Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:31, реферат
Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.
Во-первых, это признание лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.
1) Европейская премия качества;
2) признание совершенства;
3) стремление к совершенству.
<8> Маслов Д. Европейский уровень качества // Консультант. — 2005. — №3.
Каждая ступень является конкурсом качества, в иерархии этих конкурсов Европейская премия качества является наивысшей ступенью.
Японская премия качества<9>
Японская премия качества (Japan Quality Award — JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.
Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.
С 1996 года Японская премия вручается
организациям, достигшим высоких
результатов в построении качественной
системы управления, ориентированной
на потребителя. Премия качества ежегодно
вручается по трем категориям в зависимости
от специфики организации-
За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе и 14 из них стали лауреатами премии. Среди них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.
Российская премия качества (премия Правительства РФ в области качества<10>)
<9> Japan Quality Award Criteria 2004. Performance Excellence Driven by Customer. — Japan Quality Award Committee, 2004. См. также: Официальный сайт Японской премии качества: www.jqac.com
<10> Руководство для организаций
— участников конкурса 2004 года /
Совет по присуждению премий
Правительства Российской
Премия Правительства РФ в области
качества вручается с 1997 года. В основе
российской премии лежат модель и
критерии Европейской премии качества.
Организаторы, Госстандарт России и
ВНИИС считают основной задачей
конкурса — вывести качество менеджмента
на принципиально новый, более высокий
и современный уровень, что позволило
бы российским предприятиям успешно
конкурировать не только на российском,
но и на мировом рынке. Борис Алешин,
призывая российские компании принять
участие в конкурсе 2004 года, оценивает
значимость российской премии качества
для развития экономики страны следующим
образом: «Премии в области качества
призваны стать одним из действенных
рычагов повышения
Начиная с 2002 года премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:
- не более 250 человек;
- свыше 250 человек.
За годы проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе. Среди победителей последних лет ОАО «Нарзан», ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань», ОАО «Северсталь», ОАО «Ивтелеком», ОАО «Лакокраска» и другие.
По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые не только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работу по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.
Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области качества: премия Болдриджа и Европейская премия качества стали не только конкурсами, но и реальными инструментами управления бизнесом. Модели этих премий формируют базу для систематической самооценки организации и разработки стратегии совершенствования. Концепцию и основные ценности каждого из этих конкурсов следует рассматривать как национальную политику в области качества соответственно Америки и Европы. Президент США Дж. Буш на церемонии вручения премии Болдриджа в 2000 году отметил: «Критерии премии Болдриджа являются отличным стандартом для компаний в борьбе за превосходство в бизнесе. Это возможность посмотреть на себя глазами потребителей и рынка. Премия Болдриджа становится мировым стандартом, подтверждением тому является растущее число аналогичных программ по всему миру»<11>. Сегодня более 60 стран вручают национальные награды за качество на базе этих премий.
<11> Why Baldrige? / Baldrige National Quality Program. — NIST, 2003. — P. 1.
Премии качества как стратегия совершенствования
Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества — это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Популярность моделей премий качества как моделей совершенствования неуклонно растет. В США со дня вручения первой премии Болдриджа в 1988 году разошлось более 2 млн копий «Руководства» по применению критериев Болдриджа, и это без учета книг, описывающих модель, и электронных версий, которые распространяются через Интернет-сайт конкурса. По данным Европейского фонда управления качеством, модель совершенствования, разработанная этой организацией в рамках Европейской премии качества, используют более 20 000 различных компаний Европы. В их числе, 15 из 25 крупнейших компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний ЕС, входящих в 50 ведущих компаний мира.
Модели и критерии премий качества
Что же представляют собой модели
совершенствования на базе премий качества?
Модель премии можно определить как
набор критериев, имеющих внутренние
взаимосвязи и объединенных графической
схемой. Содержание критериев отражает
основные составляющие бизнеса, актуальные
для построения конкурентоспособной
организации с эффективной
Модель премии Болдриджа объединяет семь критериев: (1) лидерство; (2) стратегическое планирование; (3) ориентация на потребителя и рынок; (4) измерение, анализ и управление на основе знаний; (5) важность человеческих ресурсов; (6) оперативное управление; (7) бизнес-результаты.
