Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:11, реферат
Для того чтобы понять суть ИСО 9000 нужно не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.
Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Именно стандарты серии ИСО 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным Органом по сертификации. Стандарты серии ISO 9000 получили признание во многих странах с развитой экономикой. В России с 2008 года действует серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, аналогичная таковым ISO 9001: 2008
Для того чтобы понять суть ИСО 9000 нужно не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.
Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Именно стандарты серии ИСО 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным Органом по сертификации. Стандарты серии ISO 9000 получили признание во многих странах с развитой экономикой. В России с 2008 года действует серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, аналогичная таковым ISO 9001: 2008
Информация о стандартах ИСО
Что такое ISO 9000 и 14000?
Это международные стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO), которые содержат требования и рекомендации к системе менеджмента качества (стандарты ISO серии 9000) или к системе менеджмента охраны окружающей среды (экологического менеджмента) - стандарты ISO серии 14000.
В настоящее время действуют:
Менеджмент качества:
ISO 9000 : 2000 - Quality management systems Fundamentals and vocabulary (В России введен как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)
ISO 9001 : 2000 - Quality management systems - Requirements (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования)
ISO 9004 : 2000 Quality management systems - Guidelines for performance improvements (ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности)
ISO19011 : 2002 Guidelines on quality and/or environmental management systems auditing.
Экологический менеджмент:
ISO 14001: 1996 Environmental management systems - Specification with guidance for use (ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению).
ISO 14004 : 1996 Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and supporting techniques (ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования)
ISO 14031 : 1999 Environmental management - Environmental performance evaluation - Guidelines (ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования)
ISO 14040 : 1997 Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework (ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)
Принципы управления качеством
Международные стандарты серии ИСО 9000:2000 устанавливают восемь принципов управления предприятием и процессами производства продукции для достижения целей в области качества:
вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на клиента;
управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии;
вовлечение и мотивация персонала;
подходы к управлению, основанные на процессном представлении всех видов производственной деятельности;
системный подход к управлению;
непрерывное
совершенствование системы
все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;
установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.
ISO 14041: 1998 Environmental management - Life cycle assessment - Goal and scope definition and inventory analysis (ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ)
ISO 14042 : 2000 Environmental management - Life cycle assessment - Life cycle impact assessment (ГОСТ Р ИСО 14042-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла)
ISO 14043 : 2000 Environmental management - Life cycle assessment - Life cycle interpretation (ГОСТ Р ИСО 14043-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла)
ISO 14050 : 2002 Environmental management - Vocabulary.
ISO 19011: 2002 Guidelines on quality and/or environmental management systems auditing (В России ИСО/ПМС 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды).
ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования. Этот стандарт устанавливает основные требования к СМК;
ИСО 9004 Система менеджмента качества.
Руководство для улучшения
Два данных стандарта являются независимыми, но совместное использование может способствовать их наилучшему применению и стимулировать развитие СМК. Содержание этих двух стандартов подразделено на четыре основные главы:
Ответственность руководства.
Управление ресурсами.
Производство продукции.
Измерения, анализ и совершенствование. ИСО 9001:2000, в отличие от старых версий, позволяет организации:
иметь большую гибкость при документировании СМК;
разрабатывать документацию
в объеме, который действительно
необходим для планирования, разработки
и контроля собственных
ИСО 9001:2000 требует шесть обязательных documented procedures (документированных процедур) для следующих ключевых процессов:
управление документацией и записями СМК;
регистрация качества;
внутренний аудит;
управление несоответствующей продукцией;
корректирующие действия;
предупреждающие действия.
Реализация требований стандартов серии
ИСО 9000\:2000
В результате анализа требований стандартов серии ИСО 9000:2000 можно сделать вывод, что необходимы следующие документы СМК:
Ответственность руководства. Политика и цели в области качества.
Руководство по качеству.
Документированные процедуры (шесть обязательных процедур и еще дополнительно к ним процедуры, описывающие ключевые процессы предприятия).
Стандарты предприятия (
Первичные регистрирующие доку
В главах 26 показаны примеры конфигурации данных документов для предприятия со следующими видами продукции:
инжиниринговые услуги (включая
проекты, в основном
программные продукты.
Указанные документы легко могут быть адаптированы для других видов деятельности предприятия.
Первый документ устанавливает ответственность руководства за качество продукции предприятия, формулирует политику и цели в области качества. Важно отметить, что цели в области качества должны быть измеримыми.
Руководство по качеству раскрывает основные пути решения поставленных задач. Оно может быть написано в виде путеводителя по документированным процедурам, стандартам предприятия и другим документам, давая ответы на пункты стандарта ИСО 9001:2000.
Документированные процедуры дают ответы на следующие вопросы:
Каковы цели процедуры?
Какие операции выполняются, в какой последовательности?
Кто руководит процедурой?
Каков перечень входных данных?
Кто из должностных лиц отвечает за конкретную операцию?
Каков
перечень выходных данных
Какие
документы создаются в
Каков расход ресурсов?
В стандартах предприятия изложена методика выполнения важнейших операций или группы операций документированных процедур.
Информация о работе Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000