Социально – психологические и этические основы подготовки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Важным аспектом исследования процессов принятия решений является изучение влияния групповой дискуссии на разработку и результаты решения. Особую роль в связи с этим играют два важных противоположных феномена: «схождения» — сближения мнений, суждений, позиций членов группы в ходе дискуссии, а также «расхождения» — поляризации мнений и суждений. Эти феномены характеризуют две стороны одного и того же явления и указывают на возможность разной направленности динамики индивидуальных позиций при их столкновении в ходе групповой дискуссии.

Содержание

Часть 1. Социально – психологические и этические основы подготовки управленческих решений…………………………………………………………………..3

1 Вопрос. Психологические феномены, наблюдающиеся в процессе принятия решений……………………………………………………………………………………….3-5

2 Вопрос. Количественный и качественный состав группы. Его влияние

на процесс принятия решений…………………………………………………..…………5-6

3 Вопрос. Феномен «Группового мышления», его симптомы и последствия……….6

4 Вопрос. Влияние иерархии на разработку и принятие решений……………………6-7

5 Вопрос. Приемы достижения социально-психологической согласованности

при подготовке управленческого решения……………………………………………….7-8

6 Вопрос. Этические основы разработки и реализации управленческих решений…8-9


Часть 2. Анализ ситуации………………………………………………………………….9-10

Вложенные файлы: 1 файл

УР (контрольная работа).doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)
  1. Феномен «Группового мышления», его симптомы и  последствия
 

Д.  Янис в ходе исследования особенностей групповых решений установил существование феномена «Group Think»,  что в переводе с английского языка означает «групповое мышление». Данный феномен объясняет, как деформируется мышление индивидов под влиянием группы.

Содержание  данного феномена включает следующие симптомы:

- необоснованный  оптимизм, построенный на иллюзии  неуязвимости, которую разделяет  большинство членов группы, следствием  чего является излишний и повышенный  риск.

- стремление  дать рациональное объяснение  порой невыполнимому решению. Чтобы только не разрушить иллюзию правоты большинства.

- навязывание  группой каждому индивиду норм  поведения, побуждающих ее членов  игнорировать моральные последствия  принимаемых решений.

- восприятие  других групп как соперников (людей  глупых, слабых или недостойных), что устанавливает барьеры взаимодействия с ними или ведет к конфронтации.

- давление  на членов группы, выдвигающих  объективные возражения и аргументы  против групповых стереотипов.

- комплекс  согласия с мнениями и оценками, соответствующими точке зрения большинства.

- появление  покровителей «группового духа»-  членов группы, которые защищают  ее от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое  чувство удовлетворенности от  принимаемых решений.  
 

  1. Вопрос. Влияние иерархии на разработку и принятие решений

Влияние иерархии на процесс разработки решения  проявляется в том, что иерархические  группы (организованные, формализованные) лучше решают так называемые хорошо определенные, детерминированные задачи и хуже — неопределенные, вероятностные. Иерархические группы тратят меньше времени на выработку решения, чем паритетные, в равных по сложности задачах. Иерархические группы характеризуются меньшей новизной, оригинальностью и большей стереотипностью решений. Показательно и то, что в таких группах лицо, находящееся на вершине иерархии (руководитель), обладает значительно большими возможностями компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии решений, чем группа в состоянии компенсировать некомпетентность руководителя.

  1. Вопрос. Приемы достижения социально-психологической согласованности при подготовке управленческого решения

  В процессе подготовки и реализации управленческих решений руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных исполнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от социально-психологической проработки УР, задача которой заключается в обеспечении согласованности потребностей и интересов управляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости. УР без элементов согласованности будут подобны упомянутым в эпиграфе ящикам без наименования.

  Социально-психологическая согласованность может быть отражена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рис.1). Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширится. При втором варианте руководитель формирует социально - психологическую согласованность за счет дополнительных мероприятий организационного, экономического, социального и психологического характера. Например, руководитель убеждает исполнителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР.

  Согласованность реализуется за счет использования  социологических и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека — это потребность в порядке, стабильности, информации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и самопроявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и прибавочный продукт.

  Согласованность, в частности, может быть достигнута за счет выполнения правил риторики. Суть их в следующем:

  • основная масса предложений, составляющая приказ или устное выступление руководителя, должна включать 6—9 слов;
  • предложения должны быть полными по построению: существительные, глаголы, прилагательные, предлоги и др.;
  • в тексте выступления должны быть элементы заинтересованности каждого присутствующего человека;
  • продолжительность выступления руководителя или чтения его выступления должна соответствовать важности темы;
  • выступление должно быть эмоциональным и решительным;
  • в процессе выступления желательно кроме закрытых вопросов (самому себе) задавать открытые вопросы аудитории,
  • выступление должно быть преимущественно публичным, то есть осуществлением зрительного контакта с аудиторией;
  • темп выступления должен быть рассчитан так, чтобы слушатели имели время обдумать некоторые высказанные предложения.
 

  Убыстряющийся темп хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к коллективу и его работоспособности, к психической устойчивости человека, коммуникабельности, гибкости и неординарности мышления. А это повышает значимость социально-психологических методов. 
 

 
 

    Рис 1. Результаты воздействия управленческого решения на исполнителя

    (Сплошной  линией обозначено взаимодействие  при подготовке и реализации  УР, а пунктирной — противодействие)  

  1. Вопрос. Этические основы разработки и реализации управленческих решений.

