Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:20, реферат
В народном хозяйстве нашей страны занято большое количество
высококвалифицированных специалистов и хозяйственных руководителей. Рост их
числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности всего
общественного развития. За годы десятой пятилетки проделана значительная
работа по дальнейшему улучшению качественного состава и расстановки
руководящих кадров, повышению их квалификации.
|Введение………………………………………………………………….3 |
|Глава 1. Сущность и задачи кадровой политики……………………...4 |
|Глава 2. Планирование и организация подбора и |
|расстановки управленческих кадров………………………….8 |
|Глава 3. Разработка профессиограмм – основа научного подхода |
|к подбору и расстановке руководящих кадров……………..18 |
|Глава 4. Прогнозирование и планирование кадрового |
|резерва…………………………………………………………28 |
|Заключение……………………………………………………………..35 |
|Список литературы…………………………………………………….39 |
плану. Ведется плановая подготовка молодых специалистов в учебных
заведениях для всех отраслей народного хозяйства и их планомерное
распределение с учетом потребностей каждой отрасли.
Задачи современного этапа хозяйственного строительства, развития
экономики по пути интенсификации и радикальных сдвигов в использовании
производственного и научно-технического потенциалов требуют усиления
планомерности в подборе и расстановке кадров управления.
В течение долгого времени многие предприятия и организации занимались
подбором кадров лишь по мере необходимости, используя для этого
краткосрочные прогнозы потребности в кадрах управления. Планы работы с
кадрами составлялись обычно на год, в редких случаях на несколько лет и
лишь по некоторым направлениям этой работы. Планировалось главным образом
повышение квалификации специалистов и хозяйственных руководителей,
специальная подготовка хозяйственных руководителей ни по отраслям, ни по
народному хозяйству в целом планами не охватывалась.
Усиление внимания к долгосрочному планированию и прогнозированию
создает более благоприятные условия и для разработки долгосрочных планов
работы с кадрами управления. При этом очень важно добиться того, чтобы эти
планы были тесно увязаны с масштабами и темпами развития производства.
Долгосрочное перспективное планирование должно стать основной формой
планирования системы работы с кадрами управления, так как оно позволяет
учесть долговременные последствия принимаемых в этой области решений.
Дальнейшее развитие планирования работы с кадрами управления – это и
совершенствование системы показателей планов.
Анализ существующей практики приводит к тому, что планирование работы с
кадрами должно быть существенным образом перестроено в соответствии с
возросшими требованиями и возлагаемыми на нее все более сложными задачами.
Прежде всего, необходимо
разработать планы
управления, определить оптимальную численность и структуру резерва
руководящих кадров, осуществить организационную работу пот подбору кадров
и формированию резерва, т. е. Найти научно обоснованные формы и методы
отбора кандидатов в резерв на выдвижение. Нужно сформировать требования к
работникам, выдвигаемым в резерв, создать стройную систему их обучения,
определить виды стажировки работников, зачисленных в резерв, отработать
систему их аттестации, и, наконец, разработать систему контроля за работой
с резервом. В результате решения этих задач уменьшится вероятность ошибок
при назначении кадров на руководящие должности, станет возможным
своевременно заменять менее подготовленных работников более подготовленными
и, что наиболее важно, соблюдать плановость в работе с кадрами.
Как на практике планируются
и организуются подбор и
управления?
В настоящее время кадры управления формируются путем планового
распределения специалистов, заканчивающих вузы и техникумы, выдвижения
работников из кадрового резерва и подбора кадров со стороны. Удовлетворение
потребностей предприятий в специалистах происходит в основном за счет их
подготовки в учебных
особых проблем с обеспеченностью специалистами не возникает. Сложнее
решаются вопросы подбора и расстановки кадров хозяйственных руководителей
различных уровней управления.
Наиболее распространенной
формой подбора руководящих
является использование резерва хозяйственных руководителей на выдвижение.
Формирование кадрового
путем отбора среди линейных и функциональных руководителей и специалистов
работников соответствующего уровня квалификации, политически грамотных,
добросовестных, обладающих организаторскими способностями.
Резерв кадров управления постоянно пополняется и обновляется. Каждый
год на предприятиях выявляются новые специалисты и руководители нижестоящих
звеньев управления с хорошей теоретической подготовкой и организаторскими
способностями. Кроме того, происходит естественное перемещение зачисленных
в резерв специалистов и хозяйственных руководителей по самым разнообразным
причинам (переход на другую работу, перемена места жительства и др.).
Однако создание общеминистерского (отраслевого) массива резерва
хозяйственных руководителей и специалистов в отраслях народного хозяйства в
том виде, в каком он существует в настоящее время, еще не решает полностью
проблему подбора кадров на выдвижение. Происходит это в силу нескольких
причин.
Во-первых, созданный массив резерва на выдвижение не является полным.
Практически он не охватывает все номенклатурные должности хозяйственных
руководителей. Это относится в первую очередь к предприятиям с небольшой
численностью инженерно-технических работников, которых можно было бы
включить в резерв.
Во-вторых, далеко не на всех предприятиях, даже крупных, существует
возможность выдвижения из состава резерва двух-трех кандидатов на одну
вакантную должность, с тем, чтобы иметь впоследствии возможность выбора на
них наиболее подходящих кандидатур.
В-третьих, в случае формального отношения к отбору специалистов и
руководителей в состав резерва в его списках могут оказаться такие
работники, которые по каким-либо причинам (уровню профессиональной
подготовки, моральным качествам и др.), несмотря на пребывание в резерве,
не могут быть выдвинуты на руководящую должность.
В-четвертых, как показывает практика, большинство зачисленных в резерв
специалистов и хозяйственных руководителей низового уровня не имеют еще
достаточного опыта руководящей деятельности, и поэтому необходимо
определенное время для того, чтобы они его приобрели.
Можно привести множество примеров, показывающих трудности выбора из
состава резерва, сформированного на предприятии, необходимого кандидата на
вакантную должность. Конечно, с целью очищения резерва от случайно попавших
в него работников, а также для его пополнения и обновления состав резерва
ежегодно пересматривается. Однако до настоящего времени он еще не стал в
хозяйственной практике основным источником формирования кадров
хозяйственных руководителей и основной формой работы с ними.
По этим причинам до настоящего времени еще сохранил значение такой
порядок подбора кадров управления, как приглашение руководителей со
стороны. Конечно, это дает возможность привлекать к управлению уже
сформировавшихся, подготовленных руководителей, которые без промедления
могут приступить к выполнению новых обязанностей по руководству на
предлагаемом участке работы. Следует также принять во внимание то
обстоятельство, что на небольших предприятиях не всегда есть возможности
для выдвижения руководителей на вакантные должности из числа работников
предприятия, что обусловлено малочисленностью резерва кадров,
недостаточными возможностями для повышения их квалификации и
переподготовки, а также целым рядом других факторов. Безусловно, для таких
предприятий предпочтительнее подбирать кадры управления посредством
приглашения руководителей со стороны.
Однако наряду с достоинствами такой порядок подбора кадров управления
имеет и ряд существенных недостатков:
во-первых, приглашение работника со стороны связано с затратами, иногда
большими, на повышение заработной платы приглашаемому работнику,
предоставление ему жилья, определенных льгот и т. п.;
во-вторых, должно пройти
определенное время, пока
на новом месте: освоится с условиями производства, познакомится с
коллективом, его традициями, взаимоотношениями и прочее. В течение этого
периода трудно рассчитывать на эффективность работы этого руководителя;
в-третьих, приглашение руководителя со стороны, а не выдвижение на
вакантную должность работников данного предприятия, надеявшихся на это,
может отрицательно повлиять на их настроение, инициативу, погасить в них
стремление к приобретению навыков руководящей работы, повышению
квалификации и т. д.
Если существует возможность выбора между выдвижением работника из
резерва и приглашением его со стороны, то следует, при прочих равных
условиях отдавать предпочтение первому варианту. Работник из резерва в
большей степени, чем приглашенный знает организацию технику и технологию на
данном месте работы, сложившуюся структуру взаимоотношений в коллективе,
препятствия и «узкие места» в производстве.
Подбор руководителя
со стороны может быть
на предприятии требуется
задач, коренная перестройка организации производства, а иногда и
взаимоотношений в коллективе. Руководитель со стороны свободен от
устоявшихся, консервативных взглядов на традиционные на данном предприятии
приемы и методы решения управленческих задач и на него не будет оказывать
давление характер сложившихся в коллективе взаимоотношений.
Одним из способов
обеспечения системы
может быть подготовка преемника самим хозяйственным руководителем. Этот
способ позволяет расширить круг ответственности у перспективного работника
еще до назначения его на новую должность (при отсутствии руководителя
преемник замещает руководителя без ущерба для дела). Кроме того,
расширяются возможности для продвижения самого руководителя, так как его
повышение не приведет к ослаблению управления возглавляемого им
подразделения.
Но не следует также, и переоценивать этот способ подбора кадров.
Конечно, опытный руководитель сможет многое передать своему приемнику:
знания, конкретный стиль работы. Однако будущий руководитель должен идти
вперед, развивать и усовершенствовать стиль работы, расширять свое
представление о перспективах развития системы управления, о научных методах
управления. Поэтому подбор руководителей наиболее эффективен и научно
обоснован при выдвижении работников из резерва хозяйственных руководителей.
Как проверить правильность
подбора работника на
Практика показывает, как бы тщательно не происходил подбор управленческих
кадров, решающим критерием правильности подбора кадров является их
творческие достижения в самом процессе управленческой деятельности, ее
эффективность. Поэтому организация подбора и расстановки кадров должна
предусматривать также возможность перестановки работников, использование
которых в управленческой деятельности на данном уровне или должности
оказалось малоэффективным. Таких работников лучше использовать на
должностях руководителей
В современных условиях, когда в огромной степени вырос уровень
образования, культуры трудящихся, недостатки в подборе кадров можно
объяснить не столько нехваткой хороших организаторов и специалистов,
которых можно было бы выдвигать на руководящую работу, сколько недостатками
в работе с кадрами, неумением находить
и воспитывать хороших
Отсутствие научной основы в подборе кадров приводит иногда к ошибкам
при назначении руководителей. Большая часть таких ошибок возникает потому,
что при существующих методах изучения кадров работники управлений кадров не
всегда имеют полное представление о личных и деловых качествах,
организаторских способностях каждого работника, не в полной мере знают,
какие личные и деловые качества необходимы для руководителя конкретного
подразделения на предприятии или в организации.
Отсутствие надлежащего резерва руководителей в отраслях народного
хозяйства приводит к текучести хозяйственных руководителей, особенно таких
категорий, как директор и главный инженер предприятия.
Правильность подбора кадров управления, и хозяйственных руководителей,
прежде всего, может быть обеспечена при создании научной системы изучения,
подбора и подготовки резерва хозяйственных руководителей. Но для этого