Формирование технологии повышения качества продукции ОАО ЛВЗ «Глазовский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью представленной курсовой работы является рассмотрение технологий решения проблем повышения качества через пункты всеобщего управления качеством.
При этом предпочтение отдавалось более современным, хорошо зарекомендовавшим себя элементам.
В ходе исполнения работы решались следующие задачи:
ознакомление с нормативной документацией по управлению качеством;
исследование эволюции всеобщего менеджмента качества;
определения основных проблем повышения качества для российских предприятий;
проведение анализа системы управления качеством на примере регионального предприятия;

Содержание

Введение 3
История создания «Системы менеджмента качества» 5
Возникновение системы управления качеством
Технологии системы менеджмента качеством
Развитие системы управления качеством в России
Формирование технологии повышения качества продукции ОАО ЛВЗ «Глазовский» 13
Характеристика ОАО ЛВЗ «Глазовский»
Анализ системы управления качеством на ОАО ЛВЗ «Глазовский»
Основные модели повышения качества продукции на ОАО ЛВЗ «Глазовский»
Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую эффективность предприятия 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)



 
Рис.1 Аксиоматическое проектирование в ТQM.

 

    1. Особенности развития системы управления качества в России

 Идеология системы  управления качества в России  до сих пор испытывает определенные  трудности при внедрении. Если  спроектировать концептуальную  основу стандартов ISO серии 9000: 2000 на российский менеджмент, то выявятся следующие особенные моменты:

    • в силу бедности и не привередливости, воспитанной в советские времена, российские розничные покупатели чаще всего потребителями не являются, так как свои потребности ими не осознаны и не сформулированы. Обычно они стремятся покупать не качественный товар, а дешевый. Россияне же, которые за короткий срок смогли стать богатыми, чаще всего выбирают товар не качественный, а дорогой. Лишь россияне среднего достатка все в большей степени стремятся к сочетанию качественного и дорогого. Поэтому они и становятся главными розничными потребителями, на которые должны ориентироваться отечественные потребители. Профессиональных потребителей, способных своевременно оплачивать свои покупки, в России немного. Большинство предприятий и организаций, не имея возможности расплачиваться с поставщиками переходят на различные формы обмена – бартер, взаимозачет и т.д. Поэтому российским бизнесменам необходимо строить системы менеджмента качества, ориентируясь не на мифических, а на реальных потребителях;
    • в России традиционно любят не лидеров и начальников, а вождей. Лишь недавно стало формироваться понимание того, что национальное достояние страны –это не только нефть, уголь и золото, но и лидеры –люди способные брать на себя ответственность, видеть будущее и вести за собой других. Формируется и понимание того, что если россияне хотят иметь лидеров, то они должны перестать быть рабами;
    • в менеджменте вовлеченность достигается путем доверия к работникам и делегирования им необходимых полномочий, разъяснения миссии, целей и задач компании, а также создания нормальных условий для работы. Необходима система мотивации, в соответствии с которой труд вознаграждается, причем лучше всего вознаграждается коллективный результат, при достижении которого видна доля индивидуальной работы;
    • для освоения на российских предприятиях процессного подхода можно и нужно должным образом использовать опыт, накопленный в военных отраслях промышленности, где в соответствии с механизмом военной приемки представители заказчика (а не государственные чиновники) сопровождают разработку и изготовление изделия с первого до последнего шага. Однако использования опыта военной приемки явно недостаточно для необходимого обновления российской промышленности. Ведь процессный подход, свойственный военной приемке, навязывается заказчиком. А он должен стать результатом реализации внутренней потребности компании повысить эффективность своей деятельности. Поэтому для российских предприятий и организаций (постсоветских и созданных в последнее время) более актуален сейчас реинжиниринг - перепроектирование используемых процессов;
    • работники организаций должны не только создавать и использовать, развивать и совершенствовать системы, способные выявлять и устранять причины возникающих проблем, но и непрерывно улучшать себя. Реализация такого подхода в менеджменту в российских предприятиях – проблема весьма актуальная и очень сложная. Ведь в России основным является репрессивный менеджмент, который исходит из того, что качество можно обеспечивать лишь наказаниями за допущенные ошибки, а улучшение качества – ужесточением наказания. Но жизнь показала, что репрессивный менеджмент ведёт к безответственному менеджменту, при котором никто ни за что не отвечает. Таким образом, в области менеджмента предстоят огромные культурные преобразования. Необходимо научиться видеть систему менеджмента, а не отдельно действующих разочарованных и безынициативных людей, находящихся под прессом возможного наказания. И первым шагом в этом направлении должен стать отказ от наказаний;
    • постоянное улучшение – это, с одной стороны, адаптация к меняющимся условиям рынка, бизнеса, внешней среды, а с другой – постоянное улучшение компаний путём сокращения всех видов издержек, повышения уровня образованности, мотивации и гибкости работников, обеспечение готовности осваивать новые виды бизнеса. Для России концепция оптимального качества (обеспечение оптимального для организации соотношения расходов на брак и на его предупреждение) является проблематичной. Так как для большинства компаний оптимальным является нулевой уровень дефектности;
    • принятие решений на основе фактов в российских условиях является делом не простым: ничто в нашей стране не подвергалось и не подвергается до сих пор такому насилию, как факты. Для принятия фиктивного решения, основанного на анализе данных и информации, необходимо создание информационного базиса аналитической системы. Нужно научиться правильно измерять, выявлять и добиваться воспроизводимости определения фактов. До тех пор, пока в российских организациях будет существовать репрессивный менеджмент, порождающий страх, люди будут скрывать факты, обманывать, создавая неопределенные ситуации, не способствующие результативной и эффективной деятельности персонала;
    • в сфере формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками, у российских предприятий существует определённые проблемы с осознанием двойственности формулы Э.Деменга «побеждать можно только вместе». В России только сейчас наблюдается отказ от жёсткого эгоистического подхода и потребителей, и поставщиков.                                

