Основные виды ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают). При этом реализуется контроль за мерой выполнения взаимных обязанностей. Можно констатировать, что степень ответственности адекватна мере выполнения обязанностей.

Содержание

Введение…………………………………......………………………….…
4
1. Основные виды ответственности…………...............................…
5
2. Последовательная схема формирования ответственности..........
8
3. Сущность социальной и экологической ответственности...........
9
4. Анализ взаимодействия социальной и юридической ответственности...........................................................................................
14
5. Ответственность за планирование качества продукции..............
16
6. Ответственность, полномочия и обмен информацией.................
18
Заключение………………………………………………………...............
20
Список использованной литературы…………………………….........…

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

Экологическая ответственность

Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.

Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.

Российская  Федерация на сегодняшний день принимает участие в четырех глобальных Конференциях:

• О международной  торговле видами дикой фауны и  флоры;

• Об охране водно-болотных угодий;

• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;

• О сохранении биологического разнообразия. РФ приняла следующие международные обязательства об охране дикой природы:

• об охране белого медведя;

• конвенция  об охране китов;

• антарктический договор.

В основу экологических  инициатив положена Стратегия устойчивого развития (СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление СУР — достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:

• обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

• проводить  экологизацию экономической деятельности;

• распространять экологически ориентированные методы

управления;

• неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загрязнению, по соотношению элементов  в атмосфере, в

воде и в  земле);

• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.

В рамках СУР  разработаны принципы для РУР:

• хозяйственная  деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба;

• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов. Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ взаимодействия социальной и юридической ответственности

 

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической  ответственности руководителей  решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.

Возложение  на себя социальной ответственности  может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет  ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

• получение  удовлетворения от видимых работниками  и населением результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание  общественных порицаний и взысканий;

• повышение  имиджа или карьерный рост;

• выигрыш в  споре или конкурсе;          

• отвлечение от постоянных личных переживаний.

 

5. Ответственность за планирование качества продукции

Руководство должно взять на себя ответственность за планирование качества продукции организации. Это планирование следует направить на определение процессов, необходимых для результативного и эффективного достижения целей и выполнения требований к качеству, соответствующих стратегии организации.

Входными данными для результативного и эффективного планирования являются:

  • стратегия организации;
  • определенные цели организации;
  • определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
  • оценка законодательных  и других обязательных требований;
  • оценка данных о характеристиках продукции;
  • оценка данных о показателях процессов;
  • уроки, извлеченные из предыдущего опыта;
  • указанные возможности для улучшения;
  • оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении.

Выходные данные планирования качества продукции для организации определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы, включающие:

  • необходимые для организации навыки и знания работников;
  • ответственность и полномочия для осуществления планов улучшения процессов;
  • необходимые ресурсы, такие как финансовые и инфраструктура;
  • совокупность показателей для оценки улучшения деятельности организации;
  • потребности в улучшении, включая средства и методы;
  • потребности в документации, включая записи. Выходные данные необходимо систематически анализировать для обеспечения результативности и эффективности процессов организации.

 

6. Ответственность, полномочия и обмен информацией

Высшему руководству следует определить и довести до персонала ответственность и полномочия с целью внедрения и поддержания в рабочем состоянии результативной и эффективной системы МК. Персонал наделяется полномочиями участвовать в достижении целей в области качества, а также ответственностью за принятые им обязательства. Назначается представитель из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой МК;
  • представление отчетов высшему руководству о функционировании системы МК и о необходимости улучшения;
  • содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.

Обеспечивается разработка в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы МК. Обеспечение такой информацией может помочь в улучшении деятельности организации и непосредственно вовлекает ее работников в достижение целей в области качества. Руководству следует активно поощрять обратную связь и получение информации от работников организации.

Обмен информацией может включать:

  • информирование, проводимое руководством на рабочих участках;
  • групповые брифинги и другие совещания, например по признанию достижений;
  • использование досок объявлений, внутренней прессы;
  • электронные средства передачи информации, например посредством использования систем внутреннего документооборота и др.

Стратегическое планирование и политика в области качества обеспечивают организации основу для постановки целей в области качества. Высшему руководству следует разработать цели, направленные на улучшение деятельности организации. Цели необходимо измерять, чтобы способствовать результативному и эффективному анализу, проводимому руководством.

При разработке этих целей необходимо учитывать:

  • фактические и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков;
  • соответствующий анализ со стороны руководства; фактические характеристики продукции и показатели процессов;
  • уровни удовлетворенности заинтересованных сторон, результаты самооценки;
  • сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения;
  • ресурсы, необходимые для достижения целей.

Цели в области качества необходимо доводить до сведения работников организации способом, который дает им возможность участвовать в их достижении. Следует определить ответственность за развертывание целей в области качества. Цели надо систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости. Высшее руководство организации должно обеспечивать установление целей в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

 

Заключение

 

Итак, выбор  управленческого решения должен быть продиктован интересами дела, с одной стороны, с другой - должен основываться на учете мнений подчиненных, либо согласовываться с "мозговым центром" (штабом) предприятия, включающим заместителей, руководителей подразделений, ведущих специалистов и др.

Нравственная  ответственность руководителя в  принятии решений заключается в наиболее полном учете всех мнений (специалистов, коллективного и коллегиального органов).

Такое решение  позволяет: выразить общее мнение по конкретной проблеме, способствует проявлению взаимопомощи в достижении цели, реализации системного подхода, усилению деловой активности, повышению квалификации работников.

Кроме того, воспитывается  общая заинтересованность, чувство  значимости и причастности работников к процессу управления. Это поднимает  их в собственных глазах; обостряет  субъективное ощущение коллективной ответственности за исполнение принятых решений.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации 
  2. Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать?: – М.:    МНЭПУ, 1997
  3. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПб. : Питер, 2000.
  4. Воробьев, С.Н. Управленческие решения : учебник для вузов / С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Вейл П. «Искусство менеджмента», М. Юрист, 1999
  6. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений : учебник / Е.П. Голубков. - М. : Дело и сервис, 2005.
  7. Ильясов И.И. Система Эвристических приемов решения задач. –М.: РОУ 1992
  8. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения : учебник / Б.Г. Литвак. - 3-е изд, испр. - М. : Дело, 2002.
  9. Планкетт Л. Выработка и принятие управленческих решений [Текст] / Л. Планкетт. - М. 1999
  10. Планкетт Л. Выработка и принятие управленческих решений [Текст] / Л. Планкетт. - М. 1999.
  11. Смирнов Э.А. Разработка Управленческих решений. – М.:  ЮНИТИ, 2000 
  12. Справочник директора предприятия, М., 1996
  13. Эддоус М. И др. Методы принятия решений. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  14. Чудновская, С.Н. Управленческие решения : учебник / С.Н. Чудновская. - М. : Эксмо, 2007.

 


Информация о работе Основные виды ответственности