Модель совершенствования EFQM делит критерии Европейской премии качества на две группы: «Возможности» и «Результаты». Группа «Возможности» включает: (1) лидерство; (2) политика и стратегия; (3) люди; (4) партнерство и ресурсы; (5) процессы. Группа «Результаты» включает: (6) результаты для потребителей; (7) результаты для работников; (8) результаты для общества; (9) ключевые результаты деятельности.
Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных категорий: (1) лидерство и принятие решений; (2) социальная ответственность в управлении; (3) понимание клиентов и рынка и работа с ними; (4) разработка и реализация стратегии; (5) обучение и развитие персонала; (6) процесс создания ценностей; (7) информационный менеджмент; (8) результаты работы.
До недавнего времени критерии премии Деминга были не до конца ясны. В последние годы организаторы разработали систему оценки более прозрачную и понятную, четко определив схему модели и ее базовые категории: (1) политика в области управления и ее реализация; (2) разработка новой продукции и инновация процессов; (3) поддержание и улучшение качества; (4) система менеджмента; (5) анализ информации и применение новых технологий; (6) развитие человеческих ресурсов.
Содержание критериев и
Построение системы управления
на базе модели премии качества предполагает
стремление максимально соответствовать
критериям используемой модели. Для
того чтобы процесс
Критерии и модель премии Правительства
РФ в области качества гармонизированы
с критериями и моделью Европейской
премии качества с некоторым различием
в весовых коэффициентах, отражающих
специфику российского бизнеса.
А именно, общий балл по группе «Возможности»
выше, чем по группе «Результаты»: соответственно
550 и 450 баллов. Это указывает на то,
что сегодня для российского
бизнеса возможности или
<12> European Quality Award 2004. — EFQM, 2004. — P. 2.
<13> Руководство для организаций-
Экспертная оценка в процессе участия в конкурсе позволяет определить, насколько организация близка к эталонным показателям по тому или иному критерию или выявить уровень развитие системы управления в целом.
Применение моделей премий качества предполагает два важных условия, которые одновременно могут являться барьерами к их использованию в качестве моделей совершенствования.
Во-первых, для описания критериев моделей необходимо дать ответы на сотни вопросов, определяющих, что и как сделано в том или ином направлении. Эта задача реализуется на этапе подготовки отчета, характерном для всех конкурсов на соискание премий качества. Вопросы разрабатываются в расчете на некую усредненную компанию и не могут учитывать индивидуальных специфических особенностей организации, что предполагает необходимость глубокого и более детального изучения процессов компании и зачастую вызывает сложности для проведения объективной оценки бизнеса. Это обстоятельство может потребовать довольно длительной и тесной работы с консультантами.
Во-вторых, с чем придется столкнуться
менеджерам при использовании моделей
премий качества — это отсутствие
регламентированных решений, алгоритмов
совершенствования. Понимание критериев
различных моделей и их взаимосвязи
с бизнес-процессами организации
не дает определенного ответа, как
проводить улучшения. Система оставляет
пользователю возможность самому определять
области для улучшения и
Таблица 1
Содержание критериев премии Правительства РФ в области качества
1. Лидирующая роль руководства
1а. Определение
1б.* Вовлечение руководителей в
деятельность, обеспечивающую разработку,
внедрение и постоянное
25
1в. Вовлечение руководителей
в работу с потребителями,
25
1г.* Мотивация, поддержка и
25
2. Политика и стратегия
100
2а. Определение существующих
и будущих потребностей и
20
2б.* Использование информации, полученной
в результате измерений,
20
2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии
20
2г. Развертывание политики и стратегии в рамках ключевых процессов
20
2д. Доведение до сведения
персонала политики и
20
3. Персонал
120
3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом
20
3б.* Определение, развитие и
20
3в.* Вовлечение персонала в
20
3г. Общение персонала в
20
3д.* Поощрение персонала и забота о нем
20
4. Партнерство и ресурсы
100
4а. Внешние партнеры
20
4б. Финансовые ресурсы
20
4в. Инфраструктура и
20
4г.* Технологии
20
4д.* Информация и знания
20
5. Процессы, осуществляемые организацией
130
5а. Систематическое
25
5б. Совершенствование
30
Информация о работе Мировые премии по качеству: признание успеха