Формирование и развитие американской школы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент качества в настоящее время — это не ограниченная рамками производственного процесса узкая специфическая деятельность, а управление всей организацией, всеми аспектами ее жизнедеятельности. Соответственно и категория «качество» в современном менеджменте носит многоаспектный характер.

В стандартах по качеству (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) дается следующее определение понятия «качество»: «Качество - это степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования».

Содержание

Введение 3

1. Развитие управления качеством 5

2. Американская школа управления качеством 10

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 90.17 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

  УПРАВЛЕНИЯ,   ЭКОНОМИКИ     И   СОЦИОЛОГИИ 
 

                                                      
 
 

Кафедра управления качеством  и стандартизации 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

На тему: «Формирование и развитие американской школы управления качеством» 

По предмету: «Управление качеством» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студент  группы МЗ-4 Б                                               Позднякова К.С. 

Проверил конд. тех. наук,

старш. науч. сотрудник                                                                     Копылов О.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Королёв 2011

 

Содержание

Введение 3

1. Развитие управления качеством 5

2. Американская школа управления качеством 10

Заключение 15

Список  использованной литературы 17 

 

Введение

 

     Менеджмент  качества в настоящее время —  это не ограниченная рамками производственного  процесса узкая специфическая деятельность, а управление всей организацией, всеми  аспектами ее жизнедеятельности. Соответственно и категория «качество» в современном  менеджменте носит многоаспектный характер.

     В стандартах по качеству (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) дается следующее определение понятия «качество»: «Качество - это степень, с которой совокупность собственных характеристик  объекта выполняет требования».

     Она применяется по отношению не только к продукции или услугам, но и  ко всем процессам в организации (процессам жизненного цикла продукции, управленческим процессам, процессам  управления ресурсами, процессам измерения, анализа и улучшения). Категория  «качество» отражает не только потенциал, которым обладает организация, но и  достигнутые результаты и саму деятельность по их достижению. Качество в наступившем  веке становится стратегией развития любой организации.

     Следует отметить, что точное и четкое понятие  качества имеет важное экономическое  значение, так как позволяет уменьшить  затраты производителей продукции, удовлетворяющих потребности покупателей.

       На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с национальными и экономическими особенностями различных стран формировались и специфические подходы к управлению качеством. Наибольшую известность получили американская (TQC - комплексное управление качеством) и японская (CWQC - управление качеством в рамках фирмы) концепции.

     В данной работе рассмотрим развитие управления качеством на примере США.

 

  1.  Развитие управления качеством
 

     Управление  качеством продукции во многих развитых странах является заботой не только отдельных фирм, но и рассматривается  как общенациональная проблема. Можно  выделить четыре уровня, в соответствии с которыми создаются организации  по управлению качеством: международный (межнациональный); национальный (государственный); отраслевой; общефирменный. Рассмотрим организации по управлению качеством продукции, действующие на этих уровнях.

     На  международном уровне действует  Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной  организацией в области качества. Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и  качеству (от России – Госстандарт). Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование  и  пропаганда  практических  методов  и  теоретических  принципов управления качеством.

     Наряду  с ЕОК действуют и другие межнациональные  организации  по качеству. Так, в  рамках военного блока НАТО имеется  система документов по качеству военной  продукции, в основном базирующихся на нормативно-технических документах США.

     На  национальном (государственном) уровне действуют национальные организации  по качеству. Среди них одна из самых  крупных – Американское общество по контролю качества (АОКК), созданное  в 1948 году на общественных началах. В  состав АОКК входят представители крупнейших фирм, корпораций, научно-исследовательских  организаций США. АОКК имеет отделения  в США и за рубежом. АОКК занимается разработкой организационных основ служб управления качеством на предприятиях, способствует внедрению передовых методов управления качеством, организует обучение специалистов, ведет издательскую деятельность.

     Другая  крупная национальная организация  по качеству – Японский союз инженеров  и научных работников. Специалисты  союза проводят  обследование фирм – претендентов на премию Деминга. Эта премия была учреждена в 1951 году в честь Эдвардса Деминга, одного из ведущих специалистов США по внедрению  статистических методов контроля качества.

     На  отраслевом уровне в ряде стран в  различных сферах деятельности действуют  системы обобщения и анализа  опыта обеспечения качества. Так, например, в США такая организация  есть по морской и авиационной  технике.

     На  общефирменном уровне управление качеством  осуществляется специально создаваемыми в фирме службами управления (обеспечения) качества. В крупных корпорациях  при системном подходе к качеству продукции эти службы органически  вписываются в систему управления фирмой, которая имеет, как правило, достаточно сложную организационную  структуру.

     Польский  ученый К.Лисецки в 1997 году предложил интересную графическую схему эволюции подходов к управлению качеством (рис.1).

 

     Рисунок 1 - Эволюции подходов к управлению качеством 

     Управление  качеством начиналось с выходного  контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого  отдельного изделия дала система  Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала  требования к качеству продукции  в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся  специалистами (инспекторами). Система  Тейлора ввела деление продукции  на качественную и дефектную (брак).

     Особо следует выделить роль Э.Деминга, научный вклад которого в становление системы всеобщего управления качеством высоко оценен, прежде всего, японцами, назвавшими японскую национальную премию в области качества именем Деминга.

     Одновременно  в США Ф.Кросби была разработана  программа «Ноль дефектов», которая получила широкое распространение не только на американских предприятиях. Так, массовое движение в СССР по разработке программ бездефектного изготовления продукции явилось реакцией на концепцию «ноль дефектов».

     Отметим ряд положительных моментов программы  Ф.Кросби, которые нашли отражение в основных положениях TQM:

  • упор на предупреждение дефектов, а не на их обнаружение;
  • направленность усилий на сокращение уровня дефектности в производстве;
  • осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции;
  • понимание факта, что качество работы фирмы определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений и др.

     В своей книге «Джуран о планировании качества» (1983) известный американский ученый Д.Джуран изложил следующие этапы планирования качества:

  • идентифицировать, кто является потребителем;
  • определить запросы этих потребителей;
  • интерпретировать эти запросы в возможности компании;
  • разработать продукт, который может отвечать этим запросам;
  • оптимизировать характеристики продукта так, чтобы он отвечал как запросам потребителя, так и интересам компании;
  • разработать процесс производства продукта;
  • оптимизировать процесс;
  • проверить, может ли процесс обеспечить производство продукта при существующих условиях;
  • запустить процесс производства.

     Среди специалистов в области качества отметим Дж.Харрингтона, длительное время работавшего на разных должностях в службе обеспечения качества корпорации IBM. В своей деятельности пристальное внимание уделял вопросам активизации творческого потенциала сотрудников компаний. Он автор многочисленных статей по вопросам качества.

     Движение за повышение уровня качества возникло десятилетия тому назад во многих странах. Однако именно американские ученые и специалисты разработали наиболее эффективную систему управления качеством, именно они апробировали конкретные методы данной системы.

     Американский  опыт управления качеством был обобщен  в ныне широко известную систему  «Всеобщего управления качеством». В 1986 году он был избран президентом Американского общества по контролю качества. В книге «Управление качеством в американских корпорациях» Харрингтон, изучив опыт многих американских компаний, подчеркивает необходимость изменения системы управления и контроля текущих процессов для решения проблем. Проблемы заключаются не в людях, а в системе.

     Большой вклад в развитие науки о качестве внес Арманд Фейгенбаум.

 

  1. Американская  школа управления качеством
 

     В 40-е и 50-е годы прошлого века, производимые в США товары характеризовались низким уровнем качества. Даже ведущие американские компании, провозгласившие качество продукции основной целью, относились к качеству как к средству уменьшения издержек производства, а не как к способу удовлетворения нужд потребителей. Огромные затраты (20-25% всех текущих затрат среднестатистического предприятия) из-за низкого уровня качества уходили на обнаружение и устранение дефектов продукции. Суммарные затраты с учетом издержек на гарантийный ремонт и замену реализованных дефектных изделий доходили до 30 и более процентов от издержек производства.

     По  мнению многих американских специалистов, низкий уровень качества являлся  основным препятствием на пути роста  производительности труда и конкурентоспособности  американских товаров. Для решения  проблемы пытались прибегать и к  протекционистским мерам, вводили  специальные квоты, пошлины, тарифы, направленные на защиту национальной продукции от конкурентов.

     Американская  промышленность оказалась перед  выбором - или резко повысить уровень  качества, или потерять значительную часть рынка. Было решено обратить внимание на такие проблемы, как мотивация рабочих; кружки качества; статистические методы контроля; повышение сознательности служащих и управляющих; учет расходов на качество; программы повышения качества; материальное стимулирование.

     Американские  специалисты рассматривали деятельность японских кружков качества, как ключ к успеху бизнеса. В конце 70-х годов  многие американские фирмы стали  прилагать значительные усилия для  их организации и развития. Опыт работы кружков качества реэкспортировался  из Японии в США, где в свое время  появилась идея об их создании. В  результате был достигнут значительный экономический эффект. Кроме этого на участках, контролируемых кружками качества, улучшился психологический климат, повысилось чувство удовлетворенности трудом, положительно развивалась система межличностных коммуникаций. К 1982 году широкая кампания по пропаганде деятельности кружков качества позволила довести их число в США до 6000. В том же году была создана национальная ассоциация кружков качества. Однако не везде работа американских кружков качества отличалась высокой эффективностью. Причина этого заключалась в копировании японской специфики без всесторонней адаптации к социально-культурной среде Соединенных Штатов.

Информация о работе Формирование и развитие американской школы управления качеством