Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 08:42, контрольная работа
Важным аспектом исследования процессов принятия решений является изучение влияния групповой дискуссии на разработку и результаты решения. Особую роль в связи с этим играют два важных противоположных феномена: «схождения» — сближения мнений, суждений, позиций членов группы в ходе дискуссии, а также «расхождения» — поляризации мнений и суждений. Эти феномены характеризуют две стороны одного и того же явления и указывают на возможность разной направленности динамики индивидуальных позиций при их столкновении в ходе групповой дискуссии.
Часть 1. Социально – психологические и этические основы подготовки управленческих решений…………………………………………………………………..3
1 Вопрос. Психологические феномены, наблюдающиеся в процессе принятия решений……………………………………………………………………………………….3-5
2 Вопрос. Количественный и качественный состав группы. Его влияние
на процесс принятия решений…………………………………………………..…………5-6
3 Вопрос. Феномен «Группового мышления», его симптомы и последствия……….6
4 Вопрос. Влияние иерархии на разработку и принятие решений……………………6-7
5 Вопрос. Приемы достижения социально-психологической согласованности
при подготовке управленческого решения……………………………………………….7-8
6 Вопрос. Этические основы разработки и реализации управленческих решений…8-9
Часть 2. Анализ ситуации………………………………………………………………….9-10
Д. Янис в ходе исследования особенностей групповых решений установил существование феномена «Group Think», что в переводе с английского языка означает «групповое мышление». Данный феномен объясняет, как деформируется мышление индивидов под влиянием группы.
Содержание данного феномена включает следующие симптомы:
- необоснованный
оптимизм, построенный на иллюзии
неуязвимости, которую разделяет
большинство членов группы, следствием
чего является излишний и
- стремление дать рациональное объяснение порой невыполнимому решению. Чтобы только не разрушить иллюзию правоты большинства.
- навязывание
группой каждому индивиду норм
поведения, побуждающих ее
- восприятие других групп как соперников (людей глупых, слабых или недостойных), что устанавливает барьеры взаимодействия с ними или ведет к конфронтации.
- давление
на членов группы, выдвигающих
объективные возражения и
- комплекс
согласия с мнениями и
- появление
покровителей «группового духа»
Влияние иерархии на процесс разработки решения проявляется в том, что иерархические группы (организованные, формализованные) лучше решают так называемые хорошо определенные, детерминированные задачи и хуже — неопределенные, вероятностные. Иерархические группы тратят меньше времени на выработку решения, чем паритетные, в равных по сложности задачах. Иерархические группы характеризуются меньшей новизной, оригинальностью и большей стереотипностью решений. Показательно и то, что в таких группах лицо, находящееся на вершине иерархии (руководитель), обладает значительно большими возможностями компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии решений, чем группа в состоянии компенсировать некомпетентность руководителя.
В процессе подготовки и реализации управленческих решений руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных исполнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от социально-психологической проработки УР, задача которой заключается в обеспечении согласованности потребностей и интересов управляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости. УР без элементов согласованности будут подобны упомянутым в эпиграфе ящикам без наименования.
Социально-психологическая согласованность может быть отражена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рис.1). Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширится. При втором варианте руководитель формирует социально - психологическую согласованность за счет дополнительных мероприятий организационного, экономического, социального и психологического характера. Например, руководитель убеждает исполнителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР.
Согласованность реализуется за счет использования социологических и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека — это потребность в порядке, стабильности, информации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и самопроявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и прибавочный продукт.
Согласованность, в частности, может быть достигнута за счет выполнения правил риторики. Суть их в следующем:
Убыстряющийся
темп хозяйственной деятельности предъявляет
повышенные требования к коллективу и
его работоспособности, к психической
устойчивости человека, коммуникабельности,
гибкости и неординарности мышления. А
это повышает значимость социально-психологических
методов.
Рис 1. Результаты воздействия управленческого решения на исполнителя
(Сплошной
линией обозначено
Управленческие решения - неотъемлемая часть отношений между персоналом в процессе производства и управления. Это часть нашей жизни. Многие работники и дома обсуждают производственные дела, распоряжения руководителя, атмосферу в коллективе и дают им оценку, основываясь на собственных представлениях о добре и зле. Этическая, или нравственная, сторона деятельности организации, разрабатываемых и исполняемых управленческих решений во многом предопределяет эффективность их выполнения.
