Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 21:36, реферат

Краткое описание

Приведение документов к оптимальному единообразию по составу и формам называется унификацией документов. Также, унификация – это установление максимального единообразного набора реквизитов, формата бумаги и фиксации реквизитов на бумаге. Унифицированная форма документа – это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.

Содержание

Определение оптимального уровня стандартизации и унификации……………………………………………………………..3
Обязательная и добровольная сертификация……………………….8
Возможные схемы сертификации…………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

метрология.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Определение оптимального уровня стандартизации и унификации……………………………………………………………..3
  2. Обязательная и добровольная сертификация……………………….8
  3. Возможные схемы сертификации…………………………………….14

          Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение оптимального уровня стандартизации и унификации

Приведение документов к оптимальному единообразию по составу и формам называется унификацией документов. Также, унификация – это установление максимального единообразного набора реквизитов, формата бумаги и фиксации реквизитов на бумаге. Унифицированная форма документа – это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.

Унифицируют не только отдельные документы, но и системы документации в целом. Унифицированная система документации – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. В состав УСД входят:

- УС организационно-распорядительной  документации;

- УС банковской документации;

-УС финансово-учетной  и отчетной бухгалтерской документации  бюджетных учреждений и организаций;

- УС отчетно-статистической  документации;

- УС учетной и отчетной  бухгалтерской документации предприятия;

- УС документации по  труду;

- УС документации пенсионного  фонда;

- УС внешнеторговой документации.

Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники.

Работа по унификации включает:

- разработку унифицированной  системы документоведения (УСД), которая  осуществляется министерствами  и ведомствами, ответственными за  соответствующие системы документации;

-внедрение межотраслевых (межведомственных) УСД в рамках  республиканских и отраслевых  УСД;

-ведение УСД и Отраслевого  классификатора технико-экономической  документации (ОКТЭИ) с целью поддержания  достоверности информации и ее дальнейшего развития;

-разработку комплексов  отраслевых унифицированных форм  документов, отражающих специфику  отрасли и не вошедших в  УСД, а также их государственную  регистрацию;

-разработку отраслевых  классификаторов технико-экономической  информации, отражающих специфику  отрасли. Организационное и методическое  руководство унификацией и стандартизацией  документов, координацию соответствующих  работ и контроль осуществляет  головная организация по координации  внедрения и ведения УСД и  ОКТЭИ в республике. На отраслевом  уровне эту работу проводит  головная организация по внедрению  и ведению УСД и ОКТЭИ в  отрасли.

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции - насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации)  , который вычисляют по формуле:

%(6)

где: п - общее число деталей в изделии, шт.; п0 - число оригинальных деталей (разработаны впервые), шт.

При этом в общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, унифицированные и покупные детали, а также детали общемашиностроительного, межотраслевого и отраслевого применения. Коэффициент применяемости можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП) и отраслевого (ОП) применения.

Согласно плану повышения уровня унификации машиностроительной продукции предусмотрено снижение доли оригинальных изделий и соответственно повышение доли изделий (деталей, узлов) ОМП, МП, ОП.

Коэффициенты применяемости могут быть рассчитаны: для одного изделия; для группы изделий, составляющих типоразмерный (параметрический) ряд; для конструктивно-унифицированного ряда.

Примером использования унификации в типоразмерном ряду изделий может быть ГОСТ 26678 на параметрический ряд холодильников. в установленном стандартном параметрическом ряду находятся 17 моделей холодильников и три модели морозильников. Коэффициент применяемости ряда составляет 85%.

В ГОСТе указываются перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах параметрического ряда (допустим, холодильные агрегаты двухкамерных холодильников с объемом камеры 270 и 300 см3 и объемом низкотемпературного отделения 80 см3), и перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах одного типоразмера (например, холодильный агрегат по присоединительным размерам, конденсатор).

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В стандартах на управленческую документацию устанавливается состав отдельных элементов документа (реквизитов), их расположение и правила оформления. Стандартизация документов — это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Установлены следующие категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ).

