Охарактеризуйте понятие «система управления качеством продукции». Проанализируйте основные особенности систем БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, К

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс: радиотехнике, электронике, автоматике, химии, авиации, ракетной технике и др.
Система управления качеством продукции – совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств с целью управления качеством продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольные задания и вопросы.docx

— 77.85 Кб (Скачать файл)

Выполнила: Сапожникова Анна, МО-10-2

Контрольные задания и вопросы

  1. Охарактеризуйте понятие «система управления качеством продукции».

В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение  в отраслях, обеспечивающих научно-технический  прогресс: радиотехнике, электронике, автоматике, химии, авиации, ракетной технике  и др.

Система управления качеством продукции – совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств с целью управления качеством продукции.

Реализация  системного подхода к организации  работ по улучшению качества продукции  в нашей стране осуществлялась последовательно  и включала ряд этапов.

 

  1. Проанализируйте основные особенности систем БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП и заполните таблицу 

Таблица – Характеристика систем управления качеством, созданных на предприятиях СССР.

Название системы

Дата и  
место  
создания

Отличительные признаки  
системы

Критерий управления

Объект управления

Область  
применения

(стадии  ЖЦП)

Достоинства

Недостатки

  1. БИП

(Бездефектное изготовление продукции)

1955 г., Саратовский авиационный завод. Получила распространение в нашей стране в 1950-е гг.

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся  система контроля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и фактически не отвечали за качество продукции.

Единичный: соответствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления

Качество труда индивидуального  исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных  исполнителей.

Производство

Позволила проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя и на этой основе производить моральное и материальное стимулирование.

Явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции.

 

  1. Она имела ограниченную сферу действия, распространяясь  только на рабочих цехов основного  производства, т.е. распространялась на стадию производства продукции и не охватывала другие стадии ее жизненного цикла: стадии разработки и проектирования изделий, а также стадии их реализации и эксплуатации.
  2. Использовался только один оценочный показатель: система работала по принципу «есть дефект – нет дефекта», не учитывая многообразие отрицательных факторов и различную степень их влияния на качество продукции, выпускаемой предприятием (не соблюдался принцип комплексности в системном подходе к управлению качеством).

 

2.СБТ

(Система бездефектного труда)

В 1961г,

на передовых  радиотехнических предприятиях Львовской  области.

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: коэффициент качества труда.

Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через  качество труда отдельных исполнителей.

Любая стадия жизненного цикла продукции

Внедрение СБТ позволило:

  1. количественно оценить качество труда каждого работника и коллектива;
  2. повысить заинтересованность и ответственность каждого работника и коллектива за качество своего труда;
  3. повысить технологическую, трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;
  4. сократить потери от брака и рекламаций, повысить производительность труда.

Учитывались только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, а превышения установленных значений показателей качества труда не отражались на коэффициенте качества труда. Следует отметить, что передовые предприятия все больше внимания уделяли введению коэффициента поощрения, поскольку это способствует повышению творческой активности трудящихся, поиску новых путей повышения качества продукции.

  1. КАНАРСПИ

(качество, надежность, ресурс с первых изделий)

В 1958 г. на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода)

форма организации работ по повышению  качества и конкурентоспособности продукции, соответствующей тенденциям развития плановой экономики и более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям.

Качество изделия и качество труда коллектива.

Проектирование + технологическая  подготовка производства

Внедрение системы КАНАРСПИ на ряде предприятий позволило:

  1. сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза;
  2. повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза,
  3. увеличить ресурс в 2 раза;
  4. снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3–2 раза.

Широкое распространение системы КАНАРСПИ на предприятиях, не относящихся к военно-промышленному комплексу, было затруднено. Это объяснялось тем, что для ее внедрения необходимы были значительные затраты на создание мощной конструкторско-испытательной базы.

  1. НОРМ

(научная организация работ по увеличению моторесурса)

в 1964 г.

на Ярославском  моторном заводе

Повышение технического уровня и качества изделий

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании

Качество изделия и качество коллектива

Весь жизненный цикл продукции

Система НОРМ получила широкое  распространение на машиностроительных предприятиях. Деятельность по повышению качества поднялась на принципиально новую ступень, фактически был осуществлен переход от контроля качества продукции и труда к системе управления качеством как части общей системы управления производством.

Опыт разработки и внедрения  этих систем в ряде случаев оставался  достоянием только самих разработчиков, очень медленно внедрялся и недостаточно широко распространялся в промышленности.

  1. КС УКП

(комплексная система управления  качеством продукции)

В 1972 г. Львовский завод.

