Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа
Краткое описание
Тема моей курсовой работы «Руководитель «нового типа» и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы». Актуальность данной темы обусловлена тем, что руководство - существенный компонент эффективного управления. Трудно переоценить роль руководителя в системе управления, успех функционирования которой во многом определяется его способностями, навыками, опытом, умением вызвать к жизни энергию и запас душевных сил всего коллектива.
Содержание
Введение………………………………………………………..…………………….4 1 Теоретическая часть ……………………………………………………….……..6 1.1 Шесть ролей современного руководителя …………………………………..6 1.2 Стили руководства современного менеджера……………………………........9 2 Менеджер – инноватор…………………………………………………………..11 2.1 Роль менеджера в повышении эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий ……………………………………………………...15 2.2 Расчетная часть………………………………………………………………...18 Заключение……………………………………………………………………….....21 Список использованных источников……………………………………………...22
Стиль руководства - это типичная
для руководителя система приёмов деятельности,
используемая в работе с людьми. Стиль
руководства проявляется и в манере руководителя
руководить, слушать других людей, и в
том, как он организует подготовку, принятие
и реализацию решений. О нём можно судить
по тому, как организовано личное рабочее
место руководителя и труд возглавляемого
коллектива.
Принято выделять три основных
стиля руководства: авторитарный, демократический
и либеральный. Этот подход к анализу и
классификации стилей является наиболее
распространённым.
Я бы хотела рассмотреть более
современную классификацию стилей руководства
– это руководитель-администратор и руководитель-лидер.
Основное их различие состоит
в том, что лидер не командует, не приказывает
и не давит на работников ради достижения
каких-либо, порой далёких от их понимания,
целей, а ведёт людей за собой к решению
общих для коллектива проблем.
Руководитель административного
типа ориентирован всегда (или почти всегда)
на требования сверху, на тех, кто его назначал,
от отношения которых зависит его карьера.
Потребности управляемого коллектива
для него имеют значение лишь постольку,
поскольку есть указание вышестоящих
руководителей быть чутким, заниматься
социально-бытовыми и профессиональными
нуждами подчинённых.
В слабых проявлениях администратор
- человек, с которым можно сосуществовать,
но сотрудничать не за страх, а за совесть
- едва ли. Нередко руководитель этого
типа бестактен, бесцеремонен, груб. Для
него характерна двойственная психология:
"вверх" - предпочтение, "вниз"
- презрение. Втайне он хотел бы увеличения
своей независимости от руководства и
усиления зависимости от себя людей, стоящих
ниже. Часто он отождествляет себя с той
организацией, которой управляет.
Лидер способен вовлекать людей
в деятельность, не отдавая прямые распоряжения
и команды. Он в высокой степени наделён
"чувством локтя",
10
умеет убеждать, склонен поощрять.
Он обладает неформальным авторитетом
(ему подчиняются, за ним идут, даже если
он не занимает руководящего поста). Лидер
оптимистичен (уверен, что подавляющее
число проблем, которые встают перед людьми,
разрешимы). Умеет планировать совместную
работу с учётом интересов и возможностей
каждого члена коллектива. Люди без особых
колебаний соглашаются на участие в делах,
которые он организует, так как знают,
что он не станет предлагать им бесполезную
работу. Способен вовлекать людей в выполнение
дел, необходимых коллективу, но не очень
выгодных для отдельных сотрудников. Способен
использовать для принятия коллективных
решений мнения и предположения, противоположные
собственной позиции. Умеет увлечь людей
на выполнение незапланированных заданий.
Лидер - это человек, за которым
идут не в силу формального подчинения
или из-за страха перед начальством, а
потому, что он обладает способностями
и умением превращать организуемые им
дела в интересные и привлекательные для
других. Он ведёт за собой людей, а не угрожает
наказанием за фактические или мнимые
промахи в работе. Это, однако, не исключает
применения им наказаний. Но если он прибегает
к ним, то не часто и так продуманно, что
достоинство людей не унижается.
11
Менеджер – инноватор
Для современных компаний, ориентированных
на быстрое развитие,эффективное внедрение
инноваций является во многом вопросом
рентабельности бизнеса. Добиться успехов
в этой области можно, только если руководители
организации способны обеспечить ее быстрый
и непрерывный прогресс. Именно этим и
занимаются менеджеры-инноваторы.
