Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:26, контрольная работа
Целью данной работы является получение ответа на вопрос - всегда ли необходимо проводить контроль качества продукции?
Для ответа да данный вопрос нам будет необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть понятие качества
• Провести анализ различных методов и моделей статистики, применяющихся при контроле качества
• Оценить преимущества и недостатки различных методов контроля
• Рассмотреть парадокс повышения качества при выборочном контроле
• Проанализировать возможные пути избежания проблем, связанных с парадоксом
• Предложить примерную модель оценки необходимости проведения контроля
• Сделать выводы по изученному материалу
Введение
Понятие качества
Контроль качества продукции
Парадокс повышения качества при выборочном контроле
Варианты уходы от парадокса
Пример анализа необходимости проведения выборочного контроля качества
Заключение
Список литературы
Методы контроля качества
Оглавление
Введение
Понятие качества
Контроль качества продукции
Парадокс повышения качества при выборочном контроле
Варианты уходы от парадокса
Пример анализа необходимости проведения выборочного контроля качества
Заключение
Список литературы
Введение
Темой данной работы является проблема контроля качества, которая стало особенно острой в последнее время в связи с постоянным ростом сложности продукции и требований к его характеристикам.
Целью данной работы является получение ответа на вопрос - всегда ли необходимо проводить контроль качества продукции?
Для ответа да данный вопрос нам будет необходимо выполнить следующие задачи:
· Рассмотреть понятие качества
· Провести анализ различных методов и моделей статистики, применяющихся при контроле качества
· Оценить преимущества и недостатки различных методов контроля
· Рассмотреть парадокс повышения качества при выборочном контроле
· Проанализировать возможные пути избежания проблем, связанных с парадоксом
· Предложить примерную модель оценки необходимости проведения контроля
· Сделать выводы по изученному материалу
Понятие качества
качество метод выборочный контроль
В рыночной экономике
проблема качества является важнейшим
фактором повышения уровня жизни, экономической,
социальной и экологической безопасности.
Качество - комплексное понятие, характеризующее
эффективность всех сторон деятельности:
разработка стратегии, организация
производства, маркетинг и др. Важнейшей
составляющей всей системы качества
является качество продукции. В современной
литературе и практике существуют различные
трактовки понятия качество. Международная
организация по стандартизации определяет
качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность
свойств и характеристик
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).
Индивидуальный контроль качества явился первым этапом развития управления качеством и действовал в производстве до конца XIX века.
Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества.
Привлечение в производство штатных контролёров положило начало III этапу, который можно охарактеризовать как контроль качества при приёмке продукции.
Крупномасштабные
заказы на продукцию массового
Повышение сложности
изделий привело к увеличению
числа оцениваемых свойств. Центр
тяжести сместился к
С развитием научно-технического
прогресса, следствием которого стала
автоматизация производства, появились
автоматические устройства для управления
сложным оборудованием и
Контроль качества продукции
Управление качеством
Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Отметим, что на предприятиях электронной промышленности из-за миниатюрных размеров изделий часто брак исправить вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией “регулирование качества”.
Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы.
Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:
· статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
· выборочный приемочный контроль по
варьирующим характеристикам
· стандарты статистического
· система экономических планов;
· планы непрерывного выборочного контроля;
· методы статистического регулирования технологических процессов.
Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.
Как правило, планы выборочного
приемочного контроля проектируют
таким образом, чтобы была мала вероятность
ошибочно забраковать годную продукцию,
или был мал «риск
Если при установленном плане
выборочного контроля “уровень приемлемого
качества” соответствует
Сам контроль качества продукции бывает 2 видов:
1. сплошной контроль - достаточно
затратный вид контроля, т.к. оценке
подвергаются все изделия
2. выборочный (статистический) контроль
- оценка партии производится
на основании тестирования
Следует отметить, что статистический
контроль и регулирование качества
продукции хорошо известны в нашей
стране. В этой области наши ученые
имеют несомненный приоритет. Достаточно
вспомнить работы А.Н. Колмогорова
по несмещенным оценкам качества
принятой продукции на основании
результатов выборочного
Выборочный контроль, как правило, проводится на основании плана контроля (m, n), где m - объём выборки, а n - граничное значение количества дефектов. Такой план называется одноступенчатым. Существуют также многоступенчатые планы, где есть два граничных значения, а при попадании между ними проводится дополнительная выборка со своим планом контроля.
