Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и на практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Вложенные файлы: 1 файл

в инс.docx

— 26.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского.

Четвертый факультет дистанционного образования

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Управление качеством

           На тему: управление качеством

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: Потапова Ю.В                                                                  

                                                                   Группа: 4-23 ГМУ 14                 

                                                                   Проверила:

 

 

г. Выкса 2011г

Качество продукции и услуг  – важнейший фактор эффективной  деятельности предприятий в условиях рыночных методов хозяйствования. В  рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это  обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления  конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой  за ту же цену предлагается товар с  более высокими качественными параметрами  и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с  сопровождением”. Только качество может  привлечь потребителя.

 

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и на практике возникла необходимость выработки объективных  показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с  необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют  системы качества, соответствующие  международным стандартам.

 

В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта  на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю  является главным источником существования  любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний является ярким подтверждением этого. Но немало примеров, свидетельствующих  о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции  не соответствует ожиданиям потребителей.

 

Вопросам управления качеством  посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в  данной области.

 

В рыночной экономике производитель  и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между  наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по своему собственному желанию. Тем самым  потребитель указывает, что следует  производить. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

 

Качество является задачей  номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции  в этой области. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества передовые зарубежные фирмы  добились лидирующих позиций на различных  рынках. Российские предприятия пока еще имеют отставания в области  применения современных методов  менеджмента качества. Между тем  повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение  качества невозможно без изменения  отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

 

2. Техническое регулирование  и качество Философия закона  заключается в следующем: •  за качество товара ответственность  несёт производитель, а не государство;

 

• за безопасность товара для  жизни и здоровья граждан ответственность  несёт государство;

 

• оценку качества уровня товара будет давать конкретный потребитель  и рынок.

 

При этом основное содержание закона заключается в регулирование  отношений возникающих при:

 

• разработке, принятии и  исполнении обязательных требований к  продукции с момента производства до момента утилизации, выполнения работ или оказания услуг (в данном случае речь идет о технических регламентах);

 

• разработке, принятии, применении и использовании на добровольной основе требований к продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции, выполнения работ или оказания услуг (в данном случае речь идет о стандартах);

 

• оценки соответствия.

 

Одновременно с этим действие данного закона не распространяется на государственные образовательные  стандарты, стандарты в сфере  бухучета и аудита, и стандарты  в сфере функционирования рынка  ценных бумаг. Вводится термин «техническое регулирование» - это деятельность, направленная на разработку, применение и исполнение как обязательных, так  и добровольных правил в отношении  продукции, процессов производства, услуг и работ, госконтроль за соблюдением обязательных требований. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: •  применения единых правил установления требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствия технического регулирования  уровню развития национальной экономики, развития материально-технической  базы, а также уровню научно-технического развития;

 

• независимости органов  по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • единой системы  и правил аккредитации; • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; •  единства применения требований технических  регламентов независимо от видов  или особенностей сделок; • недопустимости ограничения конкуренции при  осуществлении аккредитации и сертификации;

 

• недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимости совмещения одним  органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

 

• недопустимости внебюджетного  финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

 

3. Роль и место стандартизации  в управлении качеством. Стандартизация  – это деятельность по разработке  и добровольному принятию совокупности  норм, правил, требований, условий которые  касаются в основном эксплутационных характеристик продукции.

 

Стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических  регламентов;

 

• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера; • обеспечения  научно-технического прогресса; • повышения  конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • рационального использования  ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

 

• взаимозаменяемости продукции.

 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

 

• добровольного применения стандартов; • максимального учета  при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

 

• применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением  случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим  и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

 

• недопустимости создания препятствий производству и обращению  продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем  это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

 

• недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

 

• обеспечения условий  для единообразного применения стандартов. 4. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы и задачи Подтверждение соответствия осуществляется в целях: • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

 

• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

 

• повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

 

• создания условий для  обеспечения свободного перемещения  товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления  международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной  торговли.

 

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: •  доступности информации о порядке  осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

 

• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых  не установлены требования технических  регламентов;

 

• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения  соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем  техническом регламенте;

 

• уменьшения сроков осуществления  обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

 

• недопустимости принуждения  к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определенной системе  добровольной сертификации;

 

• защиты имущественных интересов  заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения  соответствия;

 

• недопустимости подмены  обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

 

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется  равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения  продукции, осуществления процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

 

Формы подтверждения соответствия 1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

 

3. Обязательное подтверждение  соответствия осуществляется в  формах: принятия декларации о  соответствии (далее – декларирование  соответствия); обязательной сертификации.

 

4. Порядок применения форм  обязательного подтверждения соответствия  устанавливается настоящим Федеральным  законом.

 

Виды и методы контроля уровня качества в современных условиях. На всех этапах производства продукции, а также при её эксплуатации необходимым  элементом управления качества является контроль. Контроль необходим не только для достоверной оценки результатов  деятельности предприятий и его подразделений, но и служит основным информативным источником, используемым для принятия решений о необходимости и степени корректировки системы управления качеством продукции. Совершенствование форм контроля определяет достоверность и своевременность получаемой информации. Организационные формы и технические средства контроля качества продукции чрезвычайно разнообразны, и основной задачей современного контроля следует считать предупреждение появления бракованной продукции. Важно создать такую систему контроля качества на этих этапах жизненного цикла изделия, чтобы не допускать появления дефектной, недоброкачественной продукции, а также обеспечить стабильность показателей качества продукции.

 

Сущность всякого контроля можно свести к получению информации о фактическом состоянии некоторого объекта, его признаках и показателях (первичная информация); сопоставлению  первичной информации с ранее  установленными требованиями и нормами, т.е. определение соответствия или  несоответствия фактических данных ожидаемым (вторичная информация). Все  методы контроля качества продукции  можно классифицировать по следующим  признакам:

 

• назначению (входной, операционный, окончательный, эксплутационный, профилактический, подготовительный, средств измерений, достоверности контроля);

 

• подчиненности (централизованный, децентрализованный); • положению  в производственном процессе (при  настройке оборудования, по контрольным  участкам, летучий контроль); • параметрам и показателям качества (физических параметров, геометрических параметров, функциональных параметров, показателей  качества);

 

• объективности проверки (органолептические, инструментальные); • воздействию на объекты (разрушающие, неразрушающие); • способу определения  параметров (дифференцированные, комплексные, абсолютные, относительные, прямые, косвенные, контактные, бесконтактные, дискретные, непрерывные); • уровню автоматизации (ручной, механизированный, автоматизированный);

Информация о работе Управление качеством