Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции
5
1.2 Современная концепция менеджмента качества
9
1.3 Сертификация продукции и систем качества
14
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»

21
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2»
21
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

23
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции
24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии Каролина.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

Эти принципы лежат в  основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством – Total Management.

Рассмотрим общую теорию управления качеством.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях.

Механизм управления, согласно общей теории управления представлен  на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Механизм управления, согласно общей теории управления

Примечание – Источник: [20, c. 69]

 

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

Программы качества с  установлением значений показателей  могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров [2, c. 77].

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются  в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего, укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное  старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

 Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями  заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь) [5, c. 38].

При таком взгляде  на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

Универсальная схема  управления качеством представляется состоящей из шести блоков (см. рисунок 1.3).

К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной  части схемы) относятся: станки, машины, другое производственное оборудование; профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

 

Рисунок 1.3 – Универсальная схема управления качеством

Примечание – Источник: [21, c. 58]

 

Обрамляющие прямоугольник  факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся: характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность; климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; интерьер и производственный дизайн; характер материальных и моральных стимулов; морально–психологический климат в производственном коллективе; формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; состояние социально материальной среды работающих [7, c. 69].

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме  работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и в тех условиях, в которых ему приходится трудиться.

В данном случае универсальная  схема управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной  работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

 

 

1.3 Сертификация  продукции и систем качества

 

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда  всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать [19, c. 126].

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация – это  документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Она представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные для выполнения минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Таким образом, устанавливается  ограничение на ввод в обращение  продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукции  осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

В зависимости от выбранной  схемы, взаимоотношения субъектов  сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

Применение предприятиями  и в Беларуси сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества: обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции; облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям; обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции; способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции; уменьшает импорт в страну аналогичной продукции; предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества; стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей  системе обладающей собственными правилами  и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции  можно классифицировать по различным классификационным признакам. Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Классификация систем сертификации

Признак классификации

Система сертификации продукции

Заинтересованность сторон

Национальная 

Региональная 

Международная

Окончание таблицы 1.1

 

Правовой статус

Обязательная 

Добровольная 

Самостоятельная

Участие сторонних организаций  в исполнении процедуры сертификации

Третьей стороной


Примечание – Источник: [25, c. 119]

 

Национальная система  сертификации продукции создается  на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система  сертификации продукции создается  на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система  создается для продукции, на которую  в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Самостоятельная система  сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем  продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции  третьей стороной создается стороннею  организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды) [14, c. 69].

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии