Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:00, реферат
Целью данной работы выступает изучение процесса эволюции стандартизации.
Перед работой стоят следующие основные задачи:
- изучение и раскрытие основных этапов эволюции науки – стандартизации;
- решение предлагаемой в задании варианта задачи;
- ответ на практический вопрос по применению стандартов.
Введение
1. Эволюция стандартизации
1.1 Краткая история развития стандартизации
1.2 Возникновение международной стандартизации
1.3 Эволюция стандартов качества
1.4 Эволюция стандартизации в России
1.5 Система Менеджмента Качества (СМК)
2. Вопрос: Функцию методического пособия по разработке и принятию системы качества выполняет стандарт?
3. Задача
Заключение
Список используемой литературы
Американские ученые Эдвардс Деминг и Джозеф Джуран в 50-х годах прошлого века предложили рассматривать совершенствование качества как циклический процесс. В стандарте ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» он рассматривается как руководящий принцип построения системы менеджмента качества. В основе совершенствования любого процесса лежит цикл PDCA (plan – планирование, разработка процессов; do – осуществление, внедрение процессов; check – проверка, постоянное контролирование процессов и продукции и act – действие по постоянному улучшению показателей процессов)6.
1.4 Эволюция стандартизации в России
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Упрочение торговых связей с соседними народами и рыночные отношения внутри страны требовали упорядочить русские меры и весы. Однако государственная служба мер и весов была учреждена лишь в 1845 году, после принятия в 1842 году Положения о мерах и весах, согласно которому на всей территории страны вводилась единая система российских мер и весов. Были изготовлены первые образцы русских национальных мер - сажени и фунта. Тогда же было создано первое метрологическое учреждение России - Депо образцовых мер и весов, преобразованное в 1893 году в Главную палату мер и весов. (см. Д.И.Менделеев). Ее деятельность имела два направления: метрологическое - обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и их эталонов и поверочное - обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.7
В начале XX века значительно расширилось
применение измерительных средств,
появилась сложная контрольно-
Введение метрической системы мер и весов и следует считать началом развития стандартизации в нашей стране.
В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации - при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.
В 1940 году ЦК ВКПб и Совнарком СССР постановлением от 09 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
Существенной вехой в развитии
стандартизации явилось постановление
Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об
организации работы по стандартизации
в СССР». В этом постановлении
главной задачей стандартизации
была названа разработка системы
нормативно-технической
В постановлении Совета Министров
СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании
организаций работы по стандартизации»
определены задачи в условиях перевода
экономики страны на рыночные отношения
и интеграции ее в мировое экономическое
пространство. В постановлении реализованы
основные положения концепции
Образование в 1992 году независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 года Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.9 В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.
Выдающимся событием в истории
стандартизации явилось принятие в
1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который
определил меры государственной
защиты интересов потребителей посредством
разработки и применения нормативных
документов по стандартизации. С введением
этого Закона был осуществлен
переход от всеобщей обязательности
стандартов, установленный
Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направленияразвития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13.03.1992; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
Период 2002—2003 гг. ознаменовался принятием 27.12.2002 Федерального закона "О техническом регулировании" и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле10.
1.5 Система Менеджмента Качества (СМК)
В английском варианте – Quality Management System. Возможны два варианта русского перевода к тому же с разной смысловой нагрузкой: система качественного управления и система управления качеством. Если в первом варианте смысл понятен, то во втором возникает неизбежный вопрос: управление качеством чего? Конечного продукта или услуги? Или деятельности самого предприятия? Если исходить из того, что СМК – это средство для достижения высокого качества процессов управления предприятием с целью получения заданных конечных результатов, т. е. удовлетворенности потребителя качеством произведенного продукта или услуги, то правильным в смысловом отношении будет перевод «система управления (менеджмента) качеством». Этот вариант охватывает как достижение стандартов качества конечного продукта, удовлетворяющих потребителя, так и внедрение качественного управления предприятием.
Понятие «качество» в СМК является многогранным. Оно включает качество экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства предприятия, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых отношений и т. д. При этом доминантой, безусловно, является качество конечного продукта. Главная целевая установка СМК, построенная на основе стандартов ISO серии 9000, – обеспечения качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставления ему доказательств в способности предприятия сделать это. Основным принципом СМК является принцип непрерывного совершенствования, без которого система быстро отмирает.
Основное требование СМК, созданной в соответствии со стандартом ISO 9001, гласит: «Документируй то, что делаешь; делай то, что задокументировано». Если нарушить данное требование, то система управления качеством прекратит функционировать, т. к. предприятие не сможет подтвердить соответствие реальных процедур документированным.
Требования стандарта дают общую основу, позволяющую установить процедуры, стандарты работы и индикаторы удовлетворенности потребителей. Помимо предоставления гарантии потребителю, СМК может использоваться в следующих целях:
обеспечение общей структуры для координации и связи между подразделениями;
улучшение эффективности и
определение задач и концентрация усилий на потребности покупателей;
достижения и поддержка
создание базы для улучшения деятельности как отдельного сотрудника, так и предприятия в целом11. СМК, внедренная на предприятии согласно стандарту ISO 9001 в одной стране, сопоставима с СМК, основанной на том же стандарте в другой стране. Такая сопоставимость приносит безусловные выгоды предприятиям.
2. Вопрос: Функцию методического
пособия по разработке и
Функцию методического пособия по разработке и применению системы качества выполняет стандарт ИСО-9000:
1) 9004
2) 9001
3) 9000
Кратко раскроем содержание МС ИСО серии 9000.
МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее
руководство качеством и
Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
Основными целями организации в области обеспечения качества являются:
достижение, поддержка и стремление
к постоянному улучшению
постоянное удовлетворение всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц. Каждое предприятие (организация) имеет пять групп заинтересованных лиц табл. 2.1
обеспечение внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются, и что происходит улучшение качества;
обеспечение уверенности потребителей, и других заинтересованных лиц в достижение требований к качеству;
обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются.
Таблица 2.1. Заинтересованные лица
Заинтересованные лица |
Типичные требования или запросы |
Потребители |
Качество продукции |
Работники |
Карьера и удовлетворение работой |
Владельцы |
Показатели инвестирования |
Субподрядчики |
Возможность непрерывного предпринимательства |
Общество |
Ответственное управление |
При этом стандарт МС ИСО 9000-1 дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий. Например, критериями, которые должны учитываться при выборе той или иной системы, являются степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологические факторы и др.
МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
Стандарт устанавливает
МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". Стандарт устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. Эта модель является промежуточной по уровню требований к поставщику.