. Построить поля рассеяний для цены Y и возраста автомобиля X1, а также для цены Y и мощности двигателя X2. На основе их визуального анализа выдвинуть гипотезы о виде статистической зависимости Y от X1 и Y от X2 и записать их математически.
1.2. Методом наименьших квадратов
найти оценки линейных
1.3. С помощью коэффициентов парной корреляции проанализировать тесноту линейной связи между ценой и возрастом автомобиля, а также между ценой и мощностью двигателя. Проверить их значимость с надежностью 0,9.
1.4. Проверить статистическую
1.5. Построить доверительные
1.6. На продажу поступила
2. Множественная зависимость
2.1. По методу наименьших квадратов найти оценки коэффициентов множественной линейной регрессионной модели
.
2.2. Проверить статистическую
2.3. Рассчитать точечный и
3. Экономическая интерпретация
На основе полученных в пунктах 1 и 2 статистических характеристик провести содержательный экономический анализ зависимости цены автомобиля от его возраста и мощности двигателя.
Решение.
1. Парные зависимости
1.1. Поле рассеяния для денег У и возраста автомобиля :
На основе анализа поля рассеяния, построенного на основе таблицы 1, выдвигаем гипотезу о том, что зависимость цены У от возраста автомобиля описывается линейной моделью вида:
Поле рассеяния для цены У и мощности двигателя :
На основе анализа поля рассеяния, построенного на основе таблицы 1, выдвигаем гипотезу о том, что зависимость цены У от мощности двигателя автомобиля описывается линейной моделью вида:
1.2. С помощью метода наименьших
квадратов найдем оценки
и .
Промежуточные расчеты для оценок параметров введем в таблице
i |
|||||||||
1 |
2,7 |
6 |
97 |
36 |
16,2 |
9409 |
261,9 |
7,29 |
582 |
2 |
4,2 |
4 |
96 |
16 |
16,8 |
9216 |
403,2 |
17,64 |
384 |
3 |
7,3 |
3 |
124 |
9 |
21,9 |
15376 |
905,2 |
53,29 |
372 |
4 |
0,7 |
7 |
62 |
49 |
4,9 |
3844 |
43,4 |
0,49 |
434 |
5 |
2,9 |
6 |
87 |
36 |
17,4 |
7569 |
252,3 |
8,41 |
522 |
6 |
3,9 |
5 |
80 |
25 |
19,5 |
6400 |
312 |
15,21 |
400 |
7 |
3,9 |
4 |
100 |
16 |
15,6 |
10000 |
390 |
15,21 |
400 |
8 |
1,9 |
7 |
100 |
49 |
13,3 |
10000 |
190 |
3,61 |
700 |
9 |
7,2 |
3 |
113 |
9 |
21,6 |
12769 |
813,6 |
51,84 |
339 |
10 |
2,7 |
5 |
85 |
25 |
13,5 |
7225 |
229,5 |
7,29 |
425 |
11 |
7,1 |
3 |
129 |
9 |
21,3 |
16641 |
915,9 |
50,41 |
387 |
12 |
3,8 |
5 |
113 |
25 |
19 |
12769 |
429,4 |
14,44 |
565 |
13 |
4,8 |
4 |
114 |
16 |
19,2 |
12996 |
547,2 |
23,04 |
456 |
14 |
2,3 |
6 |
95 |
36 |
13,8 |
9025 |
218,5 |
5,29 |
570 |
15 |
3,6 |
5 |
99 |
25 |
18 |
9801 |
356,4 |
12,96 |
495 |
16 |
0,5 |
7 |
82 |
49 |
3,5 |
6724 |
41 |
0,25 |
574 |
59,5 |
80 |
1576 |
430 |
255,5 |
159764 |
6309,5 |
286,67 |
7605 |
Так как , то , .
Значит, ,
, т.е. .
Аналогично
Значит, ,
, т.е. .
1.3. Коэффициент парной корреляции
характеризует тесноту
,
.
Так как ; близок к 1, то линейная связь между У и тесная отрицательная; так как , то линейная связь между У и тесная положительная.
Проверим значимость полученных коэффициентов корреляции.
В нашей задаче .
Для получаем:
, значит коэффициент корреляции существенно отличен от нуля и существует сильная линейная отрицательная связь между У и .
Для получаем:
, значит коэффициент корреляции существенно отличен от нуля и существует сильная линейная связь между У и .
1.4. Качество уравнения регрессии оценивает F-тест. Он основан на проверке гипотезы о статистической значимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи.
Для зависимости У от : , т.е. вариация цены на 90% объясняется возрастом автомобиля.
Для зависимости У от : , т.е. вариация цены на 82% объясняется мощностью двигателя автомобиля.
Рассчитаем фактическое значение F-статистики Фишера:
для зависимости У и ,
для зависимости У и .
Так как ; , при уровне значимости табличное значение . Поэтому т.к. для обоих зависимостей, то гипотеза отклоняется и признается статистической значимость уравнений регрессии.
Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии используется t-критерий Стьюдента. Выдвигается гипотеза о незначимом отклонении от нуля каждого отдельного параметра модели.
Для зависимости У от : . Т.к. это значение больше 1,761, то гипотезу принимаем.
