Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:54, реферат

Краткое описание

управление качеством кружок
В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.
Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики……………………………..3
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции.. 8
3. Заключение …………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

аверин.docx

— 122.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..2

1. Качество продукции – один  из основных факторов успешной  деятельности предприятия в условиях  рыночной экономики……………………………..3

2. Принципы обеспечения качества  и управления качеством продукции.. 8

3. Заключение …………………………………………………………………13

Список используемой литературы…………………………………………..14

 

 

Введение

управление качеством кружок

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Качество продукции является главным  фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Увеличение производства высококачественных изделий приводит к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности  товаров на внутреннем и внешнем  рынках.

В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

Руководителям современных отечественных  предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные  и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения  и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным  для потребления по сравнению  с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему  соответствию своих качественных и  стоимостных характеристик требованиям  данного рынка и потребительским  оценкам.

Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование системы  качества можно только при наличии  на фирме профессионально подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.

Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний теоретических  основ управления качеством и  практических методов организации  работ по обеспечению качества продукции  на предприятиях.

Основные задачи:

знакомство с общими тенденциями развития систем управления качеством;

изучение принципов построения систем управления качеством;

изучение создания систем управления качеством на предприятия;

выявление роли кружков качества в решении проблем.

    

1. Качество продукции  – один из основных факторов  успешной деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

 

Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик  включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка.

Под конкуренцией понимают соперничество  между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в  достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность  – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие  конкурентоспособности применяют  как к товарам (услугам), так и  к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара — это  его относительная характеристика, которая отражает отличие данного  товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и  той же общественной потребности, а  во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется  тремя группами показателей:

– полезностью - качество, эффект от использования и т.п.;

– определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия - затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.;

– конкурентоспособностью предложения - способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на нормативные - соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству,

технические - технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.,

экономические - уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, то есть цена потребления.

организационные - система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр. (рис.1).

 

Рисунок 1 - Параметры конкурентоспособности  продукции

 

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, то есть, не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя  – это его способность сохранять  и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как  по отношению к качественным характеристикам  продукции, так и по отношению  к производителям-конкурентам.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.

К факторам внешней среды могут  быть отнесены: уровень государственного регулирования и развития экономики  страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение система внешнеэкономических связей и т.д.); система коммуникаций; организация входных материальных потоков; факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);

Факторы внутренней среды предприятия  характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели: технический уровень  производства (состояние и уровень  использования производственных мощностей); технология; организация производства и управления; система формирования спроса и стимулирования и т.д.

Возможности воздействия предприятия  на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности  регулирования конкурентоспособности  предприятия относятся к сфере  факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может  с разной интенсивностью.

Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

-сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

-изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

-постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг).

Поэтому компания, прежде всего, должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой  стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять  определению и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование общей стратегии  и комплекса функциональных стратегий  компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления – скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.

Стратегия качества должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании.

Система качества должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное  выявление и устранение недостатков, процессов, которые влияют на ее качество, т.е. обеспечивать наибольшую вероятность  качественности выпускаемой продукции.

 

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

 

Обеспечение качества - это гарантирование такого уровня качества продукции, который  позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение  длительного времени, причем эта  продукция должна полностью удовлетворять  требованиям потребителя.

Существует два основных принципа обеспечения качества:

- фактический результат должен  соответствовать ожидаемому;

- в нём не должно быть погрешностей.

Обеспечение качества включает в себя регулирование качества сырья и  полуфабрикатов, сборки и производства, менеджмента, проверки на брак.

Качество определяется удовлетворённостью пользователя. Дешёвый продукт является высококачественным, если потребитель так считает.

Проблема обеспечения качества продукции успешно решена в передовых  капиталистических странах, в первую очередь США, Японии, Германии, где  она стала национальной идеей. Такое  большое внимание к этой проблеме объясняется следующими причинами:

- качество дает возможность  выдержать конкуренцию 

- качество позволяет получить  прибыль, необходимую для подъема  уровня жизни человека и развития  самих предприятий и организаций 

- решение проблемы качества  потребовало подъема общего уровня  культуры населения и его знаний 

Американский ученый Э. Деминг в 1980 году сформулировал принципы управления качеством. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

1. Сделайте так, чтобы стремление  к совершенствованию товара или  услуги стало постоянным. Ваша  главная цель — стать конкурентоспособным,  остаться в бизнесе и обеспечить  рабочие места.

2. Усвойте новую философию. Управляющие  должны осознать свою ответственность  и взять на себя руководство,  чтобы добиться перемен.

3. Исключите зависимость от контроля  при достижении качества. Устраните  необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.

4. Прекратите практику предоставления  заказов на основании ценовых  показателей.

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и  производительность и таким образом  постоянно снижать затраты.

6. Создайте систему подготовки  кадров на рабочих местах.

7. Создайте систему эффективного  руководства. Целью инспектирования  должна быть помощь людям, станкам  и устройствам работать лучше.

Информация о работе Управление качеством