Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:45, реферат
Разработка и принятие решений по созданию и овершенствованию организационной культуры
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием 5
1.1. Сущность и понятие организационной структуры 5
1.2. Методы проектирования организационной структуры управления 15
предприятием 15
1.3. Классификация организационных структур 19
Глава 2. Анализ и принятие решений по совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятия 30
2.1. Анализ организационно-управленческой структуры ТОО «Завод сельскохозяйственной техники» (ТОО «ЗИКСТО») 30
2.2. Рекомендации и совершенствование организационной структуры 32
Заключение 34
Список литературы 36
В случае динамичности внешней среды, организационная структура должна быть органической.
Влияние технологии на организационную
структуру проявляется в
1) структура привязана к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от используемой в организации технологии;
2) организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологические обновления.
Организационная структура
в значительной мере зависит от того,
как к ее выбору относятся менеджеры,
какой тип структуры они
Признаки оптимальной структуры:
- небольшое число уровней руководства;
- небольшие подразделения
или автономные группы с
- целенаправленная работа на потребителей;
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
- высокая производительность и низкие затраты – высокая эффективность.
Поскольку предназначение
организационной структуры
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава
органов управления и их
- установление уровня
компетенции, прав, обязательств
и ответственности каждого
- установление количественного состава работников;
- формирование применяемых методов руководства;
- определение состава информации и техники ее обработки и использования.
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура
функций управления или
- численность работников управления по функциям
или процессам и их профессионально-
- состав самостоятельных структурных подразделений;
- количество уровней
управления или автономных
- централизация или децентрализация управления;
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической
теории организации структура
Последовательность действий следующая:
1. Осуществляется деление
организации по горизонтали на
широкие блоки,
2. Устанавливаются соотношения
полномочий различных
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, и поручается их выполнение конкретным лицам.
Существуют три главных этапа в проектировании любой организационной структуры управления:
1) определение характера выполняемой работы;
2) распределение работы
между отдельными позициями
3) классификация элементов
менеджмента, разработка на
1. Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию создания организационной структуры полезно также разбить на подгруппы, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранения бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не упустить важную составляющую часть работы).
Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ:
1) деятельности: определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
2) решений: какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3) отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;
4) лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5) влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
2. Распределение работ
между элементами менеджмента.
Этот этап включает в себя:
установление норм, стандартов (например,
расчет допустимого объема
3. Классификация элементов
менеджмента, построение
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника подразделения.
Современные подходы к организации проектирования структуры управления:
- синтез формирования структуры из некоторых ее первичных элементов на основе анализа функций;
- матрично-органический
подход – структура
- рационализации технологии организационных процессов - решение проблемы организаций планирования, контроля, регулирования;
- организационных изменений
– этот подход предполагает
использование социально-
- ситуационный выбор характеристик организационной структуры управления.
Под методом проектирования
организационной структуры
Специфика проблемы проектирования
организационной структуры
Проектирование
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного моделирования
Метод аналогий
состоит в применении
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных .
Некоторые основные типы организационных моделей:
1) математико-кибернетические
модели иерархических
2) графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей;
3) натурные модели
организационных структур и
4) математико-статистические
модели зависимостей между
Процесс проектирования организационных структур управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.
Создание подразделений путем группирования аналогичных производственных функций позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства предприятием в период расширения его хозяйственной деятельности.
Формирование бизнес-групп (центров прибыли) в рамках закрепленного за ними процесса, представляющего определенные отношения организации с потребителями, усиливает группирование работ по рынкам. Возникают достаточно автономные группы. В результате такого подхода сближаются те, кто принимают решения, с теми, кто материализованные продукты решений покупает – потребители.