Современный опыт развития всеобщего  менеджмента качества в России может  представить пока еще редкие, но весьма интересные и успешные примеры  использования отдельных технологий ТQM.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование повышения качества продукции
    1. Характеристика предприятия

ОАО Ликеро-Водочный Завод «Глазовский» - одно из крупнейших российских предприятий по производству крепких алкогольных напитков. На нем работает свыше 500 человек, больше половины из них непосредственно заняты производством продукции. Торговую сеть завода представляют 24 фирменных отдела на территории республики и за ее пределами.

Сегодня ОАО ЛВЗ «Глазовский» производит продукцию под торговыми марками «Калашников», «Золотая корона России», «Ак-47», «Глазов» особая, «Ледник» особая, «Ижевский оружейник» особая. Объем производства составляет 1 000 000 дал (20 млн. бутылок) в год, из них 40% реализуется за пределами республики. Высочайшее качество продукции ОАО ЛВЗ «Глазовский» подтверждается наградами и дипломами, заработанными на общероссийских и международных конкурсах, а также международными сертификатами.

ОАО ЛВЗ «Глазовский» расположен в г.Глазове  Удмуртской  Республики  по адресу:  ул.  Набережная,  2.  Предприятие  является  одним  из  ведущих   в республике. Завод открылся в мае 1900 года.

С 1946 года завод  стал выпускать водку. В настоящее  время ассортимент выпускаемой  продукции велик и насчитывает  несколько  десятков  наименований продукции.

Основной  целью  ОАО ЛВЗ «Глазовский»  является  получение  прибыли   от реализации продукции.

В 2009 году произошел  дальнейший спад объёмов производства водки до 93,8 млн. дал (- 12% к объёмам 2008 г.) и увеличение объёмов производства ликероводочных изделий с объёмной долей спирта свыше 25% до 13 млн. дал (рост 24% к 2008 году). В структуре производства  ОАО ЛВЗ «Глазовский» доля водки уменьшилась на 13,5%, а  доля горьких настоек   показала рост в 30%.

Несмотря на ужесточение условий функционирования алкогольного рынка ОАО ЛВЗ «Глазовский» отличился бесперебойной работой производства и сбытовых структур, а 2009 год характеризовался удержанием своей доли на российском рынке.

Закупки  сырья  для производства   спирта   (зерно)   осуществляется   у    сельскохозяйственных производителей  республики;  материалы  для  оформления готовой   продукции (этикетки, бутылки, колпачки и др.) приобретаются в пределах России,  причем поставщики материалов могут меняться.

Сбыт своей  продукции предприятие осуществляет в Самарскую, Кировскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую области, Республику   Башкортостан, Татарстан, а также в Австралию,  Новую  Зеландию,  на  Кипр  и  в  Германию.

Предприятие имеет 22 фирменных магазина в 8 населенных пунктах  Удмуртии.  В городе находится 10 магазинов.

ОАО ЛВЗ «Глазовский» занимает  площадь  3,0га.  На  данной  территории находится 6 цехов: посудный, моечно-разливной, ликерный, пивной,  отпускной, механический. Также на  территории  предприятия находится:  склад готовой продукции, спиртохранилище, административные здания, столовая и гаражи  для автотранспорта.

К вопросу о специализации  отметим, что спирт  поставляет  Балезинский

спиртовой  завод, а ОАО ЛВЗ «Глазовский» специализируется по выпуску ликероводочной продукции.

Основные направления деятельности предприятия, направленные на стабильное развитие и увеличение прибыльности деятельности:

  1. Формирование и поддержание портфеля брендов.
  2. Расширение рынков сбыта продукции.
  3. Обеспечение стабильного   качества  продукции.
  4. Дальнейшее развитие, обновление производственного комплекса.
  5. Разработка и внедрение  новых  технологических решений.
  6. Формирование корпоративной культуры и благоприятного  психологического климата в коллективе

 

 

 

 

 

 

Динамика объёмов  продаж, тыс. дкл.

Наименование

Факт 2010

План 2010

Факт 2009

Изменение доли рынков в 2010 г по сравнению с 2009

Реализация продукции

935

1 230

1049

 

В том числе  Удмуртия

714

823

717

+8%

Межрегиональный рынок

221

407

332

-8%

В том числе  экспорт

35

 

41

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика продаж основных торговых марок, формирующих  основной объём продаж, тыс. дкл. 

Наименование

Фактическая реализации в 2010 году

Доля,  %

Факт реализации  2011

Доля, %

«Калашников»

209

26

154

25

«Золотая корона России»

163

21

120

19

«Ак-47»

154

19

   

«Глазов» особая

123

15

214

34

«Ледник» особая

129

14

98

16

«Ижевский оружейник» особая

55

7

34

6


 

В 2010, 2011  годах основной ассортимент формировала продукция недорогого сегмента: водки «Золотая корона России», «Глазов» особая. Около 36% в достигнутых объёмах занимал рынок сбыта за пределами Удмуртии. Продвигаемая торговая марка «Глазов» особая позиционировалась в сегменте дешевых водок, и основной маркетинговой стратегией для  продвижения продукции в регионы была низкая цена на продукцию. Данными инструментами были достигнуты в 2006, 2007 г.г.  результаты продаж более 1,2 млн. дкл продукции. При этом  было уплачено налогов в бюджеты всех уровней в 2007г. и 2006г. более 800 млн. руб.

В 2007 году  началась работа над  изменением структуры ассортимента в пользу более рентабельной продукции.

В 2009 году продолжилась работа по формированию ассортимента – проведен ребрендинг водок «Калашников», «АК-47», бальзама «Иднакар». Структура ассортимента за последние 4 года изменилась существенно. Реструктуризации ассортимента в пользу продукции более дорогого ценового сегмента отразилась снижением объёмов продаж  за пределами Удмуртии, что, в свою очередь, было компенсировано ростом общей рентабельности продаж.

 

Динамика основных показателей деятельности:

№ п.п

Наименование  показателя

Ед. изм.

2010 г.

2011г.

1

Объём реализованной алкогольной продукции

тыс. дкл.

1049

934,7

2

Валовая выручка, в т.ч. акциз, НДС

тыс.руб

1647829

1627145

3

Выручка-нетто, в т.ч. по видам деятельности:

тыс.руб

712067

705975

4

Валовая прибыль

тыс.руб

231844

253532


 

При снижении по сравнению с предыдущим годом объёма реализации на 11%, снижение выручки  произошло  на 1%. Это объясняется  повышением стоимости единицы продукции в отчетном году по сравнению с прошлым годом  на 11%, за счет изменения  структуры  ассортимента в пользу более рентабельного.

При этом рост себестоимости  единицы продукции  составил  всего 4%, что объясняется повышением цен поставщиков, и опять же изменением структуры ассортимента. Коммерческие расходы снизились за счет уменьшения расходов на оплату труда, транспортных расходов и расходов на рекламу и маркетинг, за счет уменьшения объёмов реализации.

В результате опережения  темпа роста выручки над расходами,  чистая прибыль ОАО ЛВЗ «Глазовский» за отчетный год увеличилась на 34 733 тыс. руб. и составила  58 153 тыс. руб.

 

    1. Анализ системы управления качеством на предприятии

ОАО «Ликероводочный  завод «Глазовский» проводит подготовку к расширению географии поставок своей продукции. Причем эти планы  распространяются как на внутренний, так и на зарубежные рынки. Как  стало известно редакции журнала «Свое дело», завод произвел реконструкцию в своем цехе по производству спирта в поселке Балезино, привел технологию производства продукции в соответствие с требованиями международной системы качества ISO-9001 и в ближайшее время планирует существенно увеличить объемы экспортных поставок.

Как сообщило руководство  завода, работы по доведению качества продукции до международного уровня велись ОАО ЛВЗ «Глазовский» в течение двух лет. В первую очередь предприятие инвестировало десятки миллионов рублей в переоборудование Балезинского спиртзавода, который поставляет спирт на ОАО ЛВЗ «Глазовский». В частности, в цехе по производству спирта были смонтированы дополнительные контрольные и очистительные системы и внедрены новые технологии производства. В настоящее время каждые сутки в Балезино производится около 2 тысяч декалитров спирта. Весь технологический процесс полностью автоматизирован и составляет примерно 90 часов. Система контроля качества, внедренная в производство, позволяет гарантировать соответствие всем технологическим нормам на каждой стадии, начиная с закупки пшеницы и заканчивая выпуском спирта. Реконструкция позволила еще поднять качество спирта. Специалисты, проводившие модернизацию цеха в поселке Балезино, утверждают, что спирт, который здесь выпускается, — один из лучших в России и полностью соответствует мировым стандартам. После установки дополнительного очистительного оборудования, современной автоматики для контроля степени точности всех этапов производства результаты лабораторных анализов показали, что содержание вредных примесей — сивушных масел, альдегидов, эфиров и метанола — в балезинском спирте в десятки раз ниже норм, допустимых российским ГОСТом. И уже с ноября вся продукция ОАО ЛВЗ «Глазовский» производится на новом спирте. Меры, предпринятые заводом по повышению качества продукции, своевременны еще и потому, что сегодня конкуренция велика не только на международных рынках алкоголя, но и на внутреннем. Статистика, например, показывает, что производство водки и ликероводочных изделий в России неизменно сокращается. Большинство предприятий, производящих алкогольную продукцию, работают на 50 процентов своей мощности. По мнению аналитиков, это связано с тем, что совсем немногие российские предприятия производят продукт, даже соответствующий требованиям современного российского покупателя, не говоря уже о международных требованиях по качеству. Внедрение международной системы контроля качества ISO-9001, по мнению генерального, директора ОАО ЛВЗ «Глазовский» Николая Сорокина, позволило предприятию пересмотреть систему управления качеством продукции. «В своей работе наше предприятие ориентируется и на удовлетворение спроса отечественных потребителей, и на требования зарубежных партнеров, — говорит Николай Сорокин. — Из года в год наше предприятие совершенствует технологии производства, добиваясь немалых результатов в создании продукта высокого качества и стараясь максимально удовлетворить спрос конечных потребителей. И в последнее время мы усовершенствовали не только технологический процесс, но и управленческую систему, уделив особое внимание подготовке и переподготовке кадров». Сертификат соответствия системы менеджмента качества из семейства стандартов ИСО 9000 особенно значим для предприятий накануне вступления России в ВТО, когда будет открыт свободный доступ на отечественный рынок иностранных компаний, а также для продвижения российской продукции на зарубежные рынки. Более 800 тысяч компаний во всем мире имеют сертификат ISO, в России же их пока около двух тысяч. У нас внедрением международных систем качества в основном занимаются предприятия, в той или иной мере ориентированные на экспорт продукции. К ним относится и ОАО ЛВЗ «Глазовский», давно наладивший поставки на мировые рынки.

Информация о работе Формирование технологии повышения качества продукции ОАО ЛВЗ «Глазовский»