Хороший специалист инновационной
отрасли должен обладать многими важными
качествами для обеспечения успешной
работы. Каждого специалиста необходимо
оценивать с разных сторон. Выделяются
четыре основных аспекта: профессиональная
подготовка, психологические качества,
общенаучный и общекультурный уровень.
Рассмотрим требования к менеджеру-инноватору
по этим четырем аспект
1 Профессиональная подготовка.
Прежде всего, в данную группу
требований входят знания. Есть довольно
большой перечень дисциплин, владение
которыми, несомненно, повысят шансы менеджера
стать инноватором. Все их можно поделить
на группы, соответствующие элементам
маркетинга:
1 Product (разработка товара и товарной
политики) – технические науки, технология
производства, юриспруденция и экономика
предприятия.
2 Price (контроль эффективности
ценообразования и ценовой политики) –
макро- и микроэкономика, мировая экономика,
высшая математика, статистика, финансы
и кредит, налоговое право, бухгалтерский
учет.
3 Place (эффективность в занимаемой
доле рынка) – техника ведения переговоров,
мерчендайзинга.
4 Promotion (эффективность системы
продаж) – социология, психология, теория
вероятности и статистика.
Разумеется, знать все эти науки
в совершенстве и досконально – очень
сложно, но менеджер обязан знать их на
достаточно высоком уровне и уметь быстро
приобретать недостающие знания.
Можно выделить следующие основные
профессиональные качества менеджера-инноватора:
1 Склонность к работе с информацией.
2 Развитые логические способности.
12
3 Способность к концентрации
внимания.
4 Развитые лексические способности.
5 Развитые математические
способности.
6 Склонность к работе в сфере
общения.
7 Активность в исследовании
инноваций.
8 Стремление к постоянному
личностному росту.
9 Активная жизненная позиция
– позиция, направленная на улучшение
благосостояния населения.
Таким образом, к профессиональной
подготовке менеджера-инноватора предъявляется
большое количество требований. Именно
поэтому он должен постоянно заниматься
саморазвитием и совершенствовать свою
управленческую деятельность.
2 Психологические качества.
Менеджеру-инноватору присущи
такие социально-психологические качества
как: экспрессивность и искренность в
выражении эмоций и чувств, находчивость
и остроумие в общении, энтузиазм, оптимизм,
социальная самоуверенность, дружелюбие.
Личности с высокими показателями
инновационности должны быть свойственны
следующие признаки высокого уровня самоактуализации
и личностной зрелости:
1 Тенденция проявлять гибкость
в реализации своих ценностей в поведении,
взаимодействии с окружающими людьми.
2 Способность быстро и адекватно
реагировать на изменяющуюся ситуацию.
3 Повышенная спонтанность.
4 Простота и естественность.
5 Высокая степень принятия
себя.
6 Высокая способность к установлению
гибких и тесных эмоционально насыщенных
контактов с людьми.
7 Способность к творчеству.
Также следует отметить, что
для менеджера-инноватора особенно необходимы
качества по достижению стрессоустойчивости,
и способность аргументировано доказывать
свою точку зрения другим людям, умение
повести за собой.
13
3 Общекультурный уровень.
Менеджер в современном мире
должен обладать способностью развивать
свой общекультурный и профессиональный
уровень, самостоятельно осваивать новые
методы исследования. Важным является
умение приобретать и использовать новые
знания и умения, налаживать деловые и
научные коммуникации. Важными качествами
является самостоятельность мышления,
креативность, умение самовыражаться,
знание деловой этики, способность генерировать
идеи и многое другое.
Также менеджер должен обладать
навыками грамотной и логически верной
устной и письменной речи. Умение аргументировать
особенно важно для инноваторов – ведь
часто их «новинки» принимают в штыки
и нужно очень постараться переубедить
сотрудников, склонить их на свою сторону.
Деятельность менеджера должна
осуществляться в соответствии с нормами
законодательства, поэтому их знание –
неотъемлемая часть профессии, несмотря
на то, что менеджер не юрист. То же самое
можно сказать и о владении иностранным
языком, столь необходимым в наше время.
Схожая ситуация и со знанием компьютерных
технологий: этого требует все возрастающая
роль информации.
