Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:55, контрольная работа
Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.
Классификация затрат на качество…………………………………..….3
Серия международных стандартов ISO 9000 …………………………..6
Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………….13
Содержание.
Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией (услугами). Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана—Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:
- затраты на предупредительные
мероприятия — затраты на
- затраты на контроль
— затраты на определение и
подтверждение достигнутого
- внутренние потери (затраты
на внутренние дефекты) —
- внешние потери (затраты
на внешние дефекты) — затраты,
Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф.Кросби (рисунок 1.1), предложивший разделить затраты на качество на две категории:
- затраты на соответствие
— все затраты, которые
- затраты на несоответствие
— все затраты, которые
Не углубляясь в подробности, можно принять, что первые две группы затрат, вычисленные по методу Джурана—Фейгенбаума,— «Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на контроль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий — означает пустить качество на самотек.
Рисунок 1.1- Составляющие затрат на качество
«Внешние потери» и
«Внутренние потери»
Оценка эффективности
системы качества с точки зрения
экономических последствий
В соответствии с требованиями ISO 9004 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные затраты на качество - затраты предприятия с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества. Они включают:
- расходы на предупредительные мероприятия и оценку (затраты на соответствие),
- расходы на устранение
дефектов (затраты на несоответствие).
Расходы производителя на
- расходы на действия,
предупреждающие появление
- расходы на обнаружение
несоответствий и дефектности,
возникающих в процессе
Расходы производителя на устранение дефектов включают:
- затраты на устранение
дефектов, выявленных до момента
передачи продукции
- дополнительные затраты
на исправление дефектов, обнаруженных
уже после приобретения их
потребителем (расходы на внешний
брак). Сюда будут относиться расходы
по устранению брака,
Непроизводственные затраты
на обеспечения качества это расходы,
связанные с подтверждением качества
продукции и предъявлением
ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.
Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.
Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:
Стандарты ISO 9000, принятые более
чем 190 странами мира в качестве национальных,
применимы к любым
Сертификация производится
по единственному стандарту из этой
серии, содержащему требования — ISO
9001. Организация ISO не проводит сертификацию
по ISO 9001. Действует двухуровневая
система подтверждения
ISO 9000 не является стандартом качества собственно продукта и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции.
Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.
Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.
Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшении.
Российские версии стандартов:
В России в 2000 году вышла третья версия международных стандартов ISO серии 9000, в которую вошли: стандарт ISO 9000:2000, содержащий основные положения и словарь и стандарт ISO 9001:2000 с требованиями к системам качества. После этого эти стандарты были частично доработаны и выпущена версия стандартов: стандарт ISO 9000:2005 и ISO 9001:2008, аналогичные предыдущим стандартам версии 2000 года. В настоящее время действует новая версия стандартов: ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2008, IDT) Quality management systems. Requirements (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст) и ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT) Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст). Эти стандарты, как и прежние, утверждены в России в качестве национальных стандартов (ГОСТ Р).
Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:
Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты.
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:
∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд – Сбр),
где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.