Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:14, лекция
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, потребителями и продавцами-заказчиками. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа – сертификата.
СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ
В условиях рыночной экономики
возникают новые
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Сертификация соответствия
– это действие третьей стороны,
доказывающее, что обеспечивается необходимая
уверенность в том, что должным
образом идентифицированная продукция,
процесс или услуга соответствуют
конкретному стандарту или
Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Таким образом, сертификация
– это прогрессивное
Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
• создание условий для
деятельности предприятий, учреждений,
предпринимателей на едином товарном
рынке РФ, а также для участия
в международном экономическом,
научно-техническом
• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• содействие потребителям в компонентном выборе продукции;
• содействие экспорту и
повышение
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:
• поэтапное внедрение обязательной сертификации;
• установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
• аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых; подготовка и аккредитация экспертов;
• разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов;
• модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
• создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
• определение номенклатуры
обязательных показателей: безопасности
для потребителя и окружающей
среды, совместимости и
• международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
2. ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Сертификация основывается на следующих принципах:
• государственности –
обеспечения государственных
• объективности – независимости от изготовителя и потребителя;
• достоверности – использования профессиональной испытательной базы;
• исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;
• демократичности –
Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.
Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».
В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Принцип шестой – постоянное
улучшение. Двадцать лет назад стратегия
качества базировалась на концепции
оптимального качества. Опыт показал,
что устанавливать пределы
Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА
Требования к системам
качества содержатся в стандартах ИСО,
они содержат общее руководство
качеством продукции и
Элементы системы качества
содержат основу государственной системы
стандартизации РФ и составляют основные
положения, порядок разработки, согласования,
утверждения государственных
В России действуют три
государственных стандарта
• окончательном контроле и испытаниях качества;
• проектировании и разработке качества, производстве, монтаже и обслуживании;
• производстве и монтаже.
В государственные стандарты РФ включены следующие положения:
1) требования к качеству
продукции должны в
2) требования совместимости
и взаимозаменяемости
3) методам контроля требований
к качеству продукции должна
отводиться немаловажная роль, которая
должна непосредственно
4) основные потребительские
и эксплуатационные свойства
продукции, требования к
5) положения, обеспечивающие
техническое единство при
Условия подготовки систем качества
к сертификации нуждаются в наличии
точно установленных процедур, для
того чтобы присутствовала ответственность
в изготовлении продукции, незначительное
число отклонений может присутствовать,
но не должно превышать установленной
нормы. Должны быть в наличии испытательные
лаборатории, где в обязательном
порядке должны проводиться исследования.
Также в интересах предприятия,
производящего продукцию, должна присутствовать
высокая степень