Стандарты серии ISO 9000:2000 - состав, область применения, основные понятия и положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:04, доклад

Краткое описание

ИСО (международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартам (органов-членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется в ИСО силами Технических комитетов. Каждый национальный орган-член ИСО, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...............3
1 Назначение и состав стандартов ИСО 9000......................................................................4
1.1 Область применения ИСО 9000.......................................................................................5
2 Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года..................................................................6
2.1 Структура стандарта ИСО 9000:2000..............................................................................8
2.2 Область применения ИСО 9000:2000..............................................................................9
3 Новые версии стандартов ИСО серии 9000.......................................................................9
Список использованной литературы...................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_стандарты серии исо 9000 2000.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Воткинский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного  учреждения

высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический  университет М.Т.Калашникова"

(ВФ ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени  М.Т.Калашникова")

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОИЗВОДСТВА»

 

ДОКЛАД

 

НА ТЕМУ: «Стандарты серии ISO 9000:2000 - состав, область применения, основные понятия и положения»

 

 

Выполнил студент гр.Т11-21-1:                                                                      И.В.Васильева

 

 

Проверил:                                                                                                          Синявский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воткинск 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...............3

1 Назначение и состав стандартов ИСО 9000......................................................................4

1.1 Область применения ИСО 9000.......................................................................................5

2 Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года..................................................................6

2.1 Структура стандарта ИСО 9000:2000..............................................................................8

2.2 Область применения ИСО 9000:2000..............................................................................9

3 Новые версии стандартов ИСО серии 9000.......................................................................9

Список использованной литературы...................................................................................11

 

введение

ИСО (международная организация  по стандартизации) является всемирной  федерацией национальных органов по стандартам (органов-членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется в ИСО силами Технических комитетов. Каждый национальный орган-член ИСО, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.

Международные организации, как правительственные, так и  неправительственные, находящиеся в связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) во всех сферах электротехнической стандартизации.

Международные стандарты  готовятся в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, Часть 3.

Окончательные проекты  международных стандартов, одобренные Техническими комитетами, направляются в национальные органы-члены ИСО  для голосования. Опубликование  в качестве международного стандарта  требует, чтобы за это решение проголосовало не менее 75% национальных органов-членов ИСО.

Международный стандарт ИСО 9000:2000 был подготовлен Техническим  комитетом ИСО/TC 176 «Менеджмент качества и гарантии качества», подкомитетом SC1 «Концепции и терминология».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАЗНАЧЕНИЕ  И СОСТАВ СТАНДАРТОВ ISO 9000

 

Сертификация ИСО 9000 была разработана с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества.

Серия стандартов в диапазоне номеров 9000-11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты, непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.

Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была опубликована в 1987 году, в состав этой серии входило  всего пять стандартов. Кроме того, к этой же серии стали относить и стандарт на терминологию менеджмента  качества, опубликованный ранее в 1986 году.

В первой версии стандартов ИСО серии 9000 было установлено  три  модели системы менеджмента качества для предприятий и организаций  с различным жизненным циклом производства. Для того, чтобы организации  могли определить какую из моделей необходимо применять, в состав серии был включен стандарт, представляющий собой руководство по выбору модели системы качества. Также, для понимания , каким образом необходимо осуществлять управление системой качества, в серию был включен справочный стандарт по общему руководству системой качества.

Структура серии стандартов ИСО 9000, вышедших в 1987 году была следующей:

- ИСО 9000:1987 - "Общее  руководство качеством и стандарты  по обеспечению качества. Руководящие  указания по выбору и применению".

- ИСО 9001:1987 - "Система  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и/или разработке, производстве, монтаже  и обслуживании".

- ИСО 9002:1987 - "Система  качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и  монтаже".

- ИСО 9003:1987 - "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

- ИСО 9004:1987 - "Общее  руководство качеством и элементы  системы качества. Руководящие указания".

- ИСО 8402:1986 - Качество. Словарь.

Построение и сертификация систем качества осуществлялась по одной из трех моделей ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003.

ИСО 9001 являлся наиболее полным из трех стандартов, т.к в  его состав включались требования ко всем этапам жизненного цикла производства продукции - от проектирования, до обслуживания.

ИСО 9002 ограничивал действие системы качества только этапами  производства, испытания продукции  и поставки ее потребителю.

ИСО 9003 содержал самый  минимальный набор требования к  системе качества и ограничивался только этапом контроля и испытаний готовой продукции.

Таким образом, получалось, что требования стандарта ИСО 9003 входили составной частью в требования стандарта ИСО 9002, а те в свою очередь, являлись составной частью требований стандарта ИСО 9001.

 

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИСО 9000

 

Настоящий стандарт устанавливает  основные положения систем менеджмента  качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000,  и определяет соответствующие термины.

Настоящий стандарт может  использоваться:

  1. организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения систем менеджмента качества;
  2. организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
  3. пользователями продукции;
  4. теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
  5. теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001 (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
  6. теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;
  7. разработчиками соответствующих стандартов.

