Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:03, реферат
Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.
функции управления
Информационно-
Мотивационно-целевая
функция формирует
Организационно-
Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах.
Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.
В управленческой
деятельности выделяются понятия субъекта
и объекта управления. В качестве
субъекта управления выступает человек
или группа людей, находящихся на той или
иной ступени организационной структуры
управления. Объектом управления является
образовательное учреждение, а также все
процессы, происходящие там и направленные
на образовательные действия. Во взаимодействии
субъектов и объектов управления проявляется
их единство в целостной педагогической
системе.
Принятие управленческого
решения — важнейший этап управленческой
деятельности, реализации управленческих
отношений и лидерских
Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.
Решение представляет
собой такой акт органов
Решение принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, качество информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).
Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.
Совершенно очевидно, что можно выделить разное количество стадий в подготовке управленческого решения (поиск проблемы, определение путей решения, выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т. п.), но основным является процесс сбора, анализа и переработки информации о внешних и внутренних условиях.
При подготовке и
принятии решений используются современные
научные и технические
Любое решение связано с человеком, его творческой индивидуальностью, с мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого решение, даже самое обоснованное, не может быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления, принимая решение, организуя его исполнение, руководствуется незыблемым принципом — решение должно быть «спроецировано» на человека, коллектив, организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать их к деятельности. Поэтому важно принять все меры к тому, чтобы решение было принято людьми и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не готово к его восприятию, в нем преобладает приверженность к старым решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции преобладают над здравым смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по инновированию сознания, постепенно добивается внедренческого эффекта средствами разъясняющих и обучающих технологий по изучению и инновированию общественного мнения.
Принятие решения можно определить как процесс неслучайного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия решений является само решение. В сущности, решение — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуаций, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого. С психологической точки зрения принятие решения — «волевой акт формирования последовательных действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации в ситуации неопределенности».
Каждый, даже самый узкий, интервал любой деятельности состоит из ряда решений, принимаемых человеком в процессе выбора вариантов, Целей и способов собственной деятельности. Управленческие решения отличаются от прочих тем, что являются двухступенчатыми. Руководитель в процессе руководства все время принимает решения в отношении того, как он должен руководить, но эти его решения содержат одновременно «вторую ступень» — они являются решением о том, как должны действовать подчиненные.
Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, всегда воспитывают у подчиненных либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого им решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.
В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают решения:
— уверенности (детерминистские
решения, когда известна ситуация
и имеющие в ней место
— риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);
— неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).
М. Вудкок и Д. Френсис (Раскрепощенные менеджер) различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Уровень первый — рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в соответствии с определенной программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Его главная функция в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.
Уровень второй — селективный. На этом уровне руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.
Уровень третий — адаптационный. На этом уровне руководитель ищет новое решение известной проблемы. Успех зависит от его личной инициативности и способности прорыва в неизвестное.
Уровень четвертый — инновационный. На этом уровне руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить по-новому.
Типы решений | Ключевые навыки |
Рутинный | Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация |
Селективный | Установление целей, планирование, анализ развития, анализ информации |
Адаптационный | Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска |
Инновационный | Творческое управление, стратегическое исследование, системное развитие |
В табл. 1 объединяются четыре уровня принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются также и навыки более высокого уровня.
Полезно выделить также решения единоличные (принимаемые руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руководителем с привлечением подчиненных). Причем в зависимости от «удельного веса» единоначалия и коллегиальности в принятии решений выделяются пять типов принятия решений:
— единоличное принятие решений без предварительных консультаций с сотрудниками и последующего их информирования;
— единоличное принятие
решений с последующим информи
— единоличное принятие решений с предварительными консультациями в коллективе;
— принятие совместных решений с сотрудниками;
— полная передача подчиненным функции принятия решения.
Таблица 1
Уровни принятия решений и ключевые навыки,
требуемые руководителю
Соответственно этим типам принятия решения можно говорить о пяти возможных стилях руководства: 1) директивном, 2) директивно-коллегиальном, 3) коллегиальном, 4) коллегиально-либеральном, 5) либеральном.
Л. Планкетт и Г. Хейл различают и описывают бинарные и многовариантные решения. Принятие бинарного решения предполагает выбор из двух возможных вариантов и, в частности, по схеме «да или нет». Принятие многовариантного решения предполагает выбор более чем из двух возможных вариантов.
В научной литературе описываются также решения:
— альтернативно-условные («я сделаю М, если будут условия С, но если будут условия Д, я сделаю Н») и однозначные («Я сделаю только М»);
— компромиссные («я сделаю К, поскольку это не вызовет такой бурной реакции со стороны X, как мое действие М») и бескомпромиссные;
— перестраховочные и смелые;
— перспективные (касаются
определения человеком или
Чтобы квалифицированно
принимать решения, человек должен
обладать определенными личностно-
Исследования показывают, что есть руководители, которые, обладая этими качествами, не владеют искусством принимать решения. В связи с этим представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:
— прогностическое
воспроизведение путей решения
стоящих задач, соотнесение их с
реальными условиями
— составление подробного информационного описания «слагаемых», необходимых для принятия решения и возможных действий по его реализации;
— умелое оперирование
своими знаниями, постоянное использование
профессионального опыта и
— активное подключение специалистов к разработке конкретных предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом зрения своей концепции решения;
— основательная волевая подготовка, внутреннее преодоление «борьбы мотивов» в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено с риском, обладание высоким чувством ответственности;
— критическая оценка
эффективности путей реализации
выработанного решения, «открытость»
к новой информации, помогающей
скорректировать принятое решение,
а также к критическим
Информация о работе Технология разработки управленческих решений