Управленческие  решения - неотъемлемая часть отношений  между персоналом в процессе производства и управления. Это часть нашей  жизни. Многие работники и дома обсуждают  производственные дела, распоряжения руководителя, атмосферу в коллективе и дают им оценку, основываясь на собственных представлениях о добре и зле. Этическая, или нравственная, сторона деятельности организации, разрабатываемых и исполняемых управленческих решений во многом предопределяет эффективность их выполнения.

При разработке и реализации УР большое применение находят этические нормы, представляющие собой систему общих ценностей  и правил этики, соблюдение которых  обязательно для всех работников организации. Этические нормы обычно принимаются работниками добровольно. Они регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Этические нормы санкционируются не властью государства, а авторитетом руководителя, силой обычая и общественного мнения; часто формируются в нравственном сознании общества стихийно, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Они не имеют исключений, связанных с особыми обстоятельствами. Однако сами по себе этические нормы отношений укореняются весьма медленно и поэтому требуется этим процессом управлять и организовывать его.

Этические нормы включают количественные или  качественные оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов  и идеалов. Этические нормы связаны с определенной социальной группой работников, зависят от географических, религиозных, этнических и других особенностей социальных групп.

При разработке управленческих решений особо выделяют решение моральное, нравственное - это решение, наилучшим образом отвечающее моральным критериям жизнеобеспечения человека в ущерб техническим и экономическим. Например, имеются два решения по ситуации, в которой работница принесла начальнику цеха заявление о пятидневном отпуске за свой счет по личным причинам.

    Часть 2. Анализ ситуации.

Ситуация. Фрагмент распоряжения вице-главы Администрации Московской области от 26 февраля 2006 г. № 122-РВГ «О мерах по упорядочению торговли на территории Московской области»:

«В целях  предотвращения нарушений предприятиями и организациями всех форм собственное!и. физическими лицами правил торговли продовольственными товарами, условий их хранения, санитарно-эпидемиологических норм на территории Московской области и более эффективною использования стационарной розничной торговой сети:

1 Установить, что с 01.03.06 торговля на территории  Московской области всеми видами  продовольственных товаров с  автомототранспорта должна осуществляться  только в специально отведенных и оборудованных местах (оптовые продовольственные и сельскохозяйственные рынки), за исключением:

• торговли картофелем и плодоовощной продукцией, выращенной на территории Российской Федерации;

• торговли с автолавок потребительской  кооперации, обслуживающих жителей сельских населенных пунктов и садово-огородные товарищества.

2 Запретить  торговлю продуктами питания  с рук в не 01 веденных для  этих целей местах с ящиков, поддонов, коробок и другого подобного  инвентаря, не обеспечивающую  соблюдение необходимых санитарных норм.

3. Администрациям  районов и городов довести данное распоряжение до заинтересованных юридических и физических лиц и совместно с контролирующими органами осуществлять контроль за его выполнением.

Вице-глава  Администрации Московской области».

Вопросы. Кто является исполни гелем и потребителем данного распоряжения? Какие элементы социально-психологической согласованности имеются в тексте распоряжения. Каковы варианты формирования полного набора элементов социально-психологической согласованности для участников данного распоряжения?

Ответ

Исполнителями данного распоряжения являются: администрации районов и городов Московской области. Потребителями решения являются торговцы продовольственными товарами, кроме оговоренных в распоряжении категорий.

В тексте распоряжения нет части, касающейся социально-психологической согласованности с исполнителями и потребителями решения. Можно лишь догадываться, что администрация городов и районов Московской области будет заинтересована в данном распоряжении, как с организационной, так и с финансовой стороны. Таким образом, для исполнителей социально-психологическая согласованность будет создана в процессе подготовки и реализации этого решения. Для потребителей распоряжения согласованности нет и не предвидится, поэтому неизбежны противодействия этому распоряжению с их стороны.

Социально-психологическую  согласованность следует заложить в текст распоряжения в третьей  части его структуры, как для  администрации городов и районов Московской области, так и для потребителей решения. Рассмотрим варианты формирования согласованности только для потребителей решения. Организационная сторона согласованности может быть представлена в следующем виде: «Продавцам, желающим торговать на оптовых продовольственных и сельскохозяйственных рынках, на условиях аренды будут предоставлены необходимый инвентарь и помещение».

Экономическая сторона согласованности может  иметь следующий вид: «При долговременной аренде помещении и инвентаря продавцам предоставляются скидки и отсрочки платежа».

Социальная  сторона согласованности может иметь следующий вид: «Все желающие продавцы могут вступить в общественную организацию «Союз продавцов» для защиты своих интересов, обмена опытом и создания цивилизованных рыночных отношений в городах и районах области».

Психологическая сторона согласования может выглядеть следующим образом: «Продавцы, продающие товар по низким ценам и обеспечивающие высокое качество обслуживания населения, будут награждены администрацией юрода или района Почетной грамотой».

Выводы. Рассматриваемый в ситуации фрагмент распоряжения был бы более убедительным и понятным для исполнителей и потребителей решений, если бы он содержал элементы социально-психологической согласованности в тексте распоряжения.

Информация о работе Социально – психологические и этические основы подготовки управленческих решений