Для зависимости У от : . Т.к. это значение больше 1,761, то гипотезу принимаем.
Следовательно, признается статистическая значимость коэффициентов регрессии.
1.5. Доверительные интервалы
где ,
Для определения , построим таблицу:
i |
|||||||||
1 |
2,7 |
6 |
2,32 |
0,53 |
1,41 |
0,345 |
0,814 |
2,16 |
2,84 |
2 |
4,2 |
4 |
5,12 |
0,23 |
3,28 |
0,440 |
1,038 |
3,642 |
5,918 |
3 |
7,3 |
3 |
6,52 |
0,01 |
0,04 |
0,253 |
0,597 |
6,13 |
7,807 |
4 |
0,7 |
7 |
0,92 |
0,03 |
0,66 |
0,298 |
0,703 |
0,17 |
1,03 |
5 |
2,9 |
6 |
2,32 |
1,42 |
0,48 |
0,286 |
0,675 |
2,135 |
3,085 |
6 |
3,9 |
5 |
3,72 |
0,14 |
0,66 |
0,298 |
0,703 |
3,077 |
4,083 |
7 |
3,9 |
4 |
5,12 |
1,56 |
4,80 |
0,505 |
1,192 |
3,458 |
5,992 |
8 |
1,9 |
7 |
0,92 |
1,25 |
1,41 |
0,345 |
0,814 |
0,56 |
2,134 |
9 |
7,2 |
3 |
6,52 |
0,003 |
0,04 |
0,253 |
0,597 |
5,903 |
7,947 |
10 |
2,7 |
5 |
3,72 |
0,10 |
1,72 |
0,362 |
0,854 |
2,166 |
3,977 |
11 |
7,1 |
3 |
6,52 |
0,42 |
3,28 |
0,440 |
3,038 |
6,112 |
7,488 |
12 |
3,8 |
5 |
3,72 |
0,34 |
0,10 |
0,258 |
1,609 |
3,011 |
4,229 |
13 |
4,8 |
4 |
5,12 |
0,08 |
1,72 |
0,362 |
0,854 |
4,636 |
5,344 |
14 |
2,3 |
6 |
2,32 |
0,04 |
4,80 |
0,505 |
1,192 |
2,098 |
2,82 |
15 |
3,6 |
5 |
3,72 |
2,53 |
0,48 |
0,286 |
0,675 |
3,098 |
3,982 |
16 |
0,5 |
7 |
0,92 |
0,83 |
0,10 |
0,258 |
0,609 |
0,181 |
1,119 |
59,5 |
80 |
11,51 |
24,98 |
||||||
сред- нее |
3,72 |
5,0 |
0,72 |
Изобразим графически линию регрессии и доверительную полосу вместе с полями рассеяний:
Аналогичным образом найдем доверительные интервалы среднего значения цены автомобиля в зависимости от мощности двигателя для :
i |
|||||||||
1 |
2,7 |
97 |
3,57 |
8,64 |
1604,80 |
1,76 |
1,04 |
2,16 |
3,84 |
2 |
4,2 |
96 |
3,47 |
1,10 |
1020,16 |
0,80 |
1,72 |
3,18 |
4,62 |
3 |
7,3 |
124 |
6,25 |
11,02 |
531,76 |
0,40 |
0,37 |
6,13 |
7,47 |
4 |
0,7 |
62 |
0,10 |
1,44 |
1364,56 |
0,56 |
1,92 |
0,02 |
1,12 |
5 |
2,9 |
87 |
2,58 |
6,71 |
1604,80 |
1,76 |
1,04 |
2,06 |
3,14 |
6 |
3,9 |
80 |
1,89 |
3,53 |
286,96 |
0,34 |
1,17 |
1,03 |
4,07 |
7 |
3,9 |
100 |
3,87 |
0,07 |
1092,96 |
0,51 |
1,75 |
3,55 |
4,05 |
8 |
1,9 |
100 |
3,87 |
0,85 |
16,48 |
0,26 |
0,89 |
1,01 |
4,09 |
9 |
7,2 |
113 |
5,16 |
0,04 |
1364,56 |
0,56 |
1,92 |
5,08 |
7,32 |
10 |
2,7 |
85 |
2,38 |
0,58 |
257,92 |
0,33 |
1,13 |
2,17 |
2,93 |
11 |
7,1 |
129 |
6,74 |
1,06 |
64,96 |
0,27 |
0,92 |
6,48 |
7,62 |
12 |
3,8 |
113 |
5,16 |
0,14 |
286,96 |
0,34 |
1,17 |
3,23 |
5,97 |
13 |
4,8 |
114 |
5,25 |
1,25 |
142,56 |
0,30 |
1,03 |
4,57 |
5,63 |
14 |
2,3 |
95 |
3,37 |
4,28 |
286,96 |
0,34 |
1,17 |
2,13 |
3,67 |
15 |
3,6 |
99 |
3,77 |
5,20 |
64,96 |
0,27 |
0,92 |
3,28 |
4,02 |
16 |
0,5 |
82 |
2,08 |
5,81 |
15,52 |
0,26 |
0,89 |
0,11 |
2,89 |
59,5 |
1576 |
3,57 |
5485,6 |
||||||
сред- нее |
3,72 |
98,5 |