Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 08:10, доклад
По мере развития экономики России, местные компании проявляют все больший интерес к проблеме качества. Об этом можно судить по увеличению числа компаний, способных конкурировать на отечественных и мировых рынках, с помощью повышения качества выпускаемых продуктов и услуг. Все эти компании стремятся получить сертификат соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, подтверждающий наличие у них функционирующей системы качества (СК).Однако у этих компаний есть ряд серьезных препятствий:
Во-первых, отсутствие традиции стратегического управления ведет к тому, что даже руководители высшего уровня не готовы планировать будущее, опираясь на потенциал компании и прогнозы развития среды, направляя на это серьезные усилия и инвестиции
|
По мере развития экономики России, местные компании проявляют все больший интерес к проблеме качества. Об этом можно судить по увеличению числа компаний, способных конкурировать на отечественных и мировых рынках, с помощью повышения качества выпускаемых продуктов и услуг. Все эти компании стремятся получить сертификат соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, подтверждающий наличие у них функционирующей системы качества (СК). Однако у этих компаний есть ряд серьезных препятствий:
Во-первых, отсутствие традиции стратегического управления ведет к тому, что даже руководители высшего уровня не готовы планировать будущее, опираясь на потенциал компании и прогнозы развития среды, направляя на это серьезные усилия и инвестиции.
Во-вторых, отсутствие традиции практического использования регулярного менеджмента, который необходим, как сопровождение к формированию современной СК.
В-третьих, наличие в компаниях так называемого тройного стандарта, когда думаем одно, пишем другое, а делаем третье. Исполнители обычно действовали исходя из принципа минимизации собственных усилий (издержки и конкурентоспособность их не волновали), цель – сдать продукцию в срок. В такой культурной среде собственных внутренних потребностей в улучшении качества, возникнуть не могло. Но повлияли внешние силы.
Переломным моментом развития российского бизнеса послужил кризис августа 1998 года. Он создал психологические и экономических предпосылки для развития и роста интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а так же к подходам и методам их решения, что выражается в самых разных формах:
Очевидно, что решение проблемы качества, становится ключевым шагом для выхода на мировой рынок. Но на ряду, с этим необходим эффективный менеджмент, что в комплексе с первым помогает выживать и на отечественном рынке. Для большинства российских производителей внедрение системы качества ассоциируется с получением сертификата стандартов ИСО серии 9000. Мотивы же к сертификации могут быть различными:
В России, компании, которые тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК, можно поделить на несколько групп. В этих группах будут затронуты только те предприятия, которые реально пытаются что – то делать в этой области.
К первой группе относятся крупные предприятия традиционных отраслей, для которых характерен самый высокий процент заинтересованных в получении сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000. Причина в том, что они работают на экспорт. Но минусом служит трудность вовлечения персонала в эту работу, ведь под угрозой увольнения они будут выполнять требования, предъявляемые к ним, но без инициативы и интереса.
Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о внедрении СК «впрок» или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют реального опыта работы принципов TQM. Но это приводит к тому, что денежные ресурсы расходуются неэффективно.
Третья группа компаний, которые реально существуют в России – это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Они наиболее перспективны, и их опыт необходимо распространять на другие компании.
Но на сегодняшний день многие компании стремятся получить сертификат соответствия формально, улучшая только внешние требования. К сожалению, спрос находит предложение. Но в дальнейшем, потратив много денег на такое получение сертификата, приводит в замешательство менеджером, потому что эффекта нет.
Деятельность по формированию СК на основе стандартов ИСО и принципов TQM ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции, но этот процесс следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителя. Поэтому компании необходимо определить маркетинговую стратегию, которая включает, следующие стратегии развития:
Но для достижения необходимого эффекта нужна реализация всего комплекса. Ситуация, связанная с системным решением проблемы качества, у местных компаний, значительно отличается от западных.
Стратегические аспекты в зарубежных компаниях, как правило, не затрагиваются. Ведь регулярный менеджмент – это естественный элемент, так же как и прозрачность деятельности. Что же касается ориентации на потребителя, то это привычный для них курс, для успешной конкуренции на рынке.
Но если цель компании создать СК, только для получения сертификата, то это уже начало! Ведь основное содержание процесса получения сертификата – это проверка важных документированных процедур и способность их выполнять. Осталось только действовать по плану. В результате анализа накопленного в России опыта по внедрению СК, можно выделить 4 барьера, мешающие этой работе:
Для преодоления данных барьеров, необходим комплекс действий, которые решают проблему качества, а именно: осознание участниками целостности организации, но сложности организационной культуры, которые установились ещё в Советское время, требуют переходить к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM, используя параллельное формирование основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.
В заключении можно отметить то, что стремление даже к формальной сертификации будет оказывать позитивное воздействие на компанию. Это неизбежно заставит задуматься высший менеджмент над содержательной стороной этого процесса, что в конечном итоге приведет к формированию в России современного конкурентоспособного бизнеса.
Информация о работе Применение стандартов ИСО и принципов TQM в Российских компаниях