Суть стандартизации заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Результаты разработки при этом оформляются в виде:

1)  межгосударственных  стандартов (ГОСТ);

2)  Государственных стандартов (ГОСТР);

3)  Отраслевых стандартов (ОСТ);

4)  Стандартов предприятий, учреждений и организаций (СТП).

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию отечественного производства и сферы услуг.

В процессе стандартизации выявляется наиболее правильный и экономичный вариант решения задач практической деятельности, который можно назвать оптимальным решением, т.е. решение, которым достигается оптимальное упорядочение в определенной отрасли.

Механизм процесса стандартизации показан на примере конкретного объекта и включает четыре основных этапа (см. рис. 1). 

 

 

 

 

Рисунок 1. Механизм стандартизации 

 

1. Отбор объектов стандартизации. Предположим, что в организации существует некоторая совокупность объектов и действий с ними, условно обозначаемая большими буквами русского алфавита - А, Б, В, Г, Д, Ж, И, К... Например, в организации используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов (приказов, докладных записок и т.д.). Некоторые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А; Б; В; Г; А; Ж; Б; 3; А; Б; Б...

Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты Б и А, в приведенном примере - отдельные типы документов.

2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б). Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т.е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядительного документа такими признаками являются: состав реквизитов [1) наименование организации; 2) наименование документа...]; оформление реквизитов [1) форма; 2) содержание...п) месторасположение]; требования к документу [1) к учету; 2) к использованию ... п) к хранению.

3. Оптимизация модели. в разных организациях варианты исполнения объекта, т.е. документа Б, могут быть разными: Б1, Б2, Б3,...,Бп. в частности, возможен разный состав реквизитов, различное их оформление разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов -унифицировать документ, отобрав наилучший вариант реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается научными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация модели. Собственно стандартизация осуществляется на этом заключительном этапе. Она заключается в разработке нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели, Применение НД является способом упорядочения в определенной области деятельности. Рассмотренный механизм стандартизации делает более понятными определения терминов "стандартизация" и "стандарт", которые были приведены ранее.

Методологическая сторона стандартизации опирается на комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил. При этом под методом стандартизации понимается прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Одним из таких методов является унификация.

 

 

 

  1. Обязательная и добровольная сертификация

По определению обязательная сертификация предусматривает проверку выполнения требований безопасности жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращения нанесения вреда имуществу потребителей. Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга), на который стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность, подлежит обязательной сертификации. 

Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом сертификации соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством. Требования безопасности не всегда связаны с прямым воздействием продукта на здоровье людей или на экологическую обстановку. Это могут быть факторы, влияющие на безопасность косвенно, например сохранность продуктов питания при хранении, требования к обеспечению безопасности плавания на судах, по энергосбережению и т. д. При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Перечни товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

Организация работ по обязательной сертификации в России возлагается на Госстандарт РФ. В отношении отдельных видов продукции эти обязанности могут быть возложены и на другие федеральные органы, а в плане организационно-технического исполнения - на органы по сертификации. При сертификации продукции используются методы испытаний, позволяющие:

  • провести идентификацию продукции, т. е. определить, к какой классификационной группировке однородной продукции она принадлежит, какой технической документации соответствует, каково происхождение продукции и т. д.;
  • полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах на продукцию.

Сточки зрения правовой ответственности за продукцию, прошедшую сертификацию «третьей стороной», гарантии, выдаваемые Системой сертификации не снимают с изготовителя ответственности за соответствие значений параметров, на которые сертификация не проводилась.

Для разграничения меры ответственности за показатели качества между производителем и органом по сертификации, процедура последней проводится по программе испытаний, которая должна учитывать следующие моменты:

  1. Действующая нормативная документация на ряд видов продукции непригодна для целей обязательной сертификации.
  2. Для большинства видов продукции требования безопасности не выделены в документах особым разделом, а разбросаны по разным частям.
  3. На некоторые виды продукции и услуг, представляющих потенциальную опасность, отсутствуют нормативные документы.
  4. В некоторых документах не учитывается безопасность продукции при воздействии внешних факторов.

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация