Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:18, реферат
Работа содержит такие разделы как:
- Функции управления качеством продукции,
- Социально-психологические методы управления качеством продукции,
- Технические факторы, влияющие на качество продукции
Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций. В этой связи их можно подразделить на следующие управленческие функции:
1. Функция прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлена на:
- выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;
- выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;
- определение номенклатуры, показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.
2. Функция планирования повышения качества продукции предполагает:
- разработку новых видов продукции;
- повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции;
- разработку задания по освоению новой продукции;
- повышение качества изготовленной продукции и качества работы.
3. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим достижениям или превосходят их.
4. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с установленными показателями.
5. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий.
6. Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, комплектующих изделий и др.
7. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции.
8. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями – с другой.
9. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции.
10. Функция контроля качества при испытаниях продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, техническихусловий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.
11. Функция технико- экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.
12. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.
13. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции.
В современных условиях функционирования экономики особое значение приобретает повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой субъектами хозяйствования продукции (производимых работ, оказываемых услуг).
Качество - это важнейшее условие эффективной работы предприятий и организаций, обеспечения их экономической устойчивости в рыночной среде.
Согласно определению, данному в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000, качество - это совокупность свойств или характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. При этом считается, что потребности являются обусловленными, если они определяются в стандартах на продукцию, других нормативных документах, договорах на поставку продукции, технических заданиях на разработку т.д.
Уровень качества продукции характеризуется интенсивностью проявления тех или иных свойств и выражается с помощью количественных и качественных показателей. Существуют различные классификации показателей для оценки уровня качества продукции. Одна из них, например, предусматривает разделение показателей качества на:
- единичные, используемые для оценки свойств конкретной продукции; комплексные - для характеристики уровня качества единицы продукции в целом;
- интегральные - для оценки качества определенного объема продукции (удельный вес бракованной продукции в ее общем объеме;
- удельный вес продукции, на которую поступили рекламации;
- сортность продукции; удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, поставляемой на экспорт и т.д.).
Единичные показатели, в свою очередь, можно подразделить на классификационные и оценочные. Первые из них характеризуют назначение продукции и область ее применения, К основным оценочным показателям качества промышленной продукции обычно относят следующие: это назначение (или технический эффект), надежность в потреблении, экономичность в эксплуатации, эргономичность (характеризующая систему «человек-изделие»), экологичность, безопасность в эксплуатации, эстетичность, стандартизация и унификация, технологичность в производстве, стоимостные и др.
В настоящее время понятие качества значительно расширяется. Оно относится не только к производимой продукций (оказываемым услугам), но и к любым процессам, осуществляемым на предприятий, в том числе трудовым. Повышение качества продукции (работ, услуг) обеспечивается на основе управления качеством, создания на предприятиях соответствующей системы управления качеством. Последняя рассматривается как целевая подсистема, в рамках которой координируется деятельность различных производственных и управленческих звеньев по обеспечению качества продукции и работ.
Социально-психологические методы управления качеством продукции
Управление качеством на производстве можно рассматривать также как форму управления инновационной деятельностью, направленной в большей степени на совершенствование выпускаемой продукции (работ, услуг). При этом центральное место принадлежит методам управления - экономическим, организационным, социально-психологическим.
К основным экономическим методам управления качеством относятся: - планирование качества;
- стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятий (через систему налогообложения, финансирования, ценообразования, кредитования и др.);
- материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей.
Организационные методы управления качеством направлены на формирование прогрессивных форм организации производства, управления и труда на предприятии, способствующих повышению качества, в том числе на создание современных систем управления качеством.
Социально-психологические методы включают:
- создание благоприятных условий труда и быта работников;
- формирование нормального социально-психологического климата в коллективах;
- развитие внутрипроизводственных механизмов стимулирования качества;
- моральное стимулирование;
- привлечение работников к решению проблем качества, например, путем участия в работе «кружков качества» и т.д.
Социально-психологические методы управления качеством в наибольшей степени присущи японским фирмам, которые придают особое значение активизации «человеческого фактора» эффективности.
Содержание конкретных функций управления качеством продукции (работ, услуг) на предприятии:
- исследование рынка, или маркетинг. Содержанием этой функции является выявление текущих и будущих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выбор «целевых рынков» и способов выхода на рынки. Маркетинг предполагает также изучение технических и организационных возможностей производства более совершенной продукции, разработку соответствующих рекомендаций;
- прогнозирование и планирование уровня качества тесно связаны с маркетинговыми исследованиями. Прогнозная функция реализуется на высшем уровне управления предприятием, в том числе путем формирования политики в области качества и дифференцируется по временным интервалам. Планирование уровня и повышения качества продукции является ключевой функцией в системе управления качеством и реализуется на всех уровнях управления предприятием. На высшем уровне это отражается в соответствующих разделах бизнес-плана, программах повышения технического уровня и качества продукции; на нижестоящих уровнях - в производственных планах подразделений, планах оргтехмероприятий и т.д.;
- нормирование требований к качеству продукции, работ, услуг. Содержание этой функции связано с установлением обязательных для исполнения значений показателей качества продукции, полуфабрикатов, производственных и других процессов, результатов деятельности отдельных работников и коллективов.
Требования к качеству продукции относятся как к минимальным значениям полезных свойств изделий, так и к ограничениям отрицательного воздействия продукции на пользователя. Эти требования отражаются в стандартах на продукцию, технических условиях и другой нормативной документации.
В соответствии с мировой практикой в стандартах на продукцию указываются обязательные и рекомендательные требования. Первые из них относятся к характеристикам продукции, связанным с безопасностью для жизни и здоровья людей, их имущества, с охраной окружающей среды, совместимостью и взаимозаменяемостью продукции. Объектами стандартизации, кроме продукции, могут являться процессы, в том числе технологические, и услуги. Стандарты на продукцию, процессы, услуги разрабатываются международными организациями по стандартизации и управлению качеством, государственными органами и организациями, промышленными и торговыми фирмами, ассоциациями потребителей.
На предприятиях могут разрабатываться следующие виды стандартов: на продукцию, если ее качественные характеристики превосходят требования других стандартов; стандарты для внутреннего пользования — на технологические процессы, инструмент, оснастку, детали, сборочные единицы, организацию управления и т.д.
Подготовка производства новых изделий представляет комплекс работ и действий по установлению связей с непосредственным потребителем или заказчиком создаваемой продукции, формированию конкретных требований к ней, организации разработки и принятию решений о ее изготовлении. В общем случае выделяют следующие этапы подготовки производства:
- исследования - разработка рекомендаций по достижению требуемых показателей качества продукции и созданию соответствующих технических, организационных, экономических и социальных предпосылок;
- проектирование -воплощение результатов научных исследований в конкретных проектах, в том числе в конструкторской, технологической и другой документации, образцах новой техники и т.д.;
- освоение - комплекс работ по развертыванию производства новых изделий, реализации результатов проектирования.
Метрологическое обеспечение предполагает выполнение необходимого объема и точности измерений показателей качества продукции, наиболее полное обеспечение производства необходимыми для этого средствами измерений, совершенствование применяемых средств и методов измерений, создание новой измерительной техники.
Материально-техническое обеспечение качества объединяет все виды деятельности по созданию материальной базы для достижения заданного уровня качества: обеспечение производства современным технологическим оборудованием, качественными предметами труда, создание испытательной базы, развитие инструментального и измерительного хозяйств, организацию взаимодействия с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий.
Оперативное управление качеством предусматривает обеспечение запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте и потреблении.
Стимулирование повышения качества продукции и работ предполагает создание благоприятных условий для наиболее полного использования «человеческого фактора» обеспечения качества. Стимулы улучшения качества подразделяются на материальные и моральные; они должны быть ориентированы на эффективность труда работников и коллективов.
Контроль за качеством и испытания продукции. Функция контроля за качеством обеспечивает обратную связь в системе управления. Основными видами контроля за качеством продукции, работ, услуг предприятий являются: производственный, государственный, инспекционный и общественный:
- производственный, или внутрифирменный, контроль за качеством осуществляется на всех стадиях производства и реализуется главным образом руководящим персоналом предприятий, а также специальными подразделениями (отделами, бюро) технического контроля. Широкое распространение получил также самоконтроль;
- основными формами государственного контроля за качеством являются: государственный надзор за соблюдением требований стандартов и средствами измерений, сертификация продукции и контроль за наличием сертификатов качества на импортируемую продукцию, ведомственный контроль за качеством;