Сертификация систем обеспечения качества и государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества.

Содержание

1 Сертификация систем обеспечения качества 2
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов 12

Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Сертификация систем обеспечения  качества

3

2

Государственный контроль и  надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов

12

 

Список используемой литературы

17


 

 

 

    1. Сертификация систем обеспечения качества

 

Сертификат (с латинского certum - верно и facere - делать) означает "сделано, верно". Сертификация представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждения соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.

На рынке присутствуют множество товаров как высокого, так и низкого качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции  призвана сертификация.

Сертификация учитывает  интересы противоположных сторон в  роли своеобразного арбитра в  получении объективной оценке качества продукции. Поэтому испытания и  принятие решения по их результатам  не могут быть доверены ни потребителю, ни производителю, а поручается третьей  независимой стороне - организации, чья компетентность, независимость  и объективность признаны официально.

В тех случаях, когда продукция  может представлять опасность для  жизни и здоровья человека, его  имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.

Таким образом, сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и опасной продукции, предоставляя достоверную объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым покупателя от необходимости  самостоятельно проводить сложную  и трудоемкую оценку качества продукции.

Сертификация систем обеспечения  качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в  зарубежных странах, в то время как  в России практически только в  течение двух последних лет на эту проблему обратили серьезное  внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком  отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий  на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько десятков российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Зарубежные специалисты  считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в  отношениях с банками, которые охотнее  предоставляют кредиты фирмам, чья  система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании  от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводится в порядок и в соответствие рыночной экономике управление предприятием и производством; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система  качества характеризует способность  предприятия стабильно выпускать  продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться  как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия (фирмы) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для российских предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества - важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, которые столкнулись с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах  с иностранным контрагентом, которые  при отсутствии сертификата на систему  качества завершились для российской стороны не лучшим образом.

Развитие рыночных отношений  в России, а также ее внешнеэкономические  задачи стимулировали Госстандарт  РФ принять в 1995 г. программу работ  по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята "Система  сертификации систем качества и производств", которая называется "Регистр систем качества" (далее - Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ С, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ С принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ С в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ С лишь подписью "Регистр" над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Практическая деятельность по сертификации систем качества в  России регламентируется основополагающими  государственными стандартами: ГОСТ С 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской федерации"; ГОСТ С 40.002-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения"; ГОСТ С 40.003-96 "Система  сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества"; ГОСТ С 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств";

ГОСТ Р 40.005-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами".

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые "методом обложки" международные стандарты ИСО:

ГОСТ С ИСО 9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ГОСТ С ИСО 9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

ГОСТ С ИСО 9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции".

В системе Госстандарта РФ создан Технический центр Регистра систем качества, который организует работы по созданию нормативной базы системы, содействует реализации государственной  политики по сертификации систем качества и производств; обеспечивает информацией  заинтересованные стороны о российском и зарубежном опыте в данной области. Несколько Российских и зарубежных фирм уже получили сертификаты соответствия в Регистре.

Совокупность основополагающих стандартов, приведенная выше, устанавливает  основные принципы, организационную  структуру Регистра; процедуры сертификации систем качества и порядок инспекционного контроля.

Рассмотрим их более подробно.

Основными принципами сертификации систем качества должны быть: добровольность; исключение дискриминации в доступе  к системе; „объективность и воспроизводимость их результатов; конфиденциальность; информированность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка выполнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям. Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Технический центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методический комитет Регистра, органы по сертификации систем качества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества.

Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

Технический центр  Регистра непосредственно организует, проводит и контролирует сертификацию систем качества и производств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сертифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспечением; устанавливает контакты с зарубежными национальными и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций, представляющих изготовителей, потребителей' технический центр Регистра и др.

Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости. В ее состав могут быть включены представители структурных подразделений Регистра.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нормативные и методические документы; участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нормативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов.

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с  сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (производства) и представляют необходимую информацию по требованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс.

Процедуры сертификации систем качества н производства, установленные  ГОСТ С 40.003-96, ГОСТ С 40.004-96 и ГОСТ С 40.005-96, относятся к взаимодействию органов  по сертификации и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, инспекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техническим центром Регистра. Процедуры гармонизованы с европейскими и международными соответствующими правилами и нормами, что направлено на создание условий для признания сертификатов Регистра за рубежом, а также присоединения к международной системе признания результатов оценки систем качества - QSAR.

Однако российская система  сертификации систем качества все же отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Это объясняется условиями, в которых сейчас оказалось подавляющее большинство российских предприятий: у них отсутствует система качества, но они знакомы с процедурой оценки производства, поскольку в свое время в стране производилась аттестация производственных процессов. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем производства, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества, что уже осуществилось более чем на 100 российских предприятиях.

Поэтому согласно российским правилам система "Регистр" представляет собой по существу двухступенчатую  сертификацию, что считается временным  явлением. Разрабатываются государственные  стандарты, регламентирующие требования к органам по сертификации систем качества и порядок их аккредитации, которые будут в наибольшей степени  гармонизованы с соответствующими международными правилами. Это прежде всего относится к компетентности органов по сертификации, в штате которых должны состоять обученные и сертифицированные эксперты. Предусматривается также возможность привлечения высококвалифицированных специалистов, хорошо знакомых с предприятием-заявителем изнутри. Организация, которая претендует на аккредитацию как орган по сертификации систем качества, по новому стандарту должна быть известна за рубежом, иметь документированные процедуры оценки систем качества. Сертификацию производств будет проводить этот же аккредитованный орган, но он не получит права на выдачу сертификатов соответствия продукции, так как для этого нужна другая область аккредитации.

Область аккредитации предусматривается  устанавливать не по видам продукции (как это делается сейчас), а по направлениям, включенным в российский Классификатор видов экономической деятельности по производству продукции и услуг. Этот документ определяет 39 направлений и гармонизован с зарубежными классификаторами. Расширение области аккредитации будет возможно при условии, если организация представит доказательство успешной работы в ранее аккредитованных областях.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

    1. заочная оценка системы качества;
    2. окончательная проверка и оценка системы качества;
    3. инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.

Информация о работе Сертификация систем обеспечения качества и государственный контроль