Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг, а также получение прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды…………………………………………………..…….……4
2.Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции………..………6
3.Структура себестоимости и факторы, ее определяющие………….……….11
4.Планирование себестоимости продукции на предприятии………………...13
5.Управление издержками на предприятии с целью их минимизации…...…16
6. Прибыль предприятия…………………………………………………..……18
7. Трансфертные цены на предприятии…………………………………..……21
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………...……24

Вложенные файлы: 1 файл

управление затратами.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

- комплекс мероприятий  по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);

- мероприятия, связанные  с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

- мероприятия, связанные  с улучшением использования основных фондов ;

- мероприятия, связанные  с улучшением использования рабочей силы;

- мероприятия, связанные  с совершенствованием организации  производства и труда .

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

 

 

6. Прибыль предприятия

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей —балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации имущества — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К расходам и потерям относятся:

• убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;

• недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

• отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

• снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Несмотря на то что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность, сущность которой будет рассмотрена в следующей главе.

 

 

7. Трансфертные цены  на предприятии

Трансфертная цена может рассчитываться на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе директ-костинг. 

Трансфертная цена - это разновидность оптовой цены, применяемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании, например между заводом-изготовителем и иностранным дочерним предприятием. 

Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориенти-рованные, затратно-ориентированные и компромиссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарг-кост. В третьем случае за основу берется либо рыночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руководителями центров и при активном участии высшего руководства. 

Однако в целом уровень трансферных цен определяется не только величиной налогов и тарифов, но и конкретной политикой головной фирмы. Путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые своим дочерним предприятиям, можно существенно повысить конкурентоспособность фирмы. При установке трансфертных цен на комплектующие и материалы учитывают разницу в уровне налогов. Так, дочернему предприятию, расположенному в стране с низкими налогами, назначают низкую цену, а в стране с высокими налогами соответственно высокую цену. Умышленное понижение трансфертных цен применяют и в странах с высокими таможенными пошлинами, хотя это часто противоречит таможенному законодательству. 

Если продукция или услуги группы однородны в отношении риска и то же самое можно сказать об инвестиционных предложениях, то необходимая прибыль для отдельной группы - приемлемый критерий принятия решения. Она представляет собой трансфертную цену, действующую между предприятиями одной компании. 

Однако в целом уровень трансферных цен определяется не только величиной налогов и тарифов, но и конкретной политикой головной фирмы. Например, установление определенных трансфертных цен может вынудить дочерние предприятия продавать продукцию по более высоким, чем у конкурентов, ценам при одинаковых производственных издержках, что может, в частности, подчеркивать их уверенность в превосходстве своей продукции. 

Прибылеобразующий центр ( profit center) - подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п. В принципе, к прибылеобразую-щим могут относиться и внутренние подразделения компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на различных стадиях обработки, не передается из одного подразделения другому, а продается по внутренним ценам. 

Путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые своим дочерним предприятиям, можно существенно повысить конкурентоспособность фирмы. При установке трансфертных цен на комплектующие и материалы учитывают разницу в уровне налогов. Так, дочернему предприятию, расположенному в стране с низкими налогами, назначают низкую цену, а в стране с высокими налогами соответственно высокую цену.

Заключение

Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

За последние годы структура себестоимости продукции в отдельных отраслях промышленности сильно изменилась. На ее изменение повлияли следующие факторы: инфляционные процессы; резкое замедление темпов обновления основных производственных фондов; увеличение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; увеличение расходов на рекламу и др.

В современных условиях наиболее приемлемым методом планирования себестоимости продукции на предприятии является метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками на предприятии необходимо прежде всего для:

• получения максимальной прибыли;

• улучшения финансового состояния фирмы;

• повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

• снижения риска стать банкротом и других целей.

Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.

        Список литературы

1. Котляров, С.А. Управление затратами: учеб. пособие / С.А. Котляров – СПб.: Бизнес-пресса, 2011. – 210 с.

2. Лазаревич, М.И. Себестоимость продукции на предприятии / М.И. Лазаревич // Экономика. Финансы. Управление. – 2010. - №2. - 35-40.

3. Лешко, В. Как определить причины роста себестоимости / В. Лешко // Финансовый директор. – 2012. - №7, с.37-43.

4. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Постановление министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2009 г. № 210/161/151 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 11.03.2010

5. Попова, Л.В. Процедура внутрипроизводственного учета затрат и управления себестоимостью / Л.В. Попова, И.А. Маслова // Финансовый менеджмент. – 2012. - №1, с. 44-55.

6. Светов, А.Ф. Уметь нужно платить меньше, а получать больше. Резервы снижения себестоимости продукции / А.Ф. Светов // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. - №3, с.41-45

7. Седой, В.М. Порядок определения размера снижения затрат на произвоство продукции (работ, суслуг) / В.М. Седой // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. - №9, с.58-64.

8. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://peomag.by/ - Дата доступа: 14.03.2012.

9. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2011. – 719 с.

 

 


 



Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды