Основные понятия и категории управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях
функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы
аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством
продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Понятие качества…………………………………………………………
2. Понятие и категории управления качеством……………….………….
3. Термины и определения в области управления качеством…………...
4. Принципы управления качеством……………………………………….
Список литературы………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

По дисциплине: «Стандартизация  метрология и подтверждение соответствие»

На тему: « Основные понятия и категории управления качеством »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..

1. Понятие качества…………………………………………………………

2. Понятие и категории  управления качеством……………….………….

3. Термины и определения  в области управления качеством…………...

4. Принципы управления  качеством……………………………………….

Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства 
является улучшение качества выпускаемой продукции 
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее 
время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и 
внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет 
престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. В структуре экспорта народного хозяйства нашего государства продукция машиностроения составляет сравнительно небольшую величину, то есть наш экспорт до сих пор имеет сырьевую направленность. Основной причиной крайне малых объёмов экспорта продукции машиностроения является её недостаточная конкурентоспособность, а усугубляет эту причину ожесточающаяся на мировых рынках конкуренция. 
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях 
функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы 
аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством 
продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее. 
Состав и сущность систем качества регламентируется рядом 
международных стандартов по управлению качеством продукции. Для 
потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является 
гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в 
полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель 
при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись. 
Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и 
функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, 
располагают достаточно серьёзной базой для разработки и внедрения систем 
обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности. 
1. Основные понятия и категории управления качеством

Понятие качества.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное  ее использование. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества. Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание. Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и  средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система  управления качеством продукции  включает следующие функции:

1. Функции стратегического,  тактического и оперативного  управления.

2. Функции принятия решений,  управляющих воздействий, анализа  и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные  и общие для всех стадий  жизненного цикла продукции.

4. Функции управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам  и условиям.

Качество продукции как  экономическая категория тесно  связано с такой характеристикой, как потребительная стоимость. С  точки зрения экономической теории потребительная стоимость рассматривается  как совокупность полезных свойств  товара, то есть его полезность; качество же продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому  качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, а потребительная стоимость охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности, то есть является более широким понятием. С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств продукции следует также различать понятия «качество» и «полезный эффект». Качество - потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект -- действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

Показатель качества продукции -- это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Квалиметрия - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология  и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы.

Квалиметрия - область практической и научной деятельности, связанная  с разработкой теоретических  основ и методов измерения  и количественной оценки качества. Объект квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  категории управления качеством

Механизм управления качеством  продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов  управления, используемых принципов, методов  и функций управления на различных  этапах жизненного цикла продукции  и уровнях управления качеством. Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и  имеет спрос у потребителя. Поэтому  новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит  в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным  средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А  для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять  качеством.

Для эффективной организации  управления качеством продукции  необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и  организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:

Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта  выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой  либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать  вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или  отдельное свойство.

Цель управления - уровень  и состояние качества продукции  с учетом экономических интересов  производителя и потребителя, а  также требований безопасности и  экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств  и какой уровень качества следует  задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру  потребности. При этом возникают  вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости  и прибыльности продукции для  её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что  напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления - управляющие  органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

1. экономические методы, обеспечивающие создание экономических  условий, побуждающих коллективы  предприятий, конструкторских, технологических  и других организаций изучать  запросы потребителей, создавать,  изготавливать и обслуживать  продукцию, удовлетворяющую эти  потребности и запросы. К числу  экономических методов относятся  правила ценообразования, условия  кредитования, экономические санкции  за несоблюдение требований стандартов  и технических условий, правила  возмещения экономического ущерба  потребителю за реализацию ему  некачественной продукции;

2. методы материального  стимулирования, предусматривающие,  с одной стороны, поощрение  работников за создание и изготовление  высококачественной продукции (к  числу этих методов относятся:  создание систем премирования  за высокое качество, установление  надбавок к заработной плате  и др.), а с другой - взыскание  за причиненный ущерб от недостаточности  показателей ее качества;

3. организационно - распорядительные  методы, осуществляемые посредством  обязательных для исполнения  директив, приказов, указаний руководителей.  К числу организационно распорядительных  методов управления качеством  продукции относятся также требования  нормативной документации;

4. воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание  и настроение участников производственного  процесса, побуждающие их к высококачественному  труду и четкому выполнению  специальных функций управления  качеством продукции. К их числу  относятся: моральное поощрение  за высокое качество продукции,  воспитание гордости за честь  заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск  их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так  как они оказывают прямое воздействие  на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого  фактора.

 

 

 

 

 

 

 

3. Термины и  определения в области управления  качеством

 

Основные определения  в области управления качеством  регламентированы ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

Свойство продукции - объективная  особенность продукции, которая  может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Признак продукции - качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции.

Параметр продукции - признак  продукции, количественно характеризующий  любые ее свойства или состояния.

Единичный показатель качества продукции - показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Комплексный показатель качества продукции - показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Определяющий показатель качества продукции - показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество.

Информация о работе Основные понятия и категории управления качеством