Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:09, контрольная работа
Представляется, что именно в наше время ученые и специалисты промышленности, стали работать с системными идеями, принципами и методами. Однако исторически термин "система" возник еще в античности и был включен в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знаний. В XX веке понятие "система" вошло в лексикон практически всех областей знаний и сфер профессиональной деятельности. В 80-х годах в деятельности по обеспечению качества появилась новая методология, согласно которой на предприятиях стали создавать системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Разберем это понятие с точки зрения этих стандартов.
Понятие системы качества.
Представляется,
что именно в наше время
ученые и специалисты
Согласно МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции.
Рассмотрим еще одно понятие, включенное в определение системы качества - общее руководство качеством.
Общее руководство
качеством (административное
Обязанности
по общему руководству
Поскольку,
согласно концепции стандартов
ИСО, в системе качества
Система
качества является
В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:
1. Обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества".
2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятии.
3. Устанавливать ответственность руководства.
4. Обеспечивать неразрывность
деятельности по качеству с
деятельностью по снижению
5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.
6. Обеспечивать обязательность
выявления дефектов и
7. Устанавливать порядок
проведения периодических
8. Устанавливать и
обеспечивать порядок
Система
качества может быть
Если рассмотреть "петлю качества", то первым и последним этапом, завершающим один ее виток и начинающим следующий, является маркетинг. Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить только то, что продается .
Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентирована на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц.
Система качества — система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Исходя из этого, при проектировании системы, следует четко определить порядок подготовки, принятия, исполнения, контроля и оценки эффективности решений на всех иерархических уровнях административного руководства качеством."
Система
качества — целостная система,
состоящая из организационно
самостоятельных, но
Значение проблемы для российских предприятий.
Проблема
освоения нашей
Не используют
стандарты те компании, которые
не осознали их значимости, или
которым это не под силу. Для
компаний не использование МС
ИСО служит антирекламой, в то
время как их применение
Что касается предприятий России, то дело обстоит иначе.
Концепция
стандартов ИСО была заложена
в западной экономике и
формализм,
равнодушие к потребителю,
экономическую заинтересованность производителя в обеспечении качества.
Чаще всего
КС УКП создавались под
1. ответственность руководства;
2. маркетинг;
3. аудит качества;
4. анализ и оценку затрат на качество.
Поэтому
для того, чтобы КС УКП отвечала
требованиям стандартов ИСО
Основные отличия систем качества (по ИСО 9000) от КС УКП:
Ориентация на удовлетворение требований потребителя;
Возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;
Проверка потребителем производства поставщика;
Выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;
Сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией;
Маркетинг;
Организация учета и анализа затрат на качество;
Прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;
Решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.
Окрепилов отмечает, что системный подход к обеспечению качества зародился в нашей стране, и многое полезное из комплексных систем КС УКП было взято на вооружение разработчиками МС ИСО 9000. В эту работу вклад внес Госстандарт России. При переходе к рынку он провел большую работу по гармонизации стандартов на системы качества с международными, в которых нашла отражение и КС УКП.
На нынешнем
этапе развития российской
В России на 1998 год около 100 предприятий прошли сертификацию систем качества. Но в большинстве случаев это было сделано под конкретные заказы и оформлено в виде ‘’локальных’’ сертификатов с узкой областью применения.
В настоящее
время Госстандартом России
Выводы
1. Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО. Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов. Применение этих стандартов на системы качества, разработанных в рамках технического комитета (ИСО/ ТК 176), впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).
2. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были приняты в качестве национальных как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88. (введены в действие с 1 января 1989 г.). Постановлением Госстандарта России от 17.07.96 № 460 на основе пересмотренных стандартов ИСО введены ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами. На основе стандартов ИСО 9000 и 9004 (не получивших статуса национальных) специалистами были разработаны рекомендации по применению вышеназванных стандартов.
3. Основополагающими стандартами из комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).
4. МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению" содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества, разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Стандарт дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий.
5. МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании" устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже" устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. МС ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях" оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. В МС ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания" рассматриваются все элементы системы качества. Эти рекомендации предназначены для разработки и совершенствования системы управления качеством. Созданная в соответствии с ними система качества, является комплексной, а в ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества.