Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что степень финансирования расходов на социальную сферу определяет, прежде всего, гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддерживать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Поэтому необходимой для решения проблемой является максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев. Цель данной курсовой работы – изучить систему финансирования социального обеспечения и социальной защиты, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.
Введение 3
1 Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения 4
1.1 Система социальной защиты и поддержки отдельных групп населения 4
1.2 Источники финансирования социального обеспечения и социальной защиты населения 9
1.3 Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения 13
2 Практический раздел 18
2.1 Задание, исходные данные для расчета 18
2.2 Анализ, планирование бюджетных показателей 19
2.3 Выводы и предложения 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Социальное обслуживание осуществляется соответствующими учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Федеральному
закону «Об основах
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципальные образования вправе направлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов. [6].
1.2
Источники финансирования
Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь формируют единый механизм финансового обеспечения социальной защиты населения и должны рассматриваться вместе как часть финансовых отношений.
Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества.
Финансовое обеспечение социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и контроль за эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с данным контрактом государство берет на себя обязательство выполнения определенных социальных функций перед обществом и определяет тем самым объемы предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.
Поляк, Г.Б. выделить три источника финансирования
социальной
защиты населения:
В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды:
Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.
Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий. [9, с. 216].
Трудовые пенсии РФ состоят из следующих составных частей:
Выплата пенсий
по обязательному пенсионному
Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха.
Источниками формирования фонда являются:
• средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).
Эти средства используются на:
• оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д. [12, с. 432].
Фонды обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного
медицинского страхования — денежные
фонды, предназначенные для
Обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования - финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.
К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.
Доходная часть Федерального
фонда обязательного
Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлены на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательною медицинского страхования, включая нормированный страховой запас, на содержание аппарата Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, финансирование целевых программ и компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования. [10, с. 459].
1.3 Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения
В современной России финансовое обеспечение социальной политики вообще, и системы социальной поддержки в частности, традиционно отходит на второй план. Государственные бюджетные, внебюджетные расходы, да и социальные инвестиции корпораций направляются на указанные цели преимущественно по остаточному принципу.
Это хорошо видно по распределению расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в 2005 — 2007 гг., которое отражено в таблице 1.11.
Таблица 1.1 – Расходы федерального бюджета в 2005-2006гг. (млрд. руб.)
Наименование расходов |
Номер раздела |
Сумма в 2005г. |
Сумма в 2006г. |
Рост, % (2006/2005) |
Сумма в 2007г. |
Рост, % (2007/2006) |
Общегосударственные вопросы |
01 |
521,432 |
638,885 |
22,5 |
808,196 |
26,5 |
Национальная оборона |
02 |
578,350 |
666,026 |
15,1 |
822,036 |
23,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
03 |
455,310 |
541,634 |
18,9 |
662,867 |
22,4 |
Национальная экономика |
04 |
263,259 |
339,333 |
28,8 |
497,229 |
46,5 |
ЖКХ |
05 |
12,110 |
38,883 |
в 3р. |
53,024 |
36,4 |
Охрана окружающей среды |
06 |
4,760 |
6,334 |
33 |
8,096 |
27,8 |
Образование |
07 |
160,468 |
201,588 |
25,6 |
277,939 |
37,9 |
Культура, кинематография и СМИ |
08 |
48,375 |
51,248 |
5,9 |
67,805 |
32,3 |
Здравоохранение и спорт |
09 |
94,078 |
149,098 |
58,4 |
206,373 |
38,4 |
Социальная политика |
10 |
185,874 |
205,253 |
10,4 |
215,566 |
5 |
Межбюджетные трансферты |
11 |
1215,429 |
1431,827 |
17,8 |
1844,346 |
28,8 |
Из данных таблицы 1.1 видно, что рост расходов на социальную политику в 2007г. сократился в 2 раза по сравнению с ростом расходов в 2006г. и составляет всего 5%.
Выделение финансовых средств на социальную политику производится «от достигнутого», год от года по конкретным направлениям, как правило, прибавляется некоторая сумма. В 2006г. значительное увеличение можно констатировать только по субвенциям бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Это предусмотрено законами «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». [15, с. 62-63].
Финансовые
параметры государственной
Рассмотрим динамику структуры расходов Пенсионного фонда РФ, фондов социального страхования РФ и обязательного медицинского страхования РФ в 2006-2007г. на социальное обеспечение и социальную защиту населения (таблицы 1.3, 1.4 и 1.5 соответственно).
Таблица 1.3 – Динамика структуры расходов бюджета пенсионного фонда РФ в 2006-2007гг. (млрд. руб)2
Наименование расходов |
Сумма в 2006г. |
Сумма в 2007г. |
Рост, % |
Расходы пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию, всего в том числе |
1166,753 |
1356,955 |
16,3 |
Выплата базовой части трудовой пенсии |
485,543 |
559,344 |
15,2 |
Выплата страховой части трудовой пенсии |
680,274 |
796,445 |
17,1 |
Выплата пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ |
0,935 |
1,166 |
24,7 |
Выплата пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета |
87,804 |
100,094 |
14,0 |
Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными |
1,015 |
1,611 |
58,7 |
Расходы пенсионного фонда РФ на дополнительное пенсионное обеспечение |
2,356 |
2,890 |
22,7 |
Расходы
на осуществление ежемесячной в том числе |
167,675 |
195,263 |
16,5 |
Ежемесячные денежные выплаты ветеранам |
39,331 |
48,254 |
22,7 |
Ежемесячные денежные выплаты инвалидам |
120,062 |
138,495 |
15,3 |
Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
7,465 |
8,514 |
14,1 |
Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы |
0,816 |
0,903 |
10,7 |
Информация о работе Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения