Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описание сущности, содержания и принципов СМК;
описание структуры СМК и требований к ней;
анализ проблем, возникающих при внедрении СМК;
изучение российского и зарубежного опыта;
изучение характеристики организации и её проблем;
разработка рекомендаций по внедрению СМК на предприятии.
Процессный подход обеспечивает:
Системный подход к менеджменту. Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом «Процессный подход» и с представлением системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителей. При системной подходе стало возможным полное использование обратной связи и потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.
Постоянное улучшение
Принятие решений, основанное на фактах. Принятие решения, базирующегося на тщательно изученных и представленных в ясной форме фактах, должно быть основой деятельности любого организации.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Основной целью данного принципа является изменение стратегии предприятия в отношении взаимодействия со своими поставщиками. Только взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности и выгоды.
Таким образом, применение принципов менеджмента качества не только дает организации непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон.
1.3. Требования к СМК
СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
По определению ISO, организация
это группа сотрудников и необходимых
средств с распределением ответственности,
полномочий и взаимоотношений. Другими
словами, под организацией понимается
совокупность элементов организационно-
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).
Документ – информация (значимые
данные), размещенная на соответствующем
носителе. С документами системы качества должны
быть связаны другие организационно-
Документы системы менеджмента качества:
Ресурсы СМК – все то, что обеспечивает менеджмент качества (человеческие, временные).
Любая деятельность или комплекс деятельности,
в которой используются ресурсы
для преобразования входов в выходы,
может рассматриваться как
Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов могут считаться «процессным подходом». Предназначение СМК – побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации. СМК – это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
Для успешного и продуктивного функционирования СМК в организации необходимо, чтобы она соответствовала определенным требованиям.
Стандарт ISO 9000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения в организациях, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на эффективность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
Требования распространяются как на организацию в целом, так и на отдельные аспекты: ведение документации, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции, измерения, анализ и улучшения.
Организация должна создать, документально оформить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность. Для создания системы необходимо определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, установить их последовательность и взаимодействие, определить критерии и методы управления этими процессами. Обеспечить мониторинг процессов, ресурсы, регистрацию данных и др. информации, необходимой для поддержания функционирования и контролирования этих процессов.
Требования к документации. Стандарт ISO 9000 предписывает включить в документацию:
Документированное заявление о политике в области качества и целях в области качества.
Руководство по качеству – организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, определяющее область действия системы, а также применяемые исключения, описания взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества, документированные процедуры и ссылки на них.
Документированные процедуры – разработка процедуры по управлению документацией системы менеджмента качества, отличной от регистрации данных, в которой описывается порядок для: утверждения, пересмотра, актуализации, а при необходимости и повторного утверждения документов, а также внесения изменений; учета и контроля за состоянием, а также обеспечения использования на местах разрешенных или актуализированных редакций применяемых документов и обеспечения управления рассылкой документации; предотвращения несоответствующего использования или использования устаревших документов, их учета, хранения.
Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного осуществления процессов и управления ими.
Записи, требуемые стандартом, – от организации требуется вести записи по качеству с целью подтверждения соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям, а также результативности ее функционирования.
Глубина документации системы менеджмента качества зависит от размера и вида организации, сложности и взаимодействия процессов, компетенции персонала.
Ответственность руководства. Высшее руководство должно обеспечить создание политики в области качества и установление целей по качеству, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, по всем необходимым функциям и уровням организацию. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества.
Высшее руководство должно обеспечить
определение и доведение до сведения
сотрудников организации
Менеджмент ресурсов. Организация должна определить потребность и своевременно выделять необходимые ресурсы для разработки и поддержания процессов системы менеджмента качества, улучшения ее эффективности и большей удовлетворенности потребителя.
Что касается человеческих ресурсов, то сотрудники, работа которых влияет на качество продукции, должны быть компетентны. Основанием для определения компетентности является образование, обучение, навыки и опыт.
Важными составляющими менеджмента ресурсов является инфраструктура и производственная среда.
Организация должна определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия выпускаемой продукции предъявленным к ней требованиям (производственные помещения и связанные с ним средства, оборудование, транспорт и связь).
Организация должна определить производственную
среду, необходимую для обеспечения
соответствия продукции предъявляемым
к ней требованиям и управлять
ею, то есть определить и управлять
всеми факторами
Процессы жизненного цикла продукции. Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для выпуска продукции. Планирование производственных процессов необходимо согласовывать с другими требованиями системы менеджмента качества организации, и оформлять документально в виде, наиболее подходящем для методов работы, используемых в организации.
Организация должна определить, где это необходимо:
Измерения, анализ и улучшения. Организация должна планировать и внедрять измерения, мониторинг, анализ и улучшение процессов, необходимые для:
Таким образом, соответствие СМК приведенным
требованиям позволяет
Глава 2. Внедрение СМК
2.1. Этапы создания СМК
Создание эффективной системы качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к управлению качеством продукции, как в отечественной практике, так и за рубежом.
Этапы построения СМК:
Этап 1. Решение руководства
Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, а также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также следует сформулировать цели построения СМК, выделить на верхнем уровне процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели СМК необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества», в котором также описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации СМК компании.
Этап 2. Обучение персонала
Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.
Этап 3. Формирование программы внедрения СМК
Внедрение СМК следует рассматривать как сложный и длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу внедрения СМК, которая должна включать: описание этапов внедрения; список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений; бюджет внедрения СМК. В него включаются как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта.
Информация о работе Система менеджмента качества в организации