 

2 СТАНДАРТЫ  ИСО СЕРИИ 9000 ВЕРСИИ 2000 ГОДА

 

Основная цель ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" состоит в установлении отправной  точки, с которой начинается процесс понимания стандартов и определении основных терминов и определений, используемых в документах семейства ISO 9000 и необходимых для того, чтобы избежать недоразумений при их использовании.

В основу международных  стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством.

  • Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя.
  • Принцип 2. Лидерство.
  • Принцип 3. Вовлечение персонала.
  • Принцип 4. Процессный подход.
  • Принцип 5. Системный подход.
  • Принцип 6. Непрерывное улучшение.
  • Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов.
  • Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В настоящее время объем нормативной  и технической документации многих организаций и их бюрократизация достигли таких размеров, что предприятие, пытающееся регламентировать все и вся, не способно к развитию.

Найти меру масштабов  и глубины документированности  системы менеджмента качества призваны международные стандарты ИСО  серии 9000:2000. Версия стандартов ИСО серии 9000:2000 стремится избежать ситуации, при которой документирование становится самоцелью.

Предназначение документации системы менеджмента качества - "передать смысл и последовательность действий, добавлять ценность." Характер и  степень документированности, форма  и носители документации определяются только потребностями самой организации.

Политика в области  качества определяет ответственность  высшего руководства за качество выпускаемой продукции и процессов  ее производства и является равноправной и согласованной частью общей  политики и стратегии организации.

ИСО 9000:2000 определяет зарегистрированные данные, как "документ, подтверждающий достигнутые результаты или представляющий доказательство о проделанной работе".

В версии стандартов 2000 года был пересмотрен подход к построению и управлению системой качества. Начиная с этой версии, работа организации, в том числе и работа системы качества, рассматривается с точки зрения процессов этой организации.

Версия стандартов 2000 года предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:

- Процессы управленческой  деятельности руководства.

- Процессы обеспечения  ресурсами.

- Процессы жизненного  цикла продукции.

- Процессы измерения,  анализа и улучшения.

Также в этой версии стандартов произошло объединение трех моделей  систем качества в единую модель. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были объединены в один стандарт ИСО 9001:2000. С вступлением в силу этого стандарта все организации могли выстраивать систему качества по единой модели вне зависимости от вида выпускаемой продукции и услуг, а также этапов жизненного цикла производства. В том случае, если какие-либо этапы жизненного цикла производства продукции на предприятии не применялись, разрешено было делать исключения из требований стандарта. За счет этого модель системы качества стала более "гибкой" и универсальной.

Существенные изменения  произошли в составе вспомогательных  стандартов, а также стандартах представляющих руководящие указания. Кроме того, в стандартах версии 2000 года предусматривалась  связь требований менеджмента качества с другими системами менеджмента, такими как системы экологического менеджмента,

системы управления промышленной безопасностью, системы управления качеством пищевых продуктов. Таким  образом, у предприятий и организаций  появилась возможность строить на базе системы управления качеством интегрированные системы менеджмента.

 

2.1 СТРУКТУРА СТАНДАРТА ИСО 9000:2000

 

В результате очередного пересмотра стандартов серии ИСО 9000, 25 декабря 2000 года была введена в действие новая редакция, которая потерпела существенные изменения. Новая версия основывается на концепции бизнес-процессов и включает в себя некоторые новые области - процесс непрерывного совершенствования, оценку удовлетворенности заказчика, выпущенной продукцией или оказанными услугами, менеджмент ресурсов.

При разработке стандартов ИСО 9000 версии 2000 года, одна из преследуемых целей состояла также в упрощенной структуре стандартов для обеспечения  их применения в организациях. В  результате такой реструктуризации вместо 20 ранее применявшихся стандартов, серия ИСО 9000:2000 содержит всего 4 новых стандарта:

  • ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основы и Словарь.
  • ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.
  • ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководящие указания.
  • ИСО 10011:1991 Аудит систем менеджмента качества.

 

2.2 ОБЛАСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ ИСО 9000:2000

 

Этот международный стандарт:

  • представляет основы для систем менеджмента качества, описанных в семействе стандартов ИСО 9000 (информационно); и
  • детально устанавливает термины менеджмента качества и их определения (нормативные).

Этот международный  стандарт применяется для:

  • организаций, ищущих преимущество через внедрение системы менеджмента качества (например, поставщики продукции).
  • разработчиков родственных стандартов (например, технических комитетов).
  • организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками.
  • тех, кто требует уверенности от своих поставщиков, что их требования к продукции будут удовлетворенны (например, заказчики).
  • потребителей продуктов (например, конечных потребителей).
  • тех внутренних или внешних, по отношению к организации, кто оценивают систему менеджмента качества или проводят аудит ее на соответствие требованиям ИСО 9001 (например, аудиторы, те, кто оценивает систему, сертификационные/регистрационные органы).
  • те, кто интересуется общим пониманием терминологии, использованной в менеджменте качества (например, поставщики, заказчики, те, кто оценивают систему).

Информация о работе Стандарты серии ISO 9000:2000 - состав, область применения, основные понятия и положения