4 Общенаучный уровень.
Менеджер-инноватор должен
иметь знания из разных областей науки.
Рассмотрим наиболее важные из них.
1 Философия: знания этой науки
дает способность к глубокому анализу,
мышлению, рассмотрению явления с разных
сторон.
2 Социология: с помощью этой
науки менеджеру-инноватору будет легче
определить потребности общества, в частности
персонала организации, предвидеть реакцию
на новшество.
3 Экономика: знания законов
экономики помогут специалисту изобрести
то, что поможет организации быть более
конкурентоспособной на рынке.
4 Психология: знание людей,
способность общаться, выявлять потребности,
предвидеть мотивы сотрудников.
5 История: поможет не совершать
ошибки, знать сущность изобретений.
6 Менеджмент: знания управления
организацией и людьми, способы мотивирования
людей на работу и на новые свершения.
7 Статистика: умение анализировать
степень влияния того или иного новшества
на эффективность деятельности организации.
8 Искусство: помогает оригинально
мыслить и творчески подходить к делу.
14
Это неполный список наук, которые
необходимы человеку с данной профессией.
Ведь менеджер-инноватор должен постоянно
совершенствоваться, расширять свой кругозор,
свои интересы.
Отсюда можно сделать вывод,
что с каждым годом данные аспекты будут
все более расширяться, в связи с развитием
и появлением новшеств. В мировом менеджменте
хорошо известно, что интенсивная профессиональная
подготовка персонала позволяет компании
успешно выживать в условиях постоянных
изменений внешней и внутренней среды
бизнеса. Трудности российского бизнеса
во многом определяются недостаточной
подготовленностью руководящего состава
компаний к решению усложняющихся задач.
Если же компания обеспечит работу высоко
профессиональных менеджеров-инноваторов,
то команда будет работать в режиме самоуправляемой
системы и прогрессивные изменения станут
необратимыми и постоянными.
Ярким представителем инновационного
менеджмента можно считать Стивена Пола
Джобса. В конце 1970-х годов Джобс вместе
с основателем Apple Стивом Возняком, Майком
Марккулой и другими спроектировал, разработал
и выпустил в продажу одну из первых коммерчески
успешных серий персональных компьютеров
— Apple. До основания Apple Возняк был хакером
электроники. Джобс и Возняк дружили в
течение нескольких лет, встретившись
в 1971 году, когда их общий друг Билл Фернандес
представил 21-летнего Возняка 16-летнему
Джобсу. Стив Джобс сумел заинтересовать
Возняка сборкой компьютера и его продажей.
Джобс всегда стремился позиционировать
Apple и продукты компании на переднем плане
индустрии информационных технологий,
предвидя и устанавливая тенденции, по
крайней мере, в области инноваций и стиля.
Он считал необходимым проведение публичных
презентаций новинок компании, поэтому
всегда уделял им должное внимание и большое
количество времени.
Стивен Джобс и Стив Возняк
не располагали специальным образованием
в области управления, но они обладали
качествами менеджера-инноватора. Двое
амбициозных людей смогли создать «продукт»,
в котором на тот момент не было потребности,
но без которого сейчас мы не представляем
своей жизни. Они смогли сформировать
не просто потребность, а нужду в этом
изобретении, сделать его одним из самых
популярных и востребованных в мире. Джобс
не остановился на достигнутом и продолжал
совершенствовать и развивать свои изобретения.
В настоящее время мы можем без сомнения
назвать Стивена Джобса гением науки и
техники, а также талантливым менеджером-инноватором.
15
2.1 Роль менеджера в повышении
эффективности инновационной деятельности
промышленных предприятий
Для промышленного предприятия
необходимо, на мой взгляд, рассматривать
следующие стадии инновационного процесса:
НИОКР, внедрение нововведения, реализация,
оценка эффективности. В этой связи перед
менеджером стоит задача рассмотреть
факторы, влияющие на каждую стадию инновационного
процесса и предложить комплекс мероприятий
по повышению эффективности этих стадий.
На эффективность стадии проведения
НИОКР будут оказывать влияние следующие
факторы:
- наличие квалифицированных
кадров на стадии НИОКР предприятия;
- создание мощной материально-технической
базы, своевременное обновление
основных производственных фондов;