Сущность сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:14, лекция

Краткое описание

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, потребителями и продавцами-заказчиками. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа – сертификата.

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ.docx

— 16.52 Кб (Скачать файл)

СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ

В условиях рыночной экономики  возникают новые взаимоотношения  между изготовителями товаров, потребителями  и продавцами-заказчиками. Потребителю  необходимо гарантированное независимой  стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа  – сертификата.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы  сертификации для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая  уверенность в том, что должным  образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина.

Сертификация продукции  – это деятельность по подтверждению  соответствия продукции установленным требованиям.

Таким образом, сертификация – это прогрессивное направление  развития стандартизации, важнейший  механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для  деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия  в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности для  окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• содействие потребителям в компонентном выборе продукции;

• содействие экспорту и  повышение конкурентоспособности продукции;

• подтверждение показателей  качества продукции, заявленных изготовителями.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:

• поэтапное внедрение  обязательной сертификации;

• установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

• аккредитация действующих  испытательных лабораторий, а также  создание и аккредитация новых; подготовка и аккредитация экспертов;

• разработка требований к  стандартам и другим нормативным  документам, применяемым для сертификации продукции, процессов;

 

• модернизация стандартизированных  методов испытаний, в том числе  экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

• создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с  учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих  соглашений;

• определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

• международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о  взаимном признании результатов  сертификации.

2. ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация основывается на следующих принципах:

• государственности –  обеспечения государственных интересов  при оценке безопасности продукции;

• объективности – независимости  от изготовителя и потребителя;

• достоверности – использования  профессиональной испытательной базы;

• исключение разделения товаров  и услуг на отечественные и зарубежные;

• демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган  по сертификации. Сегодня в мире применяются различные системы  управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время  они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством  ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом  обеспечивающая организацию методически  и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому  предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые  для успешной реализации всех принципов  системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений  TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.

 

Пятый принцип – системный  подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  процессов, а каждый процесс –  как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и  QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия  качества базировалась на концепции  оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению  недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях  очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить  необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические  данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными  сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА

 

Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО, они содержат общее руководство  качеством продукции и стандарты  по обеспечению качества, а также  указания по выбору и применению. Также  имеется несколько моделей для  обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже  и обслуживании. Система качества содержит несколько моделей для  обеспечения качества продукции.

Элементы системы качества содержат основу государственной системы  стандартизации РФ и составляют основные положения, порядок разработки, согласования, утверждения государственных стандартов, а также регистрацию технических  условий. Государственная система  РФ содержит общие требования к построению, определению, изложению, оформлению и  содержанию стандартов.

В России действуют три  государственных стандарта качества – модели для обеспечения качества при:

• окончательном контроле и испытаниях качества;

• проектировании и разработке качества, производстве, монтаже и обслуживании;

• производстве и монтаже.

В государственные стандарты  РФ включены следующие положения:

1) требования к качеству  продукции должны в обязательном  порядке соответствовать установленным  стандартам, это неотъемлемое правило  при выполнении работ и оказании  услуг, обеспечивающее безопасность  для жизни, здоровья и имущества.  Также в целях охраны окружающей  среды на предприятиях должны  соблюдаться санитарно-гигиенические  требования. Обязательные требования  техники безопасности, а также  производственной гигиены на  предприятиях;

2) требования совместимости  и взаимозаменяемости продукции;

 

3) методам контроля требований  к качеству продукции должна  отводиться немаловажная роль, которая  должна непосредственно обеспечивать  безопасность для жизни, здоровья  и имущества, охрану окружающей  среды;

4) основные потребительские  и эксплуатационные свойства  продукции, требования к упаковке (предусмотрены стандарты к надлежащему  виду упаковки), транспортировке  и утилизации продукции;

5) положения, обеспечивающие  техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции,  правила обеспечения качества  продукции, сохранность и рациональное  использование всех видов ресурсов.

Условия подготовки систем качества к сертификации нуждаются в наличии  точно установленных процедур, для  того чтобы присутствовала ответственность  в изготовлении продукции, незначительное число отклонений может присутствовать, но не должно превышать установленной  нормы. Должны быть в наличии испытательные  лаборатории, где в обязательном порядке должны проводиться исследования. Также в интересах предприятия, производящего продукцию, должна присутствовать высокая степень производительности и применение статистических методов  контроля процессов. Сделки подлежат документальному  оформлению. В наличии должны быть организационно оформленные системы  качества, также должен присутствовать отдел качества.


Информация о работе Сущность сертификации