Управление качеством на базе стандартизации

Соответствие качества продукции  высшим достижениям науки и техники

Качество изделия и качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

С помощью действующие КС УКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособн. продукцию, повысить долю продукции высшей категории качества, значительно сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить сроки разработки и освоения новой продукции.

На многих предприятиях при создании систем управления качеством (СУК) нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе

  1. ЕС ГУКП

(Единая система государственного  управления качеством продукции)

В 1978 г. Днепропетровская область

 

ЕС ГУКП являлась формой организации  работ по повышению качества и  конкурентоспособности продукции, соответствующей тенденциям развития плановой экономики и более полному  удовлетворению потребностей общества и человека.

 

 

Эффективность производства, достигаемая  за счет повышения качества

Качество продукции, экономич. показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

Направлена на получение максимальных объемов производства продукции высшей категории качества за счет рационального и эффективного использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиления режима экономии.

Широкий круг проблем


  1. Что такое ЕС ГУКП? Каков ее основной принцип?

Основным принципом ЕС ГУКП являлась комплексность решения проблем  управления качеством продукции, обеспечиваемая взаимной увязкой организационных, технических, экономических и социальных мероприятий:

  • на межотраслевом уровне – разработкой общей технико-экономической политики повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции, межотраслевых нормативов; разработкой целевых программ повышения качества и конкурентоспособности продукции; планированием качества, в том числе планированием стандартизации и увязкой различных разделов планов, составлением балансов производства, потребления и качества продукции;
  • на отраслевом уровне – разработкой и реализацией программ и отраслевых систем управления качеством продукции и отраслевых нормативов управления качеством;
  • на уровне предприятия – разработкой и внедрением КС УКП, нормативов и мероприятий по управлению качеством продукции в НИИ и КБ, опытном и серийном производстве, снабженческих, сбытовых, транспортных и эксплуатирующих организациях.

 

  1. В чем заключаются главная цель и задачи ЕС ГУКП?

Главная цель ЕС ГУКП заключается в планомерном обеспечении использования научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей и факторов для достижения постоянных высоких темпов улучшения качества всех видов продукции в интересах повышения эффективности производства, наиболее полного удовлетворения потребностей людей, народного хозяйства, обороны страны и экспорта.

Эта цель достигается в процессе решения  следующих основных задач:

  • разработка, подготовка и развертывание в необходимом количестве и в установленные сроки производства новой продукции, отвечающей по своим показателям мировому уровню;
  • своевременное снятие с производства, замена или модернизация морально устаревшей и не отвечающей требованиям рынка продукции;
  • сохранение качества продукции в процессе доведения ее до потребителя;
  • эффективное использование качества продукции в процессе потребления (эксплуатации).

 

  1. Перечислите три контура управления на графической модели ЕС ГУКП и решаемые ими задачи.

Рисунок 1 –  Модель ЕС ГУКП

 

Параметрический контур определяет целевое назначение, конструктивность, надежность, эргономичность, эстетичность, технологичность, транспортабельность, экономичность и другие параметры и показатели качества продукции, устанавливаемые нормативно-технической документацией и обеспечиваемые на всех стадиях жизненного цикла продукции.

В функциональный контур входят основные функции УКП: прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции; планирование обеспечения и повышения качества продукции; нормирование требований к качеству продукции, ее аттестация и сертификация; организация разработки и постановки продукции на производство; организация технологической подготовки производства; организация материально-технического обеспечения; организация метрологического обеспечения; обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее ЖЦП; организация подготовки и повышения квалификации кадров; стимулирование повышения качества продукции; ведомственный и государственный контроль качества и испытаний продукции; государственный надзор за соблюдением стандартов и состоянием средств измерений; правовое обеспечение управления качеством продукции; информационное обеспечение системы.

Организационно-трудовой контур системы составляют: прогнозирование и регулирование отношений в трудовых коллективах; планирование и обеспечение организации труда; организация разделения и кооперации труда; обеспечение субординации, координации и дисциплины; организация профориентации и профотбора кадров; организация изучения и распространения передового опыта; организация и обслуживание рабочих мест; нормирование комфортных и санитарно-гигиенических условий в трудовых процессах; организация режима труда, питания и отдыха; организация социальных отношений вне рабочего времени и др.

 

  1. Назовите основные отличия систем качества по ИСО 9000 от КС УКП.

Основными отличиями СМК (по ИСО 9000) от КС УКП являются следующие:

  • ориентация на удовлетворение требований потребителя;
  • возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;
  • проверка потребителем производства поставщика;
  • выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;
  • сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции;
  • маркетинг;
  • организация учета и анализа затрат на качество;
  • прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;
  • решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

Информация о работе Охарактеризуйте понятие «система управления качеством продукции». Проанализируйте основные особенности систем БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, К