В теории статистического приемочного контроля качества продукции разработано много подходов к выбору планов контроля:
· на основе приемочного и браковочного уровней дефектности;
· исходя из предела среднего выходного уровня дефектности (при контроле с разбраковкой);
· с использованием экономических показателей, относящихся к предприятию (ГОСТ 24660-81);
· с использованием экономических показателей, относящихся к народному хозяйству в целом (см. модель Хальда в рекомендациях);
· на основе принципа распределения приоритетов, и т.д.
Имеется обширная литература, посвященная обоснованию и сравнению этих подходов, разработке соответствующей математической теории и программного обеспечения.
Парадокс повышения качества при выборочном контроле
Казалось бы всё просто, при известном среднем уровне брака на производстве посчитать план контроля для проверки годности партии определённого объёма, однако при расчёте мы натыкаемся на главную проблему всей теории выборочного контроля.
Парадоксально, но при использовании статистического контроля при определении плана контроля для партии изделий, выходной уровень дефектности которых очень мал (например, 1 из 10000), размер выборки оказывается просто колоссальным. Отсюда сделаем вывод, чем выше качество, тем сложнее его подтверждать. Этот феномен был освещён в работах А.Н. Колмогорова, что наложило сильные ограничения на полезность проведения подобного мероприятия. При повышении качества продукции требования потребителей удовлетворяются всё лучше, следовательно, снижается браковочный уровень дефектности.
Известно, что браковочный уровень дефектности pбр для плана (n,0) определяется из условия:
Если принять обычное
Это соотношение дает возможность по заданному браковочному уровню дефектности pбр найти необходимый объем выборки:
n = ln 0,10 / ln (1 - pбр ) = - 2,30 / ln (1 - pбр )
Поскольку нас интересуют малые значения браковочного уровня дефектности, то воспользуемся тем, что при малых x
Вторым слагаемым в правой части
последней формулы можно
Из формулы видно, что чем
меньше браковочный уровень
Следует отметить, что планы (n, 0) представляют лишь нижнюю границу размеров выборки.
Выводы парадоксальны: если качество выпускаемой продукции не очень хорошее, то целесообразно проводить статистический контроль, если же качество возрастает, то объем контроля и затраты на него увеличиваются, вплоть до перехода на сплошной контроль (при условии что это возможно, т.е. контроль не является разрушающим). В случае если это невозможно получается тупиковая ситуация, когда высокое качество продукции не может быть подтверждено.
В реальных ситуациях объемы контролируемых выборок - единицы или десятки, но обычно отнюдь не сотни и тысячи. Если контролируются 100 изделий, то браковочный уровень дефектности равен 2,3 %, что является пределом для реально используемых объемов контроля. Следовательно, статистический приемочный контроль может быть применен для контроля лишь такой продукции, в которой из 50 изделий хотя бы одно дефектно. Другими словами, этот метод управления качеством предназначен лишь для продукции сравнительно низкого качества (входной уровень дефектности не менее 1-2%) или при обслуживании потребителя, согласного на довольно высокий браковочный уровень дефектности (не менее 2,3%).
Для повышения качества необходимо использовать контрольные карты и другие методы статистического регулирования технологических процессов на предприятии, методы "тотального контроля качества", в основе которого лежит положение о премии Деминга, и др. Недаром этим методам уделяется больше внимания в методических изданиях, чем собственно статистическому приемочному контролю.