При разработке и реализации УР большое применение находят этические нормы, представляющие собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы обычно принимаются работниками добровольно. Они регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Этические нормы санкционируются не властью государства, а авторитетом руководителя, силой обычая и общественного мнения; часто формируются в нравственном сознании общества стихийно, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Они не имеют исключений, связанных с особыми обстоятельствами. Однако сами по себе этические нормы отношений укореняются весьма медленно и поэтому требуется этим процессом управлять и организовывать его.
Этические нормы включают количественные или качественные оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов. Этические нормы связаны с определенной социальной группой работников, зависят от географических, религиозных, этнических и других особенностей социальных групп.
При разработке управленческих решений особо выделяют решение моральное, нравственное - это решение, наилучшим образом отвечающее моральным критериям жизнеобеспечения человека в ущерб техническим и экономическим. Например, имеются два решения по ситуации, в которой работница принесла начальнику цеха заявление о пятидневном отпуске за свой счет по личным причинам.
Часть 2. Анализ ситуации.
Ситуация. Фрагмент распоряжения вице-главы Администрации Московской области от 26 февраля 2006 г. № 122-РВГ «О мерах по упорядочению торговли на территории Московской области»:
«В целях предотвращения нарушений предприятиями и организациями всех форм собственное!и. физическими лицами правил торговли продовольственными товарами, условий их хранения, санитарно-эпидемиологических норм на территории Московской области и более эффективною использования стационарной розничной торговой сети:
1 Установить,
что с 01.03.06 торговля на территории
Московской области всеми
• торговли картофелем и плодоовощной продукцией, выращенной на территории Российской Федерации;
• торговли с автолавок потребительской кооперации, обслуживающих жителей сельских населенных пунктов и садово-огородные товарищества.
2 Запретить торговлю продуктами питания с рук в не 01 веденных для этих целей местах с ящиков, поддонов, коробок и другого подобного инвентаря, не обеспечивающую соблюдение необходимых санитарных норм.
3. Администрациям районов и городов довести данное распоряжение до заинтересованных юридических и физических лиц и совместно с контролирующими органами осуществлять контроль за его выполнением.
Вице-глава Администрации Московской области».
Вопросы. Кто является исполни гелем и потребителем данного распоряжения? Какие элементы социально-психологической согласованности имеются в тексте распоряжения. Каковы варианты формирования полного набора элементов социально-психологической согласованности для участников данного распоряжения?
Ответ
Исполнителями данного распоряжения являются: администрации районов и городов Московской области. Потребителями решения являются торговцы продовольственными товарами, кроме оговоренных в распоряжении категорий.
В тексте распоряжения нет части, касающейся социально-психологической согласованности с исполнителями и потребителями решения. Можно лишь догадываться, что администрация городов и районов Московской области будет заинтересована в данном распоряжении, как с организационной, так и с финансовой стороны. Таким образом, для исполнителей социально-психологическая согласованность будет создана в процессе подготовки и реализации этого решения. Для потребителей распоряжения согласованности нет и не предвидится, поэтому неизбежны противодействия этому распоряжению с их стороны.
Социально-психологическую
согласованность следует
Экономическая сторона согласованности может иметь следующий вид: «При долговременной аренде помещении и инвентаря продавцам предоставляются скидки и отсрочки платежа».
Социальная сторона согласованности может иметь следующий вид: «Все желающие продавцы могут вступить в общественную организацию «Союз продавцов» для защиты своих интересов, обмена опытом и создания цивилизованных рыночных отношений в городах и районах области».
Психологическая сторона согласования может выглядеть следующим образом: «Продавцы, продающие товар по низким ценам и обеспечивающие высокое качество обслуживания населения, будут награждены администрацией юрода или района Почетной грамотой».
Выводы. Рассматриваемый в ситуации фрагмент распоряжения был бы более убедительным и понятным для исполнителей и потребителей решений, если бы он содержал элементы социально-психологической согласованности в тексте распоряжения.
Информация о работе Социально – психологические и этические основы подготовки управленческих решений