Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:11, реферат

Краткое описание

Для того чтобы понять суть ИСО 9000 нужно не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.
Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Именно стандарты серии ИСО 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным Органом по сертификации. Стандарты серии ISO 9000 получили признание во многих странах с развитой экономикой. В России с 2008 года действует серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, аналогичная таковым ISO 9001: 2008

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000

 

Для того чтобы понять суть ИСО 9000 нужно не путать, а разделять два  основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.

Управление  качеством является одной из функций  предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Именно стандарты серии ИСО 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным Органом по сертификации. Стандарты серии ISO 9000 получили признание во многих странах с развитой экономикой. В России с 2008 года действует серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, аналогичная таковым ISO 9001: 2008

Информация  о стандартах ИСО

Что такое ISO 9000 и 14000?

 

Это международные  стандарты, разработанные Международной  организацией по стандартизации (ISO), которые содержат требования и рекомендации к системе менеджмента качества (стандарты ISO серии 9000) или к системе менеджмента охраны окружающей среды (экологического менеджмента) - стандарты ISO серии 14000.

 

В настоящее  время действуют:

Менеджмент  качества:

 

ISO 9000 : 2000 - Quality management systems Fundamentals and vocabulary (В России  введен как стандарт ГОСТ Р  ИСО 9000-2001 Системы менеджмента  качества. Основные положения и  словарь)

 

ISO 9001 : 2000 - Quality management systems - Requirements (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования)

 

ISO 9004 : 2000 Quality management systems - Guidelines for performance improvements (ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности)

 

ISO19011 : 2002 Guidelines on quality and/or environmental management systems auditing.

Экологический менеджмент:

 

ISO 14001: 1996 Environmental management systems - Specification with guidance for use (ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению).

 

ISO 14004 : 1996 Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and supporting techniques (ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования)

 

ISO 14031 : 1999 Environmental management - Environmental performance evaluation - Guidelines (ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования)

 

ISO 14040 : 1997 Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework (ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)

Принципы  управления качеством 

 

 

Международные стандарты серии  ИСО 9000:2000 устанавливают восемь принципов управления предприятием и процессами производства продукции для достижения целей в области качества:

вся деятельность предприятия должна быть ориентирована  на клиента;

управляемость и наблюдаемость всех процессов  на предприятии;

вовлечение  и мотивация персонала;

подходы к  управлению, основанные на процессном представлении всех видов производственной деятельности;

системный подход к управлению;

непрерывное совершенствование системы менеджмента  качества;

все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;

установление  взаимовыгодных отношений с поставщиками.

ISO 14041: 1998 Environmental management - Life cycle assessment - Goal and scope definition and inventory analysis (ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ)

 

ISO 14042 : 2000 Environmental management - Life cycle assessment - Life cycle impact assessment (ГОСТ Р ИСО 14042-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла)

 

ISO 14043 : 2000 Environmental management - Life cycle assessment - Life cycle interpretation (ГОСТ Р ИСО 14043-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла)

 

ISO 14050 : 2002 Environmental management - Vocabulary.

 

ISO 19011: 2002 Guidelines on quality and/or environmental management systems auditing (В России ИСО/ПМС 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем  менеджмента качества и/или охраны окружающей среды).

 

ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования. Этот стандарт устанавливает  основные требования к СМК;

ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик  СМК для повышения эффективности предприятия. Этот стандарт направлен на развитие СМК.

 

Два данных стандарта являются независимыми, но совместное использование может  способствовать их наилучшему применению и стимулировать развитие СМК. Содержание этих двух стандартов подразделено на четыре основные главы:

 Ответственность руководства. 

 Управление ресурсами. 

 Производство продукции. 

Измерения, анализ и совершенствование. ИСО 9001:2000, в отличие от старых версий, позволяет организации:

 иметь большую гибкость при  документировании СМК;

 разрабатывать документацию  в объеме, который действительно  необходим для планирования, разработки  и контроля собственных процессов  и непрерывного совершенствования  СМК. 

 

 

ИСО 9001:2000 требует шесть обязательных documented procedures (документированных процедур) для следующих ключевых процессов:

 управление документацией и  записями СМК; 

 регистрация качества;

 внутренний аудит; 

 управление несоответствующей  продукцией;

 корректирующие действия;

 предупреждающие действия.

Реализация требований стандартов серии

ИСО 9000\:2000

 

 

В результате анализа требований стандартов серии ИСО 9000:2000 можно сделать  вывод, что необходимы следующие  документы СМК:

 Ответственность руководства.  Политика и цели в области  качества.

 Руководство по качеству.

 Документированные процедуры (шесть обязательных процедур и еще дополнительно к ним процедуры, описывающие ключевые процессы предприятия).

 Стандарты предприятия (описывающие,  как выполнять операции или  группу операций процедуры).

 Первичные регистрирующие документы, регистрационные записи по качеству, программы качества, планы качества, положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции, методики, планы различного назначения и др.

 

 

В главах 26 показаны примеры конфигурации данных документов для предприятия со следующими видами продукции:

 инжиниринговые услуги (включая  проекты, в основном ориентированные  на АСУ ТП);

 программные продукты.

 

 

Указанные документы легко могут быть адаптированы для других видов деятельности предприятия.

 

Первый документ устанавливает ответственность руководства за качество продукции предприятия, формулирует политику и цели в области качества. Важно отметить, что цели в области качества должны быть измеримыми.

 

Руководство по качеству раскрывает основные пути решения поставленных задач. Оно может быть написано в виде путеводителя по документированным процедурам, стандартам предприятия и другим документам, давая ответы на пункты стандарта ИСО 9001:2000.

 

Документированные процедуры дают ответы на следующие  вопросы:

 Каковы  цели процедуры? 

 Какие  операции выполняются, в какой  последовательности?

 Кто  руководит процедурой?

 Каков  перечень входных данных?

 Кто  из должностных лиц отвечает  за конкретную операцию?

 Каков  перечень выходных данных процедуры,  куда они поступают?

 Какие  документы создаются в результате  выполнения процедуры? 

 Каков  расход ресурсов?

 

 

В стандартах предприятия изложена методика выполнения важнейших операций или группы операций документированных процедур